Тема 6. Бюджетный процесс
Целью данного занятия является анализ бюджетного процесса. Студентам важно с позиций теории права уяснить понятие «бюджетного процесса» как юридического процесса, понимаемого в широком смысле слова. Необходимо понять, что такое стадийность и цикличность в бюджетном процессе. При анализе механизма правового регулирования бюджетного процесса следует раскрыть систему органов государства и муниципальных образований – участников бюджетного процесса. Важно уяснить порядок осуществления бюджетного процесса на каждой его стадии. При анализе исполнения бюджетов необходимо раскрыть действие принципа казначейского исполнения бюджетов, а также механизма осуществления расходов посредством бюджетирования по результатам. Занятие проводится как деловая игра «Бюджетный процесс в Российской Федерации»
Методические указания по проведению деловой игры «Бюджетный процесс в Российской Федерации»
Целью проведения настоящей деловой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по теме «Бюджетный процесс». Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий:
-
– составление проектов бюджета,
-
- рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (принятие Советом ГД к рассмотрению, направление в профильный комитет, работа в комитете, рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении),
-
– рассмотрение в четырех чтениях и утверждение закона в Государственной Думе,
-
– рассмотрение и/или одобрение закона Советом Федерации,
-
– подписание закона Президентом Российской Федерации,
-
– исполнение бюджета,
-
– контроль исполнения бюджета,
-
– проверка отчета об исполнении бюджета,
-
– утверждение отчета об исполнении бюджета.
Объектом обсуждения является законопроект, выбранный преподавателем. Например, в качестве модели текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2007 год».
Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие:
Основные участники бюджетного процесса
1. Президент РФ, он же полномочный представитель Президента РФ в ГД.
-
Правительство РФ – 1 студент, он же полномочный представитель Правительства РФ в ГД.
-
Министерство финансов РФ – 1 студент
-
Председатель Государственной Думы РФ.
-
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам – 1 студент
-
Совет Федерации РФ – 1 студент
-
Министерство экономического развития и торговли – 1 студент
-
Центральный банк РФ – 1 студент
-
Счетная палата РФ – 1 студент.
-
Федеральное казначейство РФ – 1 студент
-
Субъект права законодательной инициативы, например, им может явиться группа депутатов от КП РФ (1-3 человека),
-
Иные группы депутатских объединений (исходя из реального состава ГД РФ):
от движения «Яблоко» – 1 - 2 человека,
от движения «Единая Россия» - 2-3 человека,
от ЛДПР – 2-3 человека и др.
В зависимости от количества студентов в группе число депутатских объединений может быть увеличено или уменьшено.
Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, заключающиеся в следующем.
Первая стадия осуществляется студентами дома. Представители участников, ответственные за разработку проекта бюджета на следующий финансовый год, должны подготовить текст законопроекта, беря в качестве образца текст закона или законопроекта, предложенного преподавателем, и внося свои поправки.
Подготовленный проект передается всем участникам игры для реализации второй стадии – предварительного рассмотрения:
в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы – для выработки окончательного текста проекта или подготовки альтернативного законопроекта,
Президенту РФ, в Правительство РФ – для подготовки отзывов, предложений, замечаний,
в Правовое управление Аппарата Государственной Думы – для проведения правовой и лингвистической экспертизы.
Вторая стадия – предварительное рассмотрение - также проводится студентами во внеаудиторное время. Каждый из участников, получивший текст законопроекта для ознакомления, дома готовит на него замечания, предложения, поправки, изменения. Домашние заготовки студенты приносят на аудиторное занятие, во время которого их используют при реализации своих ролевых функций.
Третья стадия проводится во время семинарского занятия. Заседание ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений). Субъект права законодательной инициативы во время представления своего законопроекта на заседании Государственной Думы должен отстаивать свой проект, обоснованно отвергая возможные поправки или дополнения.
Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента и Правительства РФ, а также представитель Правового управления Аппарата Государственной Думы (заключение должно содержать ответы на вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ, б) не нарушена ли логика законопроекта). При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его одобрении и принятии.
Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (т.е. совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы.
