1.Цели и задачи изучения дисциплины
Многоаспектность европейского права, его комплексный характер, включение в его состав не только отдельных норм, но и объемных разделов из других отраслей права, как публичного, так и частного, наглядно подтверждают трудности, стоящие на пути преподавания. В наше время очень трудно, если вообще возможно, быть одновременно специалистом по конституционному, административному, гражданскому, таможенному, налоговому, антимонопольному, трудовому, банковскому, страховому, международному и многим другим отраслям права. Между тем не только природу европейского права, но и особенно его функционирование невозможно раскрыть без того, чтобы не обращаться ко всему объемному разноотраслевому нормативному материалу. На данный момент преподавание такого объемного отраслевого материала не предоставляется возможным и, самое главное, не является целесообразным.
Европейское право как учебная дисциплина для российских студентов, бесспорно, должно отличаться по своему содержанию и стилю от своих аналогов, изучаемых в университетах стран, входящих в Европейский союз. В России, которая не является и, очевидно, еще длительное время не будет являться государством - членом Европейского союза, преподавание европейского права должно концентрироваться главным образом на общих проблемах Союза, а также на тех «внешних» проблемах, которые связаны с развитием отношений между ним и Россией.
Углубленные знания о европейском праве нужны сегодня в первую очередь тем, чья деятельность протекает в сфере торговых отношений между Россией и ЕС. Кроме того, без знания европейского права сегодня невозможно грамотно заниматься вопросами европейской и мировой политики. Назначение и реальную роль сообществ, Европейского союза, других региональных организаций в Европе можно раскрыть, только хорошо понимая их правовой статус, внутреннюю структуру, права и обязанности, формы и методы деятельности. Эти сферы применения юридических знаний являются узко специальными, не имеют выраженного прикладного значения для работы в пермском регионе.
Необходимость изучения европейского права пермскими юристами обусловлена в первую очередь потребностью в повышении их общей правовой культуры, важной составляющей которой является знание основных концепций, понятий, категорий зарубежного права.
Курс Европейское право направлен на формирование правовой культуры и профессиональных навыков студентов–юристов, что позволит полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом.
Задачи курса Европейское право состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь специалист-профессионал для успешной работы по своей специальности:
Раскрыть основные понятия, особенности европейского права и дать структурный анализ европейского права, а также определить его место в межгосударственной и внутригосударственной системах права;
Показать поэтапное развитие европейского права;
Провести институционально - структурный анализ Европейских сообществ и Евросоюза;
Объяснить принципы и формы правового регулирования деятельности Европейский Сообществ и Европейского Союза;
Показать механизм юрисдикционной защиты европейского права основные направления деятельности ЕС на современном этапе.
- Министерство образования и науки рф
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса введение: предмет, задачи и методы права европейского союза
- Тема 1. Европейский Союз: состав, территория, население
- Тема 2. Предпосылки и причины европейской интеграции
- Тема 3. Основные этапы формирования Европейских Сообществ и Европейского Союза
- Тема 4. Европейский Союз на современном этапе
- Тема 5. Понятие права Европейского Союза
- Тема 6. Принципы права Европейского Союза
- Тема 7. Источники права Европейского Союза
- Тема 8. Система права Европейского Союза
- Тема 9. Понятие компетенции Европейского Союза
- Тема 10. Компетенция Европейского сообщества
- Тема 11. Компетенция Европейского Союза в сфере общей внешней политики и политики безопасности
- Тема 12. Компетенция Европейского Союза в сфере борьбы с преступностью
- Тема 13. Цели и принципы деятельности Европейского Союза
- Тема 14. Дополнительная компетенция Европейского Союза
- Тема 15. Организационный механизм Европейского сообщества и Европейского Союза
- Тема 16. Совет Европейского Союза
- Тема 17. Европейский совет
- Тема 18. Европейский парламент
- Тема 19. Европейская комиссия
- Тема 20. Судебные органы ес
- Тема 21. Контрольные органы
- Тема 22. Финансовые учреждения
- Тема 23. Консультативные органы
- Тема 24. Европейское полицейское ведомство (Европол)
- Тема 25. Правотворческие процедуры в Европейском Союзе
- Тема 26. Институт основ правового положения человека и гражданина: место в системе права Европейского Союза, источники
- Тема 27. Гражданство Европейского Союза
- Тема 28. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе
- Тема 29. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Европейском Союзе
- Тема 30. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Тема 31. Правовой статус Европейского суда по правам человека. Судебно-правовое пространство Совета Европы Европейский суд - гарант защиты прав человека
- Тема 32. Правовые основы общего рынка
- Тема 33. Свобода перемещения товаров
- Тема 34. Свобода обращения услуг
- Тема 35. Свобода перемещения рабочей силы
- Тема 36. Отдельные вопросы правового регулирования отраслей права ес
- 5. Темы семинарских занятий
- Тематика курсовых и рефератов
- 7. Учебно-методическое обеспечение
- 7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.3. Методические указания студентам
- 7.4. Методические рекомендации преподавателю
- II. Материалы, устанавливающие содеожание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету