2.1 Реализация функции pr в органах государственного и местного управления Республики Беларусь: институциональная структура и технологии
Развитие связей с общественностью в органах государственного управления Республики Беларусь характеризуется следующими этапами.
Первый этап, доинституциональный (1989–1993 гг.), предполагал оформление лишь первого признака института: выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.
Второй этап – первичная институционализация (1993–1996 гг.) – стадия формирования начальной организации субъектов.
Третий этап, вторичной институционализации, начинается с момента принятия первой декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (с 1996 г.). Вместе с тем формализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института. Рассмотрим особенности и закономерности развития каждого из этих этапов.
Первое свидетельство о существовании «паблик рилейшнз» в Беларуси принадлежит белорусскому исследователю И.Н. Соколову [23].
Занимаясь типологией разнообразных форм и методов «паблик рилейншз», он справедливо замечает, что содержание отдельных функций связей с общественностью постоянно меняется с учетом политического и социального развития общества. Ситуация доинституционального периода отчетливо выявилась в конце 80-х – начале 90-х гг., когда на гребне реформ в белорусском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ Совета Министров, отдельных министерств. Позже подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления не только республиканского, но и регионального уровня.
Период первичной институционализации, на наш взгляд, начинается в 1993 году, когда был создан Национальный пресс-центр Республики Беларусь. Есть основания утверждать, в силу разных причин, что его деятельность во многом определила развитие связей с общественностью в нашей стране. Пресс-центр формирует профессиональную идеологию, основанную на взаимопомощи и популяризации PR-деятельности, взаимодействует с пресс-службами, что говорит об укреплении институциональных черт и признаков «паблик рилейшнз». Последнее актуально и для оценки деятельности первой негосударственной PR- структуры, которая появилась в 1994 году. С возникновением Института общественных связей в Минске появилась возможность хоть частично ликвидировать дефицит информации по вопросам паблик рилейшнз, наладить тесные контакты с российскими и зарубежными коллегами.
Способствовал этому и выпуск журнала «Популярность», посвященного технологиям PR. До этого специальных изданий для практиков связей с общественностью в Беларуси не было. «Популярность» преимущественно занималась жизнью западной профессиональной среды и отводила рождению отрасли небольшую площадь, ориентируясь на отечественный опыт. Качественным признаком первичной институционализации можно считать и становление соответствующей образовательной системы. В 1996 году на факультете журналистики БГУ началась подготовка профессионалов в области связей с общественностью.
На третьем этапе появляются профессиональные документы, предписывающие соответствующее поведение и отношения специалистов по связям с общественностью. В этот период формируется и законодательно-правовая база, впрямую или косвенно регулирующая сферу PR. Так, с 1995 года появляются Законы «О печати и других СМИ», «О рекламе», «О порядке предоставления информации о деятельности органов государственной власти для освещения СМИ», «Об общественных объединениях», и ряд других, регулирующих информационную сферу, частью которой стал паблик рилейшнз. В середине 90-х выходят в свет Положения «О пресс-службе Президента Беларуси», «Об управлении информации Национального собрания РБ», «О Национальном пресс- центре Республики Беларусь», Положения о пресс-службах органов государственного управления, Кодексы профессионального поведения и этики в области деловых коммуникаций и СМИ, принятые членами Института общественных связей и Союза журналистов РБ. Третий этап развития связей с общественностью в Беларуси отмечен и такими социально значимыми функциями института, как просветительство и популяризация PR-деятельности, стимулирование лучшего опыта, показ социальной роли и значимости новой профессии для развития открытого информационного общества. Этот процесс еще выглядит достаточно аморфно, но вехами на этом пути уже стали научно-практические конференции «Роль и значение общественных связей в управленческом процессе» (29 июня 2001 г.), «Современные коммуникационные технологии в государственной информационной политике» (25 июня 2003г.), проведенные Академией управления и Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Некоторые традиции в формировании просветительского процесса связаны с материалами конференций, проводимых факультетом журналистики БГУ, другими семинарами, заседаниями «круглых столов» и визитами зарубежных PR-практиков [23].
В составе большинства внутрифирменных служб по связям с общественностью обычно имеется пресс-центр, как относительно самостоятельное структурное подразделение. Его задача – подготовка необходимой информации, ее оперативная передача представителям печатных СМИ. Однако в случае с Гомельским районным исполнительным комитетом, как и с рядом других административно-территориальных единиц, данный центр как таковой отсутствует. Конечно, в каждом органе закреплены лица, которые занимаются передачей информации СМИ, но это всего лишь часть должностных полномочий работника пресс-центра.
PR-подразделения в крупных государственных структурах включают Пресс-служба Президента Республики Беларусь включает в себя:
пресс–секретаря Президента Республики Беларусь (Петкевич Наталья Владимировна);
руководителя пресс–службы Президента Республики Беларусь (Попов Андрей Александрович).
Эта же служба ответственна за ведение Интернет-сайта Президента, для чего создан Сектор по ведению интернет-сайта (Герман Ирина Геннадьевна). Официальный Интернет-портал (интернет-сайт) Президента Республики Беларусь – государственный информационный ресурс, обеспечивающий освещение в глобальной компьютерной сети Интернет деятельности Главы белорусского государства и Администрации Президента Республики Беларусь, а также предоставляющий информацию о Республике Беларусь в целом. Предоставляя, посетителям возможность контекстного поиска, как по собственным ресурсам, так и по ресурсам других государственных органов организаций, Портал использует уникальную поисковую систему по избранным ресурсам белорусского Интернет-пространства, разработанную Белорусским государственным университетом специально для данного проекта. Посетители Портала имеют возможность смотреть прямую Интернет-трансляцию мероприятий с участием Главы белорусского государства, а также имеют доступ к фото и фотоархивам пресс-службы Президента Республики Беларусь [24].
