Стандарты, содержащие требования к органам по аккредитации, сертификации и к испытательным лабораториям
№ п. | Объект аккредитации или сертификации | Европейские стандарты | Международные стандарты | Российские стандарты |
1 | Орган по аккредитации | EN 45003:1995 Общие требования к органам по аккредитации лабораторий (аутентичен ISO/IEC Guide 58) - действует
EN 45010:1998 Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации / регистрации (аутентичен ISO/IEC Guide 61) - действует | ISO/IEC Guide 58:1993 ISO/IEC Guide 61:1996 ISO/IEC TR 17010:1998 отменены
ISO/IEC 17011:2004 Оценка соответствия. Общие требования к органам аккредитации органов оценки соответствия - действует | ГОСТ Р 51000.1-95 ГОСТ Р 51000.2-95 отменены Постановление Правительства РФ от 24 02 2009 г. № 163 «Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия». |
2 | Орган по сертификации продукции | EN 45011:1998 Общие требования к органам по сертификации продукции (аутентичен ISO/IEC Guide 65) - действует | ISO/IEC Guide 65:1996 - действует
ISO/IEC NP Guide 65 Общие требования к органам по сертификации продукции - проект | ГОСТ Р 51000.6-2008 Общие требования к аккредитации ОС продукции и услуг - действует
ГОСТ Р 51000.5-96 Общие требования к ОС продукции и услуг - отменен
ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 Общие требования к органам по сертификации продукции – действует
|
3 | Орган по сертификации СМК | EN 45012:1998 Общие требования к органам по сертификации систем качества (аутентичен ISO/IEC Guide 62) - действует | ISO/IEC Guide 62:1996 Общие требования к органам по оценке и сертификации/регистрации систем качества - отменен
ISO/IEC 17021:2006 Оценка соответствия. Требования к органам, выполняющим аудит и сертификацию систем менеджмента - действует | ГОСТ Р 51000.7-97 Общие требования к ОС систем качества - отменен
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 Общие требования к органам оценки и сертификации/ регистрации систем качества - отменен
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 - действует |
4 | Орган по сертификации персонала | EN 45013:1989 Общие требования к органам по сертификации персонала - отменен | ISO/IEC 17024:2003 Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала (лиц) - действует | ГОСТ Р 51000.9-97 Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала - действует
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2003 Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала - проект |
5 | Испытательная лаборатория | EN 45001-89 Общие требования к деятельности ИЛ - отменен
EN 45002:-89 Общие требования при оценке ИЛ - отменен | ISO/IEC 17025:1999 - отменен
ISO/IEC 17025:2005 (cor.1:2006) Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий - действует | ГОСТ Р 51000.4-2008 Общие требования к аккредитации ИЛ - действует
ГОСТ Р 510003-96 Общие требования к ИЛ - отменен
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-200(0, 5, 6) Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий - действует
|
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 12 10 2010 г. N 1760-р Концепция Формирования единой национальной системы аккредитации В РФ
1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
3. Федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности учитывать положения Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН
Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10. 2010 г. N 1760-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Введение
Настоящая Концепция устанавливает цели и принципы осуществления аккредитации, а также приоритетные направления развития аккредитации в Российской Федерации.
Настоящая Концепция направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц, уровень доверия к их деятельности и признание результатов такой деятельности.
Под аккредитацией понимается официальное признание национальным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица в части выполнения работы в определенной области оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), не подлежат аккредитации.
Законодательством Российской Федерации предусматривается:
аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее - органы по подтверждению соответствия) в соответствии с законодательством о техническом регулировании;
аккредитация граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лиц и предпринимателей в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
аккредитация экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий.
Соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, установленным законодательством в сфере технического регулирования, подтверждается аккредитованными органами по подтверждению соответствия. Общество и представители бизнеса должны быть уверены в их компетентности, подтверждение которой обеспечивается в ходе аккредитации, служащей повышению доверия потребителей к приобретаемой ими продукции.
Федеральным законом "О техническом регулировании" определены принцип единой системы и правила аккредитации. Вместе с тем вплоть до настоящего времени единая система аккредитации, основывающаяся на четких и прозрачных правилах, фактически отсутствовала. Это во многом обусловлено традицией восприятия аккредитации не как универсального инструмента обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия, а как вспомогательного механизма в рамках системы обязательной сертификации.
