4. Задание для компьютерного практикума по теме «Ряды динамики».
Цель: Освоить расчет показателей динамики, научиться строить графики динамики судимости и линии тренда, строить прогноз.
Задачи: 1. Произвести расчеты показателей динамики, используя средства приложения MS Office табличного процессора Excel.
2. Построить график динамики судимости и провести выравнивание ряда динамики с помощью скользящей средней.
3. Построить линию тренда и сделать прогноз на год вперед.
Исходные статистические данные.
Таблица 6.
Осужденные по приговорам судов общей юрисдикции Российской федерации, вступившим в законную силу (данные статистического сборника «Преступность и правонарушения» без военных судов) | ||||||
|
| Темп прироста |
|
|
|
|
Годы | Всего | к предыдущ.году | к 1974 г. | к 1984 г. | к 1994 г. |
|
1974 | 579642 |
|
|
|
|
|
1975 | 581035 |
|
|
|
|
|
1976 | 599652 |
|
|
|
|
|
1977 | 525984 |
|
|
|
|
|
1978 | 557564 |
|
|
|
|
|
1979 | 590538 |
|
|
|
|
|
1980 | 645544 |
|
|
|
|
|
1981 | 682506 |
|
|
|
|
|
1982 | 747865 |
|
|
|
|
|
1983 | 809147 |
|
|
|
|
|
1984 | 863194 |
|
|
|
|
|
1985 | 837310 |
|
|
|
|
|
1986 | 797286 |
|
|
|
|
|
1987 | 580074 |
|
|
|
|
|
1988 | 427039 |
|
|
|
|
|
1989 | 436988 |
|
|
|
|
|
1990 | 537643 |
|
|
|
|
|
1991 | 593823 |
|
|
|
|
|
1992 | 661392 |
|
|
|
|
|
1993 | 792410 |
|
|
|
|
|
1994 | 924754 |
|
|
|
|
|
1995 | 1035807 |
|
|
|
|
|
1996 | 1111097 |
|
|
|
|
|
1997 | 1013431 |
|
|
|
|
|
1998 | 1071051 |
|
|
|
|
|
1999 | 1223255 |
|
|
|
|
|
2000 | 1183631 |
|
|
|
|
|
2001 | 1244211 |
|
|
|
|
|
2002 | 859318 |
|
|
|
|
|
2003 | 773920 |
|
|
|
|
|
2004 | 793918 |
|
|
|
|
|
2005 | 878893 |
|
|
|
|
|
2006 | 909921 |
|
|
|
|
|
2007 | 916479 |
|
|
|
|
|
2008 | 914541 |
|
|
|
|
|
2009 | 882291 |
|
|
|
|
|
Необходимые краткие сведения из теории.
Ряд динамики (временной ряд) представляет собой ряд, рacположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение изучаемого явления во времени.
В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: 1) показатель времени t;
2) уровень ряда уt
Показателями времени могут быть периоды (год, квартал, месяц, сутки) и моменты (определенная дата на начало или конец периода). Соответственно и ряды разделяются на интервальные и моментные.
Уровень ряда - это размер (объем, величина) того или иного явления (показателя), достигнутый за определенный период времени или к определенному моменту.
Для количественной оценки динамики правовых явлений применяются такие статистические показатели как абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, которые делятся на базисные, цепные и средние. В основе расчета этих показателей динамики лежит сравнение уровней ряда динамики. Если сравнение осуществляется с одним и тем же уровнем, принятым за базу сравнения, то эти показатели называются базисными. В качестве базисного выбирается либо начальный уровень в ряду динамики, либо уровень с которого начинается какой-то новый этап развития явления. Если сравнение осуществляется при переменной базе и каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим, то вычисленные таким образом показатели динамики называются цепными.
Абсолютный прирост (Δу) равен разности двух сравниваемых уровней.
Базисный абсолютный прирост
Δytб=yt-yб.
Цепной абсолютный прирост
Δyt=yt-yt-1.
Средний абсолютный прирост
где yt - уровень сравниваемого периода;
yt-1 - уровень предшествующего периода;
yб - уровень базисного периода;
y1,yn – первый и последний уровни ряда соответственно;
n - число уровней ряда.
Темп роста (Т ) - это отношение уровня ряда одного периода к уровню ряда другого периода, выраженное в процентах.
Базисный темп роста Ttб=
Цепной темп роста Tt=
Средний темп роста
Замечание. Если темп роста и средний темп роста вычисляются в долях (не умножаются на 100%), то они называются соответственно коэффициентом роста и средним коэффициентом роста.
Темп прироста (Тпр)вычисляется как отношение абсолютного прироста (Δу) к уровню, принятому за базу сравнения. Темп прироста показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к уровню, принятому за базу сравнения. Он может быть положительным, отрицательным или равным нулю.
Базисный темп прироста Тпр tб=
Цепной темп прироста Тпр t=
Средний темп прироста
Замечание. Если вычислен соответствующий темп роста, то темп прироста равен:
Тпр.=Тр.-100 (%).
