Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.
В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение 2787 международных договоров. Из них 1444 – двусторонние, 1343 – многосторонние договоры.
Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны–соседи.
Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.
Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ.
Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.
Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским союзом были установлены в августе 1992 года. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.
В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор – Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Республика Корея, Япония, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Египет, Южно-Африканская Республика, страны Персидского залива. Наработанные политические контакты, прогнозируемый экономический рост Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая платежеспособность создают предпосылки для серьезного наращивания торгово-экономического сотрудничества и успешной реализации национальных внешнеполитических задач.
К середине 2006 года установлены дипломатические отношения с 81 страной региона (из 105). Несмотря на наличие всего 12 посольств в странах Азии и Африки, Беларусь поддерживает достаточно активное сотрудничество и тесно взаимодействует с почти 60 странами региона.
На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Республика сотрудничает с 28 из 33 стран региона. Эффективно развиваются отношения с Кубой, Бразилией и Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Чили, Эквадором, Панамой, Перу, Коста-Рикой.
Значительная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ. Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евро-Атлантического партнерства (объединяет государства-члены и партнеры НАТО) и программы «Партнерство ради мира».
Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН.
В Беларуси аккредитован по совместительству Глава Представительства Европейской комиссии в Украине и Молдове. В Минске действует Отделение Представительства ЕК «ТАСИС–офис».
В период, последовавший за установлением дипломатических отношений, взаимодействие двух сторон поступательно развивалось. Начиная с 1991 г. в Республике Беларусь было реализовано более 200 проектов ТАСИС совокупным бюджетом более 150 млн. евро.
- Понятие идеологии, её исторические корни и эволюция содержания.
- Уровни и функции идеологии.
- Либерализм. Современный, или социальный, либерализм.
- Консерватизм. Эволюция консерватизма во второй половине хх века. Сущность неоконсерватизма .
- Социализм и его разновидности.
- Базовые социально-политические идеи современности (анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма).
- Сущность государства. Основные концепции происхождения государства.
- Признаки, структура и функции государства.
- Формы государственного правления.
- Форма правления в Республике Беларусь
- Гражданское общество: сущность, признаки и важнейшие структурные компоненты.
- Правовое государство и его отличительные признаки. Понятие социального государства.
- 7. Наличие развитого гражданского общества, которое вместе с ним является необходимым элементом демократического устройства общества.
- Понятие государственной идеологии. Функции государственной идеологии (познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная).
- Основные компоненты идеологии белорусского государства. Уровни и механизм функционирования идеологии государства.
- Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации.
- Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.
- Институты государственной власти. Институты государственной власти в Республике Беларусь.
- Понятие демократии. Исторические и современные формы демократии
- История демократии
- Современная демократия
- Принципы демократии:
- Современные теории демократии
- Законодательная власть. Законодательная власть в Республике Беларусь.
- Исполнительная власть: роль и место в политической системе общества. Исполнительная власть в Республике Беларусь.
- Судебная власть. Судебная власть в Республике Беларусь.
- Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.
- Понятие политической модернизации
- Внешняя политика, ее цели и функции.
- Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
- Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.
- Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.
- Понятие выборов и их функции в политической системе общества.
- Избирательное право и его ключевые принципы.
- Понятие и типы избирательных систем.
- Избирательная система рб
- Основные стадии избирательного процесса