logo
ЛЕКЦИИ Предприятие как субъект хозяйствования И

2. Направления деятельности предприятия

В практике хозяйственной деятельности каждое предприятие осуществляет множество различных операций, которые по признакам родства можно объединить в отдельные направления.

Основой деятельности предприятия в условиях рынка является маркетинг, который определяет целесообразность создания предприятия и конечные результаты его деятельности.

Маркетинговая деятельность предприятия – это процесс организации производства и сбыта продукции, ориентированный на удовлетворение потребностей отдельных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней рыночной среды, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В таких программах заложены мероприятия по улучшению свойств товара и расширение его ассортимента, изучение психологии покупателей и конкурентов, а также обеспечение эффективной ценовой и сбытовой политик, оптимизация каналов товародвижения, организации сбыта и технического сервиса (рис. 2).

Рисунок 2. Маркетинговая деятельность предприятия

Вся деятельность предприятия должна быть подчинена концепции маркетинга. На основе результатов маркетинговых исследований рынка формируют задачи инновационной деятельности для обеспечения беспрепятственного и успешного выхода на новые рыночные сегменты с инновационной продукцией.

Инновационная деятельность предприятия - это процесс, осуществляемый на основе реализации инвестиций с целью выполнения обоснованных научно-технических программ с гарантированными сроками окупаемости затрат и внедрения новых научно-технических достижений в производство (внедрение технических, организационных и других нововведений).

Залогом успешного функционирования предприятия в конкурентной рыночной среде является эффективная производственная деятельность предприятия, которая включает:

- разработку программы выпуска товаров (услуг) в текущем периоде и на перспективу;

- сбалансирование производственных мощностей предприятия;

- обоснование объема изготовления продукции (услуг) определенной номенклатуры и ассортимента в соответствии с потребностями рынка;

- бесперебойное материально-техническое обеспечение производства необходимыми ресурсами;

- разработку согласованных во времени и пространстве оперативно-календарных графиков производства продукции (оказания услуг);

- внедрение оптимизационных программ по рациональному использованию имеющихся ресурсов.

Все вышеперечисленные направления деятельности предприятия являются основой экономической деятельности предприятия, так как должны обеспечить достижение положительного результата - получение гарантированной прибыли за счет удовлетворения как можно большего количества потребителей. К экономической деятельности также будет целесообразным отнесение таких видов операций, как:

- стратегическое, тактическое планирование деятельности предприятия;

- составление бизнес-планов и формирование бизнес-портфелей;

- осуществление надлежащего учета производственно-финансовых операций;

- оформление отчетности по результатам хозяйственной деятельности в определенном периоде;

- выбор метода и стратегии ценообразования;

- выбор адекватной условиям хозяйствования системы оплаты труда и формирования надлежащей системы стимулирования работников;

- ресурсное обоснование производственной программы предприятия;

- обеспечение надлежащей подготовки персонала и создания соответствующей технико-технологической базы предприятия;

- осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности и т.п.

Экономическая деятельность предприятия неразрывно связана с его социальной деятельностью, которая предусматривает создание безопасных условий труда, обеспечения социальных гарантий в пределах норм действующего законодательства, получение социальных выплат соответствующими категориями работников, создание благоприятного климата в коллективе, строительство жилья для всех категорий работников, содержание детских садов, яслей, спортивных комплексов, баз и домов отдыха, профилакториев и т.п.