Под трендом понимают плавное изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию ряда динамики. Это систематическая составляющая, характеризующая долговременное воздействие факторов на динамику изучаемого показателя.
Выявление тренда в статистике называют также выравниванием ряда динамики, а методы выявления основной тенденции – методами выравнивания. Выравнивание можно осуществлять разными способами: методом укрупнения интервалов, сглаживанием методом скользящей средней или аналитическим выравниванием.
Метод скользящей средней заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по счету уровней, затем из такого же числа уровней, но начиная со второго по счету далее - начиная с третьего и т. д. Таким образом, средняя как бы «скользит» по ряду динамики, передвигаясь на один уровень. Например,
, , , и.т.д.
Порядок работы
Открыть новый файл в приложении MS Excel и сохранить файл, указав в имени файла свою фамилию. Создать в Excel таблицу 6. Набрать шапку (наименование столбцов) таблицы 6 «Осужденные по приговорам судов общей юрисдикции Российской федерации, вступившим в законную силу». Занести в столбец «Годы» два первых значения, далее протянуть автозаполнением. Во второй столбец перенести абсолютные значения числа осужденных.
Расчеты темпов прироста цепным и базисным способами произвести с помощью занесения формул в первые свободные ячейки сответствующих столбцов, где должны быть величины темпа прироста.
Замечание. При расчете темпа прироста к неподвижной базе (базисным способом) необходимо ячейку, в которой находится основание сделать постоянной. Для этого надо ввести в обозначение ячейки, которая будет постоянной – знак доллара перед именем столбца и строки (можно нажать F4, поставив курсор перед именем ячейки). Например, =B7/$B$6*100-100.
Построить график динамики судимости. Для этого:
а) выделить ячейки со значениями в столбце годы и абсолютное число осужденных;
б) в меню найти Вставка – Диаграмма – «Точечная» и выбрать внешний вид диаграммы в виде графика;
в) далее двигаться по «Мастеру диаграмм» и его закладкам;
г) в закладке «Заголовки» даем название диаграммы, соответствующее названию статистической таблицы, название оси Х и оси Y;
д) убрать легенду и поставить основные линии сетки для осей;
е) поместить диаграмму на отдельном листе и дать листу соответствующее название.
Провести выравнивание ряда динамики с помощью скользящей средней. Для этого в меню «Диаграмма» выбрать «Добавить линию тренда». В открывшемся окне выбрать «Линейная фильтрация» и произвести сглаживание динамического ряда по 5 точкам.
Построить линию тренда. Для этого:
а) опять в меню «Диаграмма» выбрать «Добавить линию тренда» и подобрать линию тренда из предлагаемых зависимостей, наиболее подходящую к линейной фильтрации по 5 точкам;
б) в закладке «Параметры» задать прогноз на 2 года вперед и отметить линию тренда красным цветом.
в) выбрать «показывать уравнение на диаграмме» и «помесить на диаграмме величину достоверности аппроксимации».
Аналогично построить графики динамики и линии тренда для показателей «к предыдущему году» и «к 1974 году».
- Введение
- Объём дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план Очная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Программа курса Тема 1. Цели и задачи курса. Предмет, метод и отрасли статистической науки. Понятие судебной статистики.
- Тема 2. Статистическое наблюдение. Организация статистического наблюдения в правоохранительных органах, судах, органах и учреждениях юстиции
- Тема 3. Применение выборочного метода в статистических исследованиях
- Тема 4. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
- Тема 5. Обобщающие статистические показатели
- Тема 6. Графический метод представления статистических данных
- Тема 7. Ряды динамики и их виды.
- Тема 8. Статистические методы изучения взаимосвязей
- Тема 9. Изучение преступности, анализ данных уголовно- правовой статистики, гражданско-правовой и административно-правовой судебной статистики
- Тема 10. Автоматизированные технологии сбора и обработки судебной статистики
- Тематический план практических занятий
- Материалы к практическим занятиям Задания для компьютерного практикума по судебной статистике
- Задание для компьютерного практикума по темам «Статистическое наблюдение», «Сводка и группировка».
- 10.1. Результаты рассмотрения дел по судьям
- 10.2. Виды наказания по статьям КоАп
- 10.3. Суммы штрафов, наложенные по статьям КоАп
- 10.4. Средние суммы штрафов, наложенные по статьям КоАп.
- 2. Задание для компьютерного практикума по теме «Обобщающие статистические показатели».
- 3. Задание для компьютерного практикума по теме «Средние значения и вариация».
- 4. Задание для компьютерного практикума по теме «Ряды динамики».
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Рекомендуемая литература Нормативные правовые акты1
- Основная2
- Дополнительная
- Примерная тематика курсовых работ
- Контрольная работа для студентов заочной формы обучения
- Вопросы и задания для подготовки к зачету
- Примерные вопросы
- 2. Примерные задачи