logo
Политология вопросы

Эволюция политической мысли в Беларуси

Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в части Европы, в том числе и в Беларуси. Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на 16-17 века.

Существенный вклад в развитие гуманистической мысли в Беларуси внес Франциск (1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике. Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у Волана (1530-Этого мыслителя интересовал прежде всего человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе.

Свобода же для А. Волана есть не что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает в первую очередь право на свободу и право на собственность. А. Волан считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу. Подобные идеи получили отражение в Статуте Великого Княжества Литовского. Три издания Статута - 1529, 1566 и 1588 гг.- являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки.

XVII - XVIII веки в истории Беларуси - это период контрреформации и наступления католической церкви. Своеобразной реакцией на это стало распространение среди белорусских мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Так, Симеон Полоцкий (1629-1680) уподоблял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной и здоровой головой", т.е. правом и законами. 19 век в истории политической мысли Беларуси ознаменован широким распространением идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В первой его половине происходит активное создание ряда общественно-политических кружков, которые объединяли людей, озабоченных будущим своей Отчизны.

С открыто революционными идеями выступил во второй  половине 19 века Кастусь Калиновский (1838-1864).Он резко критиковал феодально-крепостнические отношения, эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России.

Власть народа, а не ограниченной группы людей - таков его политический идеал.

Особую роль в совершенствовании общества он отводил подрастающему поколению. Считал, что заботу о его образовании и воспитании возьмет на себя в будущем само государство.

Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости.

Так постепенно и создавалась современная политическая наука, к изучению которой мы и приступаем.