logo
Kriminalistika_-_OTVET

20.Судебное почерковедение.

29. Почерк — индивидуальная и динамически устойчивая про­грамма графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи, получающая реализа­цию с помощью специально приспособленной системы движе­ний — письменно-двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики.

Почерк характеризуется общими (характеризуют почерк в це­лом как систему движений) и частными (отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбук­венных соединений) признаками.

0бщие признаки почерка

1. Признаки, отражающие степень сформированности и ха­рактер письменно-двигательного навыка:

• выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи (высоко-, средне - и маловыработанный);

• координация движений — точность и системность движе­ний при написании букв, соблюдение их размера, накло­нов (высокая, средняя, низкая);

• темп письма (быстрый, средний, медленный);

• сложность движений — простой почерк (движения, в наи­большей степени отвечающие системе, установленной стан­дартными прописями), упрощенный (движения, отклоняющие­ся от стандартных прописей в сторону уменьшения сложности системы движений), усложненный (движения отклоняющиеся от стандартных подписей в сторону увеличения сложности системы движений).

2. Признаки, отражающие структурные характеристики дви­жений:

• преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное);

• размер почерка (мелкий — при высоте строчных букв до 2,5 мм, крупный — более 4,5 мм);

• разгон почерка — протяженность движений по горизонтали — средний (высота строчных знаков равна их ширине), сжатый, размашистый;

• связность почерка — способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное коли­чество знаков (сплошная — слитно пишутся 6 и более зна­ков, средняя — от 4 до б и малая — не более 3 букв;

• нажим почерка — сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных), средний, почерк без нажима и смешанный.

3. Признаки, отражающие топографию фрагментов рукописи, проявляются в особенностях размещения самостоятельных фраг­ментов документов: заголовков, подписей, полей, абзацных отсту­пов, направления и формы строк и пр.

Частные признаки почерка, проявляющиеся в написании отдельных букв рукописи:

• форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, из­вилистая);

• направление движений при написании (снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правое кружные);

• протяженность движений (характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв);

• относительное размещение точек начала, окончания, пере­сечения и соединения движений;

• последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения;

• сложность движений при выполнении букв (обычные, по сравнению с прописями, усложненные и упрощенные);

Почерк характеризуется:

индивидуальностью, состоящей в неповторимости совокуп­ности признаков почерка конкретного лица;

стереотипностью, воспроизводимостью в почерковых реа­лизациях признаков почерка определенного лица в одних и тех же вариантах при минимуме разброса;

вариационностью, устойчивым видоизменением почерка одного и того же лица, отображенным в его рукописях, ко­торое является средством приспособления к различным ус­ловиям их выполнения. Существует основной и дополни­тельные варианты почерка. Для выполнения подписей ис­пользуется подписной почерк — программа реализации зри­тельно-двигательного образа с помощью индивидуальной и динамически устойчивой системы движений;

динамической устойчивостью, состоящей в воспроизводимо­сти (повторяемости) свойств почерка (его признаков) и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях, не вызывающих резкого нарушения процесса письма.

Какие образцы для сравнительного исследования представляются на почерковедческую экспертизу?

Для производства почерковедческой экспертизы в распоря­жение экспертов предоставляются исследуемый до­кумент (подлинник) и сравнительные образцы, которые могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными.

Свободными образцами называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждения уголовного дела (начала произ­водства по гражданскому делу) и вне связи с ним. Ими могут являться материалы личной и служебной переписки, автобио­графии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведомостях и кассовых ордерах и другие тексты, вы­полненные собственноручно. Эти образцы могут быть обнару­жены по месту работы, учебы, в отделениях милиции, связи, банках, военкоматах, дома или у родственников и т. д. При их обнаружении необходимо удостовериться, действительно ли они написаны лицом, заподозренным в исполнении рукописи или подписи. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Поскольку, несмотря на от­носительную устойчивость, почерк человека может все-таки из­меняться с течением времени, желательно, чтобы свободные об­разцы были выполнены примерно в то же время, что и иссле­дуемый документ. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перенесло ли лицо, почерк которого исследуется, за истек­ший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и пр.), не свя­зано ли изменение почерка с преклонным возрастом. Исполь­зуемый вариант почерка зависит от содержания документа. По­этому при исследовании объемных рукописей предоставляются аналогичные сравнительные материалы. Образцы должны быть выполнены в тех же условиях, что и текст (например, стоя, в том же состоянии). Темп письма должен сохраняться, а если ру­копись выполнена с подражанием какому-либо шрифту, следует разыскать свободные образцы, написанные тем же способом.

Экспериментальные образцы выполняются специально для производства экспертизы. Они должны быть сопоставимы с ис­следуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным па­раметрам. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включают слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правопи­сание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы по­черка могут быть отобраны в условиях, максимально прибли­женных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи) (что особенно важно для установления состояния пи­савшего) в любом виде и количестве, при их изготовлении мож­но наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки.

Условно-свободные образцы почерка и подписей — рукописи и подписи в документах, которые выполнены после возбужде­ния уголовного дела (начала производства по гражданскому делу), но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, хода­тайства и другие рукописи, выполненные во время ведения дела.

С какой целью назначается почерковедческая экспертиза, какие вопросы она разрешает?

Почерковедческая экспертиза производится с целью уста­новления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых вы­полнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

В соответствии с этими целями при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном доку­менте?

2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?

3. Одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе.

Диагностические задачи связаны с решением вопросов:

1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?

2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?

3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и пр.), намеренно измененным» почерком, с подражанием почерку конкретного лица, ле­вой рукой?

4. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту дру­гим лицом?

Объектами почерковедческой экспертизы являются рукопис­ные документы, фрагменты рукописных текстов, краткие записи (буквенные и цифровые), подписи.