logo
тгу

51.Политический уровень принятия решений.

Главной целью государства как политического центра принятия решений является сохранение власти правящего режима и сохранение территориальной целостности страны. Тем самым институты политической власти относятся к гражданам госу¬дарства как к подвластным, предпочитая прежде всего идеологические подходы и приоритеты в отношениях с ними. Понятно поэтому, что анализ общественных проблем и постановка задач ведутся здесь пре¬жде всего на основе внеэкономических критериев, заставляя забывать о хозяйственных или даже рациональных подходах во имя осуществ¬ления властных целей. Ясно также и то, что для этого уровня приня¬тия решений весьма характерно и постоянное отклонение властей от законодательных норм и принципов кодифицированного права. По-скольку законодательство очень часто сдерживает возможности собст¬венно политического маневра. Особенно это заметно в критических для властей ситуациях. Поэтому строго говоря, усиление позиций правящих политических элит может быть связано не с укреплением, а с ослаблением государственности как таковой. Макроэкономический уровень. В противоположность выше указанному уровню государство выступает в процессе принятия решений и как орган макроэкономическо¬го регулирования и управления. В данном смысле главной целью для него является не власть, а обслуживание населения, не обеспечение межгрупповой конкуренции и борьбы за политические позиции, а интеграция общества как социального целого. Поэтому главной соци¬альной диспозицией в данном плане являются отношения не власт¬вующих и подвластных, а управляющих и управляемых. Административный уровень. Свой специфический вклад в процесс принятия решении вносит и административный уровень, на котором государство предстает в качестве сово¬купности определенным образом иерархиизиро¬ванных организаций, подчиняющих свою деятельность сформулирован¬ным выше целям. При этом они руководствуются прежде всего служебными инструкциями, деловыми технологиями, системой профес¬сиональных знаний и внутренними кодексами. Здесь уже государство от¬носится к своим гражданам как к клиентам, потребляющим определенные товары и услуги и конкретных государственных организаций и учрежде¬ний. Иначе говоря, помимо политических и макроуправленческих влия¬ний в механизмах принятия решений существенной спецификой обладает а т. н. "административная фаза" (Б.Гурней). Она характеризует внутри- и межорганизационные особенности взаимоотношений исполнительных и законодательных структур, вовлеченных в процесс подготовки конкретно¬го решения, внутриведомственные процессы подготовки, обсуждения и согласования проектов, характер прохождения документов по различным этапам управления и иные аспекты управленческих отношений подобного типа. Данные процессы в административной среде демонстрируют, ус-ловно говоря, микротехнологический уровень принятия решений, где доминируют особые аппаратные законы и технологии, действуют специ¬фические аппаратные субъекты или, одним словом, складывается собст¬венная логика служебных и человеческих отношений, весьма существенно влияющая на характер выработки и осуществление государственных це¬лей (к примеру, начальник отдела министерства из чувства соперничества с коллегами может заволокитить подготовку проекта важнейшего государ¬ственного закона; командир воинской части вопреки указаниям даже по¬литического руководства может, руководствуясь внутриармейскими сте¬реотипами, провоцировать продолжение военного конфликта с сопредельным государством и т.д.).

52 Понятие государственных решений.  ГР – это комплексный и иерархиизированный процесс целедостижения, формируемый посредством соизмерения, согласования и реализации целей на основе интеграции и кооперации совместной деятельности управляющих и управляемых Отличия государственных решений от решений в частном секторе:  гетерогенность состава участников, включенных в процесс принятия государственных решений, публичный характер решаемых задач и проблем, различия в интересах участников процесса принятия государственных решений, соучастие управляющих и управляемых.