logo
вопросы для зачета к зимней сессии

22. Правовая природа и теории юл.

Одним из самостоятельных участников гражданских правоотношений выступают юридические лица, правовая природа которых является предметом ожесточенных дискуссий в правовой науке. Появление института ЮЛ обусловлено усложнением социальной организации общества, развитием общественных отношений и, как следствие, общественного сознания.

На определенном этапе общественное развитие с участием только физических лиц оказалось недостаточным, и во 2-1 вв. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций, союзов, обладающих нераздельным обособленным имуществом, выступающих в гражданском обороте от собственного имени, существование которых не зависит от изменения состава их участников. Однако само определение (понятие) ЮЛ не было известно римским юристам.

Поиски ответа на вопрос, что представляет собой ЮЛ, способное приобретать субъективные гражданские права и создавать обязанности, привели к появлению многочисленных теорий происхождения и сущности ЮЛ.

  • Теория фикции (1245), родоначальником которой выступил римский папа Иннокентий IV, составляла первую по времени теорию ЮЛ. В соответствии с этой теорией, ЮЛ есть порождение правопорядка, некая юридическая фикция, искусственная конструкция ("persona fikta", "corpus mystikum"), не существующее в реальности лицо. Наибольшее развитие данная теория получила в германской цивилистической литературе XIX века. Ее представители (Савиньи, Виндшейд) считали ЮЛ искусственным субъектом, созданным законом в целях условной "привязки" к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности принадлежат его участника - конкретным физическим лицам, либо остаются бессубъектными.

Теория фикции получила также широкое распространение и в англо-американском праве, где ЮЛ рассматривалось как искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона. Теория фикции нашла поддержку у таких видных дореволюционных русских цивилистов как Г.Ф. Шершеневич, А.М. Гуляев, Д.И. Мейер.

Фикционная теория, как первая научная попытка осмыслить юридическую природу общественного образования, выступающего в гражданском обороте в качестве субъекта имущественных прав и обязанностей, не получила своего дальнейшего развития до первой половины XIX в. Новый толчок в своем развитии фикционная теория получила от Савиньи. Исходя из того, что правоспособен только человек, как нравственная личность, Савиньи пришел к выводу, что юридические лица — это «искусственные допущенные в силу простой фикции субъекты». Поскольку же дееспособность предполагает мыслящее волеспособное существо, каковым не являются ни корпорация, ни учреждение, постольку юридические лица недееспособны. Фиктивные лица с точки зрения своего правового статуса, могут быть приравнены к несовершеннолетним и умалишенным. Фиктивные лица создаются государством в интересах юридической техники, требующей, чтобы определенным образом организованная совокупность людей рассматривалась как личность. Юридические лица могут возникать только в разрешительном порядке или в порядке легального признания для некоторых категорий юридических лиц.

ЮЛ — создание закона. Лишь право может перенести свойственную человеку естественную правоспособность на фиктивное существо. Фикционная теория не объясняет сущности ЮЛ, ибо за фикцией не скрываются какие-либо реальные отношения. 

Против теории фикции было выдвинуто много справедливых возражений. Одно из основных возражений заключается в том, что эта теория оставляет открытым следующий вопрос: кто же является собственником имущества, находящегося в распоряжении фиктивного лица?

Существует 3 варианта:

  • либо признать собственником государство,

  • либо персонифицировать цель, для достижения которой образовано ЮЛ (Бринц)

  • либо, наконец, что соединение людей не создает нового качества — особую юридическую личность, а всегда останется совокупностью физических лиц с их индивидуальными имущественными правами и обязанностями.

  • В результате развития теории фикции была выдвинута теория целевого имущества, в соответствии с которой  субъективные права и обязанности могут принадлежать как конкретному субъекту, так и служить определенной цели (объекту). При втором варианте субъект права вообще не требуется, поскольку его роль выполняет обособленное  с этой целью имущество.

  • Еще одним вариантом теории фикции стала теория интереса (Иеринг), в соответствии с которой права и обязанности ЮЛ в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды. Их общий интерес олицетворяет ЮЛ. Иеринг сочетает существование фиктивного юр. лица с признанием реальности стоящих за ним групп людей.

  • Противоположной теории фикции явилась теория объективной реальности ЮЛ как субъекта права, в соответствии с которой ЮЛ рассматривалось как особый социальный организм, "духовная реальность", "человеческий союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Беселер, Гирке). Разновидность теории реальности ЮЛ была органическая теория, признававшая ЮЛ как особый телесно-духовный организм. В российской дореволюционной цивилистике теорию реальности ЮЛ отстаивали Н.Л. Дювернуа и И.А. Покровский.

В советский период отечественной цивилистики был выдвинут ряд теорий сущности ЮЛ, и, прежде всего, относительно господствовавших в тот период  государственный предприятий и учреждений. Советскими цивилистами отвергалась теория ЮЛ как  обособленного, персонифицированного имущества. ЮЛ рассматривалось в качестве социальной реальности, наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей и для решения социально-экономических задач государства и общества (Д.М. Генкин).

  • В соответствии с теорией государства (С.А. Аскназий) считалось, что за государственным юридическим лицом стоит само государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества.

  • Теория коллектива признавала ЮЛ реально существующим социальным образованием, имеющим людской субстрат (сущность) в виде коллектива  его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь)

  • Была выдвинута также теория директора (Ю.К. Толстой), согласно которой  поскольку воля руководителя  признается волей самого ЮЛ и именно через него ЮЛ приобретает права и обязанности, то именно руководитель   представляет собой сущность (людской субстрат) ЮЛ.

  • Органистическая теория Гирке: ЮЛ подобно человеку.

Современная правовая доктрина ЮЛ базируется либо на фикционной, либо на реалистической, либо на позитивистской теориях ЮЛ. Существующая множественность теорий  не оказывает отрицательного влияния на практику их функционирования. В правовых условиях создания и деятельности юридических лиц в различных системах права много общего. Однако до сих пор в отношении определения ЮЛ как основного участника хозяйственной деятельности применяется различная терминология. Французское право использует для этого понятие "моральное лицо", обозначая этим все выходящее за пределы физического. В США распространен термин "корпорация", в английском праве - "компания". В российском праве введено в круг субъектов права предприятие. Это понятие ранее находилось вне юридической сферы и традиционно рассматривалось как организационно-техническая категория, или как "дело".