2. Понятие государственного управления и место человека в нем.
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
правовой подход;
политический подход;
управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
следования принципу верховенства права (правовой подход);
следования воле народа (политический подход);
следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
- 1. Этапы развития государственного управления.
- 2. Понятие государственного управления и место человека в нем.
- 3. Сущностные и характерные черты государственного управления
- 4. Основные элементы процесса государственного управления
- 5. Организационная структура государственного управления
- 6.Понятие и виды функций государственного управления
- 7. Ресурсное обеспечение государственного управления
- 8.Функциональная структура государственного управления
- 11.Построение организационной структуры государственного управления
- 13. Основные характеристики государства
- 32.. Информация как основа государственного управления
- 33.. Организация информации в системе государственного
- 36. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении.
- 37. Дисциплина в обеспечении законности в государственном управлении.
- 38. Организация информации в системе государственного управления.
- 39. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств.
- 40. Правовое и организационное обеспечение государственной службы.
- 41. Управленческая культура граждан.
- 42. Понятие политического режима.
- 51.Политический уровень принятия решений.
- 54. Функциональное представительство интересов в государственном управлении.
- 55.Эффективность государственного управления
- 56.Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
- 57. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
- 58. Процесс совершенствования государственного управления