logo
тема8

Вопрос 1. Понятие юридической ответственности по рекламному праву России.

Одним из наиболее социально значимых институтов рекламного права является институт юридической ответственности за нарушение российского законодательства о рекламе.

Статья 38 Федерального закона «О рекламе» вводит за нарушения рекламного законодательства гражданско-правовую (часть 1), административную (часть 4) и иную ответственность (за умышленное нарушение законодательства о рекламе), установленную федеральными законами (часть 5).

Базовый закон также дифференцирует субъектный состав правонарушения, отграничивая требования, за нарушение которых несет юридическую ответственность рекламодатель (часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»), рекламораспространитель (часть 7 статьи 38), рекламопроизводитель (часть 8 статьи 38).

По официальным данным судами ежегодно рассматривается более 123 тысяч исковых заявлений о защите прав потребителей1 и остается сожалеть, что статистика не выделяет в отдельную категорию судебные акты о разрешении гражданско-правовых и административно-правовых «рекламных деликтов».

Общетеоретическая концепция юридической ответственности по законодательству о рекламе заслуживает внимания и поддержки постольку, поскольку она имеет выход на реальную рекламную практику и вполне может быть проверена ею. Теория государства и права не должна терять юридический характер и призвана исследовать «стыковое» переплетение правовых связей, которые существуют в действительности и функционируют в правовом поле конкретного этапа развития, конкретных юридически значимых видов деятельности.

Прежде чем непосредственно вести речь о юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламной деятельности, обозначим несколько методологических предпосылок.

Социальная ответственность – достижение цивилизованного общества, институт, характеризующий уровень его интеллектуального развития.

Чем выше уровень ответственности всех субъектов социального общения – тем выше степень потенциальных возможностей общества.

Ответственность является гарантией стабильного устойчивого развития социума.

Юридическая ответственность – мера государственного принуждения, состоящая в причинении неблагоприятных последствий для правонарушителя, и «перспективного» аспекта не имеет. «Наиболее уязвимым звеном идеи “правовой позитивной ответственности”, – верно подчеркивает О.Э. Лейст, – является невозможность определить ее юридические свойства и качества, чем-либо отличающиеся от известных понятий “обязанность”, “правомерное поведение”, “правосубъектность”, “деликтоспособность”, “выполнение обязательств”»2.

Мы исходим из того, что в принципе недопустимо и малоплодотворно объединять в одном определении сознательное отношение человека к исполнению своего долга, строгое следование предписанным обязанностям и противоправное поведение.

Добровольное выполнение правовых обязанностей – желательное, но вторичное последствие принудительности юридической ответственности.

Требуется введение системы специализированных мер юридической ответственности за правонарушения и юридические ошибки в сфере правового регулирования рекламной деятельности.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной деятельности содержит в себе все признаки ретроспективной юридической ответственности вообще, но, вместе с тем, обладает значительной спецификой, связанной с предметной областью ее действия.

Ретроспективная юридическая ответственность в сфере рекламы возникает вследствие нарушения субъектом рекламной деятельности обязанностей, установленных государством либо соглашением и выраженных в правовых нормах. Это всегда ответственность за правонарушение. Ретроспективная юридическая ответственность в сфере рекламы – ведущий элемент механизма правовой охраны устраивающих государство и выгодных ему рекламных отношений.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламы – многоплановая категория. Она выступает:

а) как негативный вариант правового регулирования рекламной деятельности;

б) как средство укрепления законности в сфере рекламного бизнеса;

в) как средство воспитания законопослушных субъектов рекламной деятельности, культивирования потребительского вкуса, как метод повышения уровня правового сознания и юридической культуры должностных лиц, органов государства, общественных объединений, представителей рекламной индустрии.

Краткий анализ существенных признаков ретроспективной юридической ответственности в сфере рекламной деятельности позволит раскрыть ее специфику. При этом за основу возьмем типичные признаки ретроспективной юридической ответственности.

Во-первых, по своей природе она – особое политико-правовое и морально-психологическое, коммуникативное состояние, возникшее вследствие «сбоя» при передаче и приему рекламной информации.

