Критерии конфликта
Взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. д., таким образом происходит взаимодействие сторон. Однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксеров), то это не конфликт.
Осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить.
Выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностный конфликт), затем к борьбе групп и насилию.
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт - такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой - не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
- Лекция 15. Трудовые споры и конфликты в управлении персоналом Содержание
- Основные понятия
- Классификация конфликтов
- Функции конфликтов
- Функции конфликтов
- Причины конфликтов в организации
- Динамика развития конфликта
- Критерии конфликта
- Управление конфликтами в организации
- Трудовые споры
- Принципы порядка рассмотрения трудовых споров
- Контрольные вопросы
- Литература
- Особенности управления конфликтом