В процессе такого занятия студенты учатся:
- работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией,
- выступать перед аудиторией,
- вести дискуссии,
- аргументировано излагать свою точку зрения
- отвечать на высказанные им другими участниками замечания или
предложения,
- логично и обоснованно формулировать свои ответы.
Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента. Оценка знаний и степени подготовленности студентов осуществляется по пятибалльной шкале. Проведение такой деловой игры может быть использовано преподавателем как промежуточная форма отчетности внутрисеместрового контроля по учебной дисциплине «Финансовое право».
Yandex.RTB R-A-252273-3- Российский государственный торгово-экономический университет
- Финансовое право Учебно - методический комплекс
- 080105 Финансы и кредит
- 080503 Антикризисное управление
- 080107 Налоги и налогообложение
- Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Финансовое право»
- Введение
- Цель, задачи и предмет дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Объем дисциплины
- 080105 Финансы и кредит
- 080107 Налоги и налогообложение
- 080503 Антикризисное управление
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам по специальностям и формам обучения
- Содержание курса
- Раздел I. Общая часть финансового права
- Тема 1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- Тема 2. Финансовое право как самостоятельная отрасль права
- Тема 3. Основные институты финансовой системы зарубежных стран.
- Тема 4. Финансовый контроль в финансовой деятельности государства и местного самоуправления
- Раздел II. Особенная часть финансового права Тема 5. Бюджетное право
- Тема 6. Доходы и расходы бюджета
- Тема 7. Межбюджетные отношения
- Тема 8. Бюджетный процесс
- Тема 9. Правовой режим функционирования государственных внебюджетных фондов
- Тема 10. Правовое обеспечение государственного и муниципального кредита
- Тема 11. Налоговое право
- Тема 12. Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- Тема 13. Финансово-правовое регулирование банковской
- Тема 14. Финансово-правовое регулирование страхования
- Тема 15. Правовой режим финансов организаций
- Тема 16. Правовая основа эмиссии и обращения денег
- Тема 17. Валютное право
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел I. Общая часть финансового права
- Тема 1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Тема 2. Финансовое право как самостоятельная отрасль права
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 3. Финансовый контроль в финансовой деятельности государства и местного самоуправления
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Раздел II. Особенная часть финансового права
- Тема 4. Бюджетное право
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 5. Доходы и расходы бюджета
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 6. Бюджетный процесс
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 7. Правовое обеспечение государственного и муниципального кредита
- Тема 8. Порядок исполнения обязанностей
- Вопрос. Что в этой ситуации предпримет налоговая инспекция?
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 9. Финансово-правовое регулирование
- Банковской деятельности
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 11. Правовой режим финансов и организаций.
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- Тема 12. Правовая основа эмиссии и обращения денег
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семианара:
- Тема 13. Валютное право
- Вопросы к теме (план семинарского занятия):
- Нормативные правовые акты и литература к теме семинара:
- 6. Задания для самостоятельной работы студентов
- Виды и содержание самостоятельной работы студентов
- Темы контрольных работ / рефератов и и методические указания по их выполнению
- 7.1. Требования к содержанию и оформлению
- Контрольной работы
- 7.2. Методические указания по выполнению контрольной работы
- 7.3. Выбор варианта контрольной работы
- 7.4. Варианты контрольных работ
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- 1. Счетная палата рф: правовой статус, роль в обеспечении финансового контроля.
- Вариант 16
- 3. А) Что понимается под размещением страховых резервов страховщиков? (Выделите правильный вариант)
- Б) Допускается ли валютным законодательством уплата обязательных платежей государству в иностранной валюте? (Выделите правильный вариант)
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Российский государственный торгово-экономический университет
- Контрольная работа
- 7.5. Методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов
- 7.6. Темы рефератов
- Вопросы для подготовки к экзамену, зачету
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Литература
- Нормативные правовые акты (следует использовать нпа в редакции на дату изучения дисциплины):
- II. Учебники:
- I. Нормативные правовые акты (следует использовать нпа в редакции на дату изучения дисциплины):
- II. Учебная и монографическая литература:
- Методическое обеспечение дисциплины
- 9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 9.4. Тесты по финансовому праву
- Первичное размещение ценных бумаг - переход ценных бумаг в руки первого держателя от эмитента. (Справочная правовая система гарант. Толковый словарь «Бизнес и право».)