80. Право оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления является вещным правом, предоставляющим казенному предприятию, а также учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Различают три вида казенных унитарных предприятий: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадает с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, - из собственных средств учредителей.
Денежные средства сосредоточиваются в соответствующих фондах, правовой режим которых определяется в специальных нормативных актах и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления.
Денежные средства расходуются учреждениями в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.
Что же касается содержания права оперативного управления, то оно по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества.
Собственник реализует эту возможность на этапе разработки и утверждения учредительных документов, определяя в них цель деятельности создаваемого им юридического лица, а также назначение передаваемого ему имущества. Позднее он может реализовать ее, давая казенному предприятию, учреждению конкретные указания, касающиеся управления закрепленным за ними имуществом. Собственник единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия (п. 2 ст. 297 ГК). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.
Значительно ограничивает закон право субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии, что иное не установлено нормативными правовыми актами. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно лишь с согласия собственника этого имущества. При этом уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 297 ГК; п. 1 ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Но денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования, учреждение вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утверждаемой собственником.
Казенное предприятие и учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по долгам всем своим имуществом, а учреждение - только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
- 64. Понятие и признаки права собственности
- 65. Понятие и содержание права собственности.
- Статья 209. Содержание права собственности
- 66. Субъекты и объекты права собственности.
- Физические лица как субъекты прав собственности
- Юридические лица как субъекты прав собственности
- Особенности коммерческих организаций
- 67: Формы и виды права собственности по действующему законодательству.
- 68. Первоначальные способы приобретения права собственности.
- 69. Производные способы приобретения прав собственности.
- 70. Прекращение права собственности.
- 71. Право частной собственности граждан.
- 72. Право частной собственности юр лиц.
- 73. Право публичной собственности
- 74. Бесхозяйные вещи.
- 75. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (279 ).
- 76.Основания изъятия земельного участка.
- 77. Право общей долевой собственности
- 78. Право общей совместной собственности
- 79. Право хозяйственного ведения.
- 80. Право оперативного управления.
- 81. Субъекты, объекты и содержание права собственности на жилое помещение.
- 82. Права членов семьи собственника жилого помещения
- 83.Общая собственность собственников квартир в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья.
- 84. Субъекты, объекты и содержание права собственности на землю.
- 85: Ограниченные вещные права на земельные участки.
- 86. Сервитуты
- Порядок установления сервитута.
- 87. Негаторный иск.
- 88. Виндикационный иск.
- 89. Иск о признании права собственности.
- 90. Понятие и структура обязательственного права.
- 91. Понятие обязательства и виды обязательств
- 92. Понятие и элементы обязательства.
- 93. Обязательства с множественностью лиц.
- 94: Субъекты обязательства. Множественность лиц в обязательстве.
- 95. Обязательства с участием третьих лиц
- 96. Перемена лиц в обязательстве.
- 97. Понятие и основные принципы выполнения обязательства.
- 98. Место, способ и срок исполнения обязательства. – Костылева.
- 99. Понятие и особенности исполнения денежного обязательства.
- 100. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
- 101. Неустойка, как способ обеспечения исполнения обязательств.
- 102. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств.
- 103: Ипотека как способ обеспечения исполнения обязательств.
- Ипотека в силу закона
- Ипотека в силу договора
- 104. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств
- 105: Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.
- 106. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.
- 107. Задаток как способ обеспечения обязательства. – Костылева
- 108. Прекращение обязательств.
- 109. Понятие и значение гражданско-правового договора
- 110. Виды гражданско-правовых договоров и их классификация.
- 111. Содержание гражданско-правового договора.
- 112: Принцип свободы договора.
- 113. Заключение гражданско-правового договора
- 114. Заключение договора в обязательном порядке. Преддоговорные споры. Заключение договора в обязательном порядке
- 115. Заключение договора на торгах.
- 116. Форма договора и ее толкование - Костылева
- 117. Публичный договор
- 118. Договор присоединения.
- 119. Предварительный договор.
- 120. Изменение и расторжение гражданско-правового договора.
- Вопрос 121: Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности.
- 122. Понятие и виды ответственности в гп
- 123. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
- 124. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Случаи ответственности независимо от вины.
- 126. Возмещение убытков как общая мера гражданско- правовой ответственности. Виды убытков.