logo
Шпоры по ИП

18. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации.

Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).

Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». При этом Конституция РФ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации: «Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного по иска и получения информации о них. Такие условия реализованы в ст. 15 Конституции РФ.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Конституция РФ определяет один из важнейших видов информации, ознакомление с которой является необходимым условием существования физически здорового общества, каждого его члена и обязанностью государства.

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по сбору, сохранению и предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Обеспечение перечисленных выше основных информационных прав поиска и получения информации гарантируется другими статьями Конституции РФ.

«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимися субъектам по их запросам.

Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять каждому информацию, затрагивающую его [права и свободы, закрепляется ч. 2 ст. 24. «Статья 24 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Конституция также разграничивает открытую для потребителя информацию (информацию открытого доступа) и информацию ограниченного доступа. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Из этой нормы следует, что право на поиск и получение информации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные. «Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...». Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц. Конституция также предусматривает ответственность соответствующих субъектов за непредставление информации определенного вида.

«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за по лучением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Анализ перечисленных выше информационных конституционных норм с применением модели информационной сферы (см. рис. 4) позволяет выделить основные направления правового регулирования отношений, возникающих при поиске, получении и передаче информации.

Должны быть урегулированы в полной мере отношения, возникающие при поиске и получении:

сообщений, извещающих о положении дел или о состоянии чего-либо (получение достоверной, оперативной, полной информации, распространяемой СМИ);

информации, содержащейся в научных, литературных произведениях, другой информации, распространяемой в том числе и в коммерческих целях;

информации из государственных информационных ресурсов, представляющей общественный интерес или затрагивающей информационные права и свободы каждого потребителя. Субъективное право или просто право — закрепленная за управомоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лиц мера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица в конкретном правоотношении. Субъективное право является одной из важнейших категорий юриспруденции. Субъективное право — это идеально осознанная, приобретённая на основе объективного, позитивного права, мера дозволенного поведения. Изначально субъективные права и юридические обязанности появляются единично, то есть между двумя субъектами права, постепенно эти отношения появляются между другими индивидами, и начинается массовая потребность в правовом регулировании, которое выражается в формальном определении норм права. Объективная норма права указывает, какую меру поведения имеют определённые субъекты, то есть указывает, кто имеет определённые субъективные права и обязанности, которые уже на основе объективного права приобретаются субъектами и реализуются на основе принципа подзаконности.

Реализация субъективного права происходит путем совершения определённых действий либо воздержания от их совершения, в целях получения материального или нематериального блага, по поводу которого возникло правоотношение. Субъективному праву одного лица корреспондирует юридическая обязанность другого лица (лиц). Отказ от субъективного права по общему правилу не влечет его прекращения, если данное право не переходит к иному лицу.

Право может вытекать из юридических фактов, правового обычая и других оснований.

Не следует путать субъективное право с так называемым объективным правом (или правом вообще), представляющим собой сложную систему особых социальных норм. Субъективное право всегда связано с конкретным единичным правоотношением.

19. Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителем информации и ее производителем при обращении документированной информации, является ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Глава 3 этого Закона «Пользование информационными ресурсами» посвящена регулированию отношений по предоставлению информации из информационных ресурсов.

Пользователями или потребителями информации (лица, запрашивающие информацию) являются граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации, общественные объединения, иные лица, обладающие правами юридического лица.

Они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация ограниченного доступа).

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Информация, полученная гражданами и организациями на законных основаниях из государственных информационных ресурсов, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности и деятельности подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ.

Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством РФ или собственником тих информационных ресурсов в соответствии с законодательством.

Устанавливаются основные принципы обеспечения права на доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления (производители документированной информации):

• презумпция доступности и открытости информации;

• достоверность и полнота информации;

• своевременность предоставления информации;

• защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;

• установление ограничения права на доступ к информации только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, авторитета и беспристрастности правосудия; нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц; ^ соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц.

20. Конституция РФ (ст.29) гарантирует всем право на получение информации. Однако, если не брать во внимание персональную информацию о самом запрашивающем её гражданине, на практике право на получение любой несекретной информации из государственных источников закреплено в российском законодательстве лишь за редакциями СМИ. Рядовые же граждане в значительной степени “обречены” получать информацию опосредованным образом, через журналистов.

