logo
PO_lektsii

45 Надзор за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы.

ФЗ «О прокуратуре» приказ Ген,Прокурора « ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания,следственных изоляторов при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».

Предмет надзора

Предметом надзора являются:

1законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в исправительных и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2соблюдение прав и обязанностей-задержаных, заключённых под стражу и осужденных,а так же порядка и условий их содержания.

3законность правовых актов, издаваемых администрациями мест ограничения и лишения свободы.

Полномочия прокурора

1. В любое время посещать и проверять места ограничения и лишения

свободы без специального разрешения вне зависимости от наличия жалоб и заявлений о правонарушениях.

(Проверки могут быть целевыми-затрагивающими законность отдельных сторон деятельности этих учреждений,или общими-охватывающими весь комплекс вопросов.входящих в предмет надзора.

Прокуроры ежемесечно должны проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах

2 опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера

3знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

4 требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,

5проверять законность приказов,распоряжений постановлений администраций мест ограничения и лишения свободы и опротестовывать незаконные приказы,распоряжения.постановления.

6требовать объяснения от должностных лиц по поводу нарушений законности.

7отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных

8немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

  1. возбуждать производства об административных правонарушениях по фактам нарушения законов.

Полномочия прокурора В этой отрасли надзора носят в основном властнораспорядительный характер, что позволяет быстро и эффективно решатьзадачи надзорной деятельности.

46. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ: (в судах общей юрисдикции)

«О Прокуратуре».процессуального законодательства и приказы генерального прокурора.

Участие в уголовных делах.

УПК РФ Приказ Генерального прокурора от 20 ноября 2007 года об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

В настоящее время участие прокурора обязательно практически во всех уголовных делах. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование выполняя функцию государственного обвинителя.

Поддержание государственного обвинения это процессуальная деятельность прокурора по доказыванию в форме судебного разбирательства виновности лица привлеченного к уголовной ответственности. В зависимости от сложности уголовного дела государственное обвинение может поддерживать один прокурор или группа государственных обвинителей.

Руководители прокуратур обязаны регулярно поддерживать государственное обвинение, причем прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны лично не реже одного раза в квартал поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызвавшим широкий общественный резонанс.

Государственный обвинитель обязан обеспечить факты подтверждающих предъявленному подозреваемому обвинения а так же участвовать в исследовании доказательств представленных стороной защиты, заявлять необходимые ходатайства, высказывать свои мнения по поводу ходатайств заявленных другими участниками процесса, выявлять обстоятельства способствовавшие совершению преступлений и при необходимости предлагать суду вынести определения в адрес частных лиц об устранении обстоятельств способствовавших совершению преступлений. = приказ Генерального прокурора.

Таким образом, государственный обвинитель должен способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного обоснованного и справедливого решения по делу.

А в судебных прениях прокурор выступает первым с обвинительной речью, в которой высказывается окончательная позиция государственного обвинителя по поводу квалификации действий подсудимого на основе исследованных в судебном процессе доказательств а так же, высказывается предложение о виде и размере возможного наказания для подсудимого.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к выводу что представленными и исследованными в суде доказательствами не подтверждается вина подсудимого в совершении преступления то он должен отказаться от обвинения изложив суду мотивы своего отказа.

В этом случае уголовное преследование в отношении подсудимого прекращается.

Необоснованный отказ от обвинения либо требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств о виновности подсудимого расценивается как ненадлежащее исполнение судебного долга и может повлечь за собой привлечение прокурора к дисциплинарной ответственности.

Государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны своевременно обжаловать любой незаконный, несправедливый, необоснованный приговор до его вступления в законную силу путем подачи апелляционных или кассационных представлений. (пропуск срока на обжалование без уважительных причин является дисциплинарным проступком.)

В тех случаях когда приговор был обжалован стороной защиты и нет оснований для подачи прокурором представления, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны подать письменные возражения на жалобу указав почему они не согласны с доводами жалобы и просить суд оставить приговор без изменения.

Генеральный прокурор РФ обязывает подчиненных прокуроров принимать участие в кассационным пересмотре дел, а участие в апелляционным пересмотре обязательно по закону.

Таким образом, участие прокурора при пересмотре судебных постановлений не вступивших в силу является обязательным, причем как в случае подачи прокурором кассационного или апелляционного представления, так и в случае пересмотра судебных актов по жалобе защиты.

На вступившие в законную силу судебные акты прокуроры в пределах своей компетенции вправе подавать надзорные представления в соответствующий суд. (такое право предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям, а так же военным прокурорам округа (флота) и приравненным к ним прокурорам а так же их заместителям).

Участие прокурора в надзорном пересмотре уголовных дел обязательно по закону (407 ст. УПК), как в случае подачи надзорных представлений, так и при пересмотре уголовных дел по надзорным жалобам других участников процесса.