В России в аналогичной структуре в конце 90-х гг. XX в. работало 36 сотрудников, объединенных в четыре основных отдела: аккредитации и брифингов, оперативной информации, перспективного планирования, фотодокументов. Функции отделов строго не разграничивались, и они выполняли похожую работу, в то же время не дублируя ее. Более того, в администрации российского президента действует Управление Президента РФ по связям с общественностью.
Разница между этими структурами существенна – пресс-служба дает информацию о работе Президента в СМИ, организует процесс предоставления этой информации. Работа Управления строится в режиме диалога, со СМИ налаживается обратная связь. Public relation – это в первую очередь создание информационных поводов, важных с точки зрения прессы, чтобы о них рассказать.
Ответственным лицом за связи с общественностью в Гомельском районном исполнительном комитете является один из заместителей председателя – Полуян Игорь Леонидович.
В состав его обязанностей входят вопросы: идеологической работы, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, социальной защиты населения, средств массовой информации, киновидеопроката, молодежной политики, религиозных конфессий и национальностей, трудового состязательства (районная Доска почета), оздоровления населения, социальных услуг, гуманитарной помощи, состояния профилактики правонарушений на территории Гомельского района, организационного обеспечения выборов, референдумов и других важных общественно-политических кампаний и мероприятий, проводимых в районе, связей с общественными организациями, политическими партиями.
Активно действует Управление информации и общественных связей МВД Республики Беларусь, которое в структуре министерства подчинено непосредственно министру. Управление проводит огромную разъяснительную и информационную работу среди населения. Это обусловлено спецификой деятельности министерства
Говоря о технологическом обеспечении управленческой деятельности, можно сказать, что основным источником информации является вся внешняя и внутренняя документация органа управления. Регулирование и управление информационными потоками в администрации осуществляет отдел контроля, делопроизводства, писем и организации приема граждан.
К компонентам технологического обеспечения относятся такие компоненты, как текстовые редакторы, система электронного офиса, системы разработки баз данных, системы деловой графики.
Для автоматизации работы в райисполкоме используется:
«Торговый Реестр Район»;
Единый государственный реестр недвижимого имущества»;
программы «Гедымин», «Конфискат»;
АИС «Единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц»;
Автоматизированная информационная система «Канцелярия», программный комплекс «Одно окно»;
автоматизированная информационно-аналитическая система о контрольно-экономической и надзорной деятельности;
клиент территориального казначейства;
земельно-информационная система (Приложение А).
Важной составляющей делопроизводства органа управления в Республике Беларусь является система организационно-распорядительной документации. Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны для исполнения. К группе организационных документов относятся положения, уставы, инструкции, правила, штатные расписания. Эти документы проходят обязательно процедуру утверждения непосредственно руководителем с проставлением грифа утверждения или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением), или заседанием коллегиального органа и действуют до утверждения новых.
Правовое обеспечение деятельности государственных органов в области управления социально-экономическими процессами заключается в разработке нормативных документов, которыми органы управления руководствуются в своей деятельности. Нормативные акты, которые регламентируют порядок реализации политики в сфере управления социально-экономическими процессами, представляют собой большую группу разнообразных документов. Основным нормативным актом, регулирующим основы управления социально-экономическими процессами, является Конституция Республики Беларусь. Также большую роль в регулировании данного вопроса играют законы Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные акты Парламента, концепции развития государства на определенный срок, различные программы и прогнозы развития страны.
Таким образом, развитие и институционализация связей с общественностью в Республике Беларусь находится в стадии формирования.
- Pr как средство конструирования образа органов государственной власти (на материалах Гомельского районного исполнительного комитета)
- Содержание
- 1 Реализация социально-коммуникативных отношений в системе государственного и местного управления как предпосылка демократизации государственного управления
- 1.1 Сущность, специфика, роль, функции и принципы pr в государственном управлении
- 1.2 Правовое регулирование и система управления pr
- 2 Оценка эффективности pr в системе органов государственной власти Республики Беларусь (на материалах Гомельского районного исполнительного комитета)
- 2.1 Реализация функции pr в органах государственного и местного управления Республики Беларусь: институциональная структура и технологии
- 2.2 Информационно-коммуникативное пространство в органах местного управления
- 2.3 Методы формирования имиджа организации и лидера в органах местного управления
- 2.4 Связи с общественностью, осуществляемые администрацией Гомельского районного исполнительного комитета
- 3 Перспективные направления повышения эффективности связей с общественностью как механизма конструирования образа органов государственной власти в Гомельской районном исполнительном комитете
- 3.2 Публичные pr-акции
- 3.3 Постоянное информационное взаимодействие с гражданским обществом с целью адекватного реагирования на прямые регулирующие воздействия власти
- Приложение а
- Приложение б
- Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
- Приложение в
- Приложение г Официальный сайт Президента Республики Беларусь (Пресс-служба)
- Офицальный сайт Гомельского областного исполнительного комитета
- Приложение д