logo
Хрестоматия_ИТД_и_ТП_Р_часть_4

I. Таможенная служба российской империи в XIX – начале XX в.

Именно в XIX – начале XX в. произошло окончательное становление таможенной службы Российской империи: были созданы регулярные и профессиональные органы, способные эффективно осуществлять функции таможенного регулирования и бороться с нарушениями законов в этой сфере, в том числе и контрабандой.

Становление таможенной службы шло в тесной связи с организацией пограничной службы. Военный министр в Высочайшем докладе императору Александру I писал: «Учреждение доброй пограничной стражи на западном пределе Империи всегда составляло одно из важных попечений Военного министерства; ибо все распоряжения Полиции и к отвращению побегов чрез границу, вывоза монеты и медали, прогона лошадей и скота и входа в Империю людей беспаспортных не могут быть действительны без благоустроенной пограничной стражи».

Традиционно такая задача возлагалась на казачьи полки, в том числе и из Земли войска Донского. Но они не были эффективны против многочисленных и достаточно организованных контрабандистов, которые либо были местными жителями, либо имели проводников из местного населения и хорошо знали все тайные тропы. По утвержденному 4 января 1811 г. Положению «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний» по сухопутной границе России был введен более организованный порядок охраны границы донскими и бугскими1 казаками, над которыми были поставлены регулярные офицеры. Казаки, перехватившие контрабанду, получали ее в качестве премии.

Также Александр I издал «Учреждение таможенного управления по Европейской торговле» (от 24 июня 1811 г.). Учреждение, как особый делопроизводственный акт, описывающий механизм функционирования государственного аппарата, было призвано внести порядок в таможенную службу на Западной границе, через которую проходило до 80–90% всех товаров. По этому «Учреждению» были образованы 11 таможенных округов, включающие собственно таможни и таможенные заставы. Во главе каждого округа стоял особый начальник, которому подчинялись все местные таможни и заставы. Штат таможен включал: управляющих главных (окружных) таможен; начальников прочих таможен и застав; таможенных чиновников на правах цолнеров и унтер-цолнеров. Кроме того, приморские таможни обязательно должны были включать чиновника, который «имел потребные знания как иностранных языков, так и форм документов, разными нациями употребляемых».

Сама же охрана границы передавалась особой «таможенной страже», состоящей из команд по 10 объездчиков; во главе более крупных подразделений (по 3 команды) стоял надзиратель и его помощник, подчинявшиеся непосредственно начальнику округа. Каждая команда должна была охранять 15-верстный участок границы. Наемные объездчики в основном набирались из отставных нижних чинов или местных шляхтичей. К 1812 г. по сухопутной Западной границе России насