logo
khoz_pravo

21 Понятие и значение в хозяйственных правоотношениях гарантийных, организационных и претензионных сроков

Особое место среди сроков осуществления гражданских прав занимают так называемые гарантийные сроки. Термин «гарантия» в законодательстве имеет два самостоятельных значения. В одних случаях закон понимает под гарантией один из способов обеспечения исполнения обязательств. Гарантия в этом смысле есть особая форма поручительства. При неисполнении обязательства должником кредитор вправе предъявить иск как к самому должнику, так и к его гаранту (поручителю). Для предъявления иска к гаранту закон устанавливает определенные сроки. такие сроки, являются сроками для принудительного осуществления права, с истечением которых такая возможность осуществления права погашается.

Гарантию как одну из форм поручительства следует отличать от гарантии качества продукции. Сущность гарантии качества продукции состоит в том, что продавец или изготовитель гарантирует покупателю не только наличие в проданной вещи необходимых качеств, но и ее надежность в работе в течение определенного времени. Причем продавец (изготовитель) в случае обнаружения недостатков в проданной вещи обязуется безвозмездно их исправить или заменить вещь в течение определенного срока, который и называется гарантийным сроком.

К организационным срокам относятся установленные законом отрезки времени, в течение которых должны быть совершены действия по формированию правоотношений в области осуществления хозяйственной деятельности: представлена для утверждения государственная программа приватизации, представлен устав организации для его утверждения или регистрации.

Претензионный срок - срок, установленный законом или договором для предъявления к обязанному лицу требования в досудебном порядке. Несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров, предусмотренного договором или законом, может служить основанием оставления иска без рассмотрения.