В Российской Федерации действуют 16 систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению соответствия. Эти системы сформированы различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство связи, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Межгосударственный авиационный комитет). Системы обязательной сертификации были созданы в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", который после принятия Федерального закона "О техническом регулировании" утратил силу. В большинстве систем до сих пор действуют собственные правила аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163.
Реформы в сфере технического регулирования не изменили ведомственного подхода к наделению соответствующих федеральных органов исполнительной власти полномочиями по аккредитации органов по подтверждению соответствия.
Следует отметить следующие недостатки в области аккредитации:
практика одновременной аккредитации органов по подтверждению соответствия в нескольких системах и необходимость получения нескольких подтверждающих соответствие документов на одну и ту же продукцию;
пересечение областей аккредитации некоторых федеральных органов исполнительной власти и отсутствие механизмов координации их деятельности;
сложности в достижении признания результатов оценки соответствия за рубежом.
В настоящее время в Российской Федерации также действуют 684 системы добровольной сертификации, созданные по инициативе юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Системы добровольной сертификации действуют по своим нормам и правилам. Более чем в 300 системах добровольной сертификации была предусмотрена или проводилась аккредитация органов по подтверждению соответствия.
Федеральный закон "О техническом регулировании" не предусматривает возможности оценки компетентности органов по подтверждению соответствия в системах добровольной сертификации при их регистрации и последующего контроля за деятельностью этих систем. Это создает среду для развития недобросовестной и некомпетентной деятельности в сфере добровольной сертификации. Вместе с тем эта сфера призвана решать важнейшую задачу - формирование доверия к потребительским свойствам продукции.
Учитывая стремление Российской Федерации к международной интеграции, необходимо решить вопрос о международном взаимном признании результатов исследований, испытаний (измерений) и документов о подтверждении соответствия.
Системы аккредитации органов по подтверждению соответствия в обязательной и добровольной сферах в ходе реформы технического регулирования должны быть объединены в единую национальную систему аккредитации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг, а также признания результатов аккредитации за рубежом.
Закрепление подхода к аккредитации как к универсальному инструменту обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия призвано обеспечить устранение дублирования между системами обязательной сертификации и привести к отказу от ведомственного принципа построения систем обязательной сертификации.
В ходе формирования единой национальной системы аккредитации подлежат ликвидации 7 ведомственных систем обязательной сертификации с передачей полномочий по аккредитации органов по подтверждению соответствия национальному органу по аккредитации.
Целесообразно сохранить в существующем виде ведомственные системы обязательной сертификации Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", на которые распространяется действие статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании", а также системы, созданные в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (авиационная техника и объекты гражданской авиации, морские и речные гражданские суда).
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), наделены правом осуществлять аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых указанными органами к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов и экспертных организаций.
В настоящее время более 40 федеральных органов исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере предпринимательской деятельности. При проведении органами государственного контроля (надзора) большого количества контрольно-надзорных мероприятий допускается участие экспертов и экспертных организаций, а при проведении отдельных контрольно-надзорных мероприятий их участие необходимо.
Между тем лишь 2 федеральных органа исполнительной власти осуществили аккредитацию экспертных организаций (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - 82 организации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - 1 организация). При этом граждане-эксперты до настоящего времени не аккредитованы ни одним федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет аккредитацию на право подтверждения качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - на право подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов, выдачи заключений о фитосанитарном состоянии, проведения анализа проб, определения посевных качеств семян растений, проведения лабораторных исследований в области ветеринарии и Министерство регионального развития Российской Федерации - на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
На сегодняшний день системы аккредитации многочисленны, непрозрачны, регулируются разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами, что делает невозможным не только их международное признание, но и классификацию.
В связи с этим необходимо осуществить переход на единую систему, единые принципы и правила аккредитации во всех областях оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.
- 3. Функции национального органа по аккредитации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
- Стандарты, содержащие требования к органам по аккредитации, сертификации и к испытательным лабораториям
- II. Основные проблемы в сфере аккредитации
- III. Формирование систем аккредитации в развитых странах
- IV. Основные цели и принципы формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации
- V. Структура единой национальной системы аккредитации
- VI. Механизм реализации Концепции
- VII. Этапы реализации Концепции
- VIII. Ожидаемые результаты
- Приложение
- Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации, которыми наделяется национальный орган по аккредитации
- План мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в российской федерации