Невзирая на актуальность и важность этого вопроса для общества, до недавнего времени попытки законодателей изменить сложившееся положение были редки и нерезультативны. Так, 23 мая 2002 года Государственной думой Федерального собрания РФ был отклонен проект закона “О праве граждан на информацию”, внесенный депутатами В.В.Похмелкиным и С.Н.Юшенковым. Андрей Вульф, председатель подкомитета комитета Госдумы по информационной политике, в интервью Институту проблем информационного права в качестве причины отклонения этого законопроекта назвал его недостаточную проработанность. Вместе с тем, депутат Вульф подчеркнул необходимость принятия закона, который бы устанавливал конкретные механизмы для получения гражданами информации.

В отдельных субъектах федерации, не дожидаясь принятия закона в центре, предпринимаются шаги к урегулированию этого важнейшего вопроса. Так, 27 мая 2002 года был в первом чтении принят Закон Калининградской области “О порядке предоставления информации органами государственной власти и местного самоуправления Калининградской области”.

Но и в практике взаимоотношений журналистов и чиновников по поводу получения редакциями СМИ необходимой информации далеко не все просто. Законом РФ о СМИ (1991) установлено право подачи запроса информации редакцией СМИ, предусмотрены вполне определенные основания отказа и отсрочки в предоставлении информации. Вместе с тем, редакции СМИ зачастую ждут более долгий, чем это установлено Законом (семь дней), срок, чтобы получить необходимую им информацию, либо вообще сталкиваются с необоснованным отказом в её получении от должностных лиц государственных и муниципальных органов.

Однако, в ближайшее время негативная тенденция, сложившаяся в отношениях редакций СМИ с чиновниками и связанная с получением информации, может в некоторой степени быть сглажена. То, насколько удастся ее переломить в пользу СМИ, зависит от активности самих редакций СМИ с учетом новых возможностей защиты своего права на получение информации.

Свободный доступ — это бесплатный, быстрый, постоянный, полнотекстовый доступ в режиме реального времени к научным и учебным материалам, реализуемый для любого пользователя в глобальной информационной сети, осуществляемый по преимуществу к научно-исследовательским рецензируемым журналам.

Первое важное международное упоминание о свободном доступе содержится в Будапештской конференции по свободному доступу (англ.) в феврале 2002. За ней следовали заявлениеБифезда (англ.) в июне 2003 и Берлинская декларация о свободном доступе к научным и гуманитарным знаниям (англ.) в октябре 2003.

Понятие свободного доступа широко обсуждается среди исследователей, учёных, работников библиотек, научных сотрудников, финансистов, государственных служащих и издателей. Несмотря на то, что существует реальное соглашение об общей концепции свободного доступа, идут заслуживающие внимания дебаты об экономическом аспекте финансирования деятельности по рецензированию публикуемых в свободном доступе произведений, надёжности и экономической выгоде самостоятельного депонирования.

В настоящее время можно отметить две основные тенденции в движении свободного доступа:

 Депонирование (также известно как «зелёный» путь к свободному доступу) — авторы публикуются в журнале, распространяемом по подписке, а в дополнение к этому делают свои статьи доступными в режиме реального времени и бесплатно, обычно помещая их в репозиторий своего университета, либо в центральный репозиторий. Депозит может быть оформлен в виде уже прошедшей рецензирование статьи или в виде сигнального экземпляра. Депонирование было впервые предложено как общая практика в 1994 Стивеном Харнардом, хотя учёные-компьютерщики спонтанно депонировались на анонимных FTP архивах по крайней мере с 1980-х (CiteSeer), а физики — с начала 1990-х в сети (например, arXiv.org).

 Публикация в журналах, находящихся в свободном доступе делает материалы доступными в режиме реального времени немедленно. Примерами могут служить журналы«Исследовано в России» и портал ЮНЕСКО «Информация для всех».