Во-вторых, она – вид и мера государственного принуждения. Юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – своеобразная осуждающая реакция государства на противоправное поведение субъекта рекламной деятельности. Государство причиняет нарушителю установленных рекламных отношений указанные в законе лишения личного или имущественного характера, не считаясь с его желанием, принуждая его тем самым к исполнению требований права. Правовая ответственность в сфере рекламы – реализация санкции юридической нормы в случае правонарушения. Вместе с тем, это элемент правовой ориентации и средство социального контроля за юридически значимой рекламной деятельностью.

В юридической литературе нет единства во взглядах по вопросу: какое именно государственное принуждение является юридической ответственностью. Более правильной представляется точка зрения авторов (С.С. Алексеев), которые понимают под юридической ответственностью лишь те меры государственного принуждения, которые связаны с обременениями, штрафными и иными дополнительными лишениями. Трудно согласиться в этой связи с мнением С.Н. Братуся о том, что юридическая ответственность – принуждение к исполнению обязанности3. Нельзя отрицать, что исполнение обязанностей – главное для законности и правопорядка. Но исполнение обязанности – это безусловное требование юридической нормы. Если обязанный субъект права в качестве единственного «неблагоприятного» последствия должен будет исполнить требование, которым он пренебрег, то вряд ли в будущем он удержится от повторного неисполнения. Юридическая ответственность, думается, должна исключить в перспективе отказы от исполнения обязанности. Поэтому ответственность должна быть построена таким образом, чтобы субъект рекламной деятельности испытывал воздействие неблагоприятных последствий именно за неисполнение в срок и должным образом установленной юридической обязанности.

Государственное принуждение – понятие более широкое, чем ответственность. К государственному принуждению, кроме мер юридической ответственности, принято относить:

а) меры защиты;

б) меры пресечения;

в) меры профилактики.

Не все меры государственного принуждения в сфере рекламной деятельности являются мерами правовой ответственности.

Например, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, допустим похищенного рекламного щита, принудительное взыскание долга за производство и размещение рекламы – меры защиты нарушенных прав, но юридической ответственностью они не являются. Принудительно-профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения при размещении рекламы на закрытых территориях) также мера государственного принуждения, но к правовой ответственности эти меры отношения не имеют.

В-третьих, юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – состояние, при котором нарушитель норм рекламного права претерпевает неблагоприятные последствия. Юридическая ответственность в рекламной сфере – это всегда определенный вид правового лишения, ограничения, обременения, урон для нарушителя требований рекламного законодательства. Правонарушитель отдает отчет о своем поведении. Он должен быть способен дать этот отчет. Именно поэтому юридическая ответственность в сфере рекламы – единство объективного и субъективного.

В-четвертых, юридическая ответственность в сфере рекламы возникает и реализуется только на основе и в пределах норм рекламного права. Юридическая ответственность определяется санкциями норм этой отрасли права.

В-пятых, юридическая ответственность наступает за лично совершенное рекламное правонарушение.

Юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – последствие нарушения норм рекламного права.

Рекламное правонарушение является не только основанием, но и самим моментом возникновения ретроспективной юридической ответственности в сфере рекламы.

Ведение ненадлежащей рекламы – вот обобщенное противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность в рассматриваемой сфере.

В-шестых, юридическая ответственность в рекламной сфере осуществляется в специальных процессуальных формах. В зависимости от вида рекламного правонарушения процедуры разнятся по степени сложности, длительности, документальному оформлению, основаниям обжалования.

Итак, юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – возникшее в результате лично совершенного рекламного правонарушения и предусмотренное нормой рекламного права политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо, гражданин либо уполномоченная общественная организация на основе закона и в специальной процедурной форме возлагает на правонарушителя определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия за ведение ненадлежащей рекламы.

Это понимание вполне согласуется с трактовкой юридической ответственности в международном праве.

Под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций»4.

Речь идет о том, что предложенное определение юридической ответственности за ненадлежащую рекламу «охватывает» собой и международно-правовые акты о рекламе.

В реальной жизни правовая ответственность за рекламные правонарушения выступает в качестве определенного вида ответственности. Именно поэтому важно показать социальную обусловленность выделения тех или иных видов юридической ответственности.