Более 90 % рецензируемых журналов поддерживают в каком-либо виде депонирование[1]. Примерно 10 % рецензируемых журналов в настоящее время находятся в свободном доступе[

21. Федеральный закон

Об информации, информационных технологиях и о защите информации

от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

22. В любом обществе государство использует информацию для осуществления своих функций, достижения определенных целей. Важную роль в их реализации играет информационная политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед всем социумом; она выступает активным орудием воздействия на экономические и политические интересы.

Такое целенаправленное и организующее воздействие в демократических странах осуществляется посредством позитивного права. В этой связи нам представляется важным выделить некоторые тенденции развития современного информационного права и информационного общества.

Тенденции (от лат. tendentia - направленность) – это важнейшие направления становления и развития информационно-правовых норм, а также доктрины информационного права, обусловленные общими закономерностями существования самой информационной сферы и информационных технологий, как в России, так и в других странах. Разумеется, мы коснемся не всех, а лишь некоторых тенденций становления новой комплексной отрасли и этого научного направления «информационное право».

Тенденции формирования норм информационного права, отдельных его институтов рассматриваются нами в единстве прошлого, настоящего и будущего развития науки и отрасли российского информационного права.

Сегодня существуют все предпосылки для того, чтобы признать информационное право в качестве комплексной отрасли права и нового научного направления (формирующейся юридической науки).

С нашей точки зрения информационное право как формирующаяся отраслевая наука характеризуется следующими чертами:

1. Социальной потребностью в знаниях нового типа;

2. Особым профессиональным объединением ученых, занимающихся данной проблематикой и разделяющих общие научные идеи, общие теоретические принципы, методологию исследования (то, что мы называем научным сообществом);

3. Наличием монографических и диссертационных работ по данной теме исследования; научных наработок, методов, накопленных знаний;

4. Высоким уровнем дисциплинарной организации и взаимодействия ученых (наличие сектора информационного права в Институте государства и права РАН, кафедры информационного права, информатики и математики в Российской правовой академии Минюста РФ, кафедры информационного, предпринимательского и торгового права в Российском государственном торгово-экономическом университете и подобных подразделений в других вузах страны);

5. Подготовкой специалистов данного профиля в рамках специальности 12.00.14. Существование учебных курсов, учебников и программ).

Следовательно, информационное право, имея свои исходные начала в теории государства и права и будучи тесно связанно с отраслевыми юридическими науками, подходит к предмету и объекту своего иссле дования с самостоятельных позиций, отличающихся от подхода к своим объектам со стороны других юридических наук; оно изучает всю совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе, и практику их применения, включая и современные научно-технические средства и методы. При этом предметом информационного права являются информационные отношения, имеющие информационное наполнение и технико-социальное содержание. Специфика данных отношений обусловлена объективными особенностями самой информации и информационной среды ее оборота.

23. Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

5.1) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, применительно к сфере их деятельности, сведения, указанные в пункте 7 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

5.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет сотрудничество с органами, уполномоченными по защите прав субъектов персональных данных в иностранных государствах, в частности международный обмен информацией о защите прав субъектов персональных данных, утверждает перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядокформирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

24. . Конечная цель распространения информации – доведение содержания до потребителя.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете.

Первая группа – те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернета.

Вторая группа – субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернете, предоставляющие услуги по подключению к Интернету (как бы «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг). В число субъектов второй группы входят специалисты, производящие исходную информацию, формирующие информационные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернета) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно.

Третья группа – потребители информации из Интернета, т. е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернету для получения необходимой им информации и используют ее в собственной деятельности.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются:

• программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

• информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

• доменные имена;

• информационные права и свободы;

• интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

• информационная целостность и информационный суверенитет государства;

• информационная безопасность.

Информационные объекты в Интернете обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее типичным примером здесь может служить доменное имя, предоставляемое для именования сайта (области памяти в Интернете для размещения информации и информационных ресурсов) и обозначения адреса этого сайта в Интернете.

Доменное имя представляет собой особый информационный объект, обладающий и содержанием, и формой исходя из принципа двуединства информации и ее носителя. Применение доменных имен в виртуальном пространстве Интернет ставит много вопросов перед правом.

Тем самым оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса.

B целом структура информационных правоотношений в виртуальной среде информационной сферы аналогична их структуре в материальной среде. Однако их особенности определяются особенностями представления и обращения информации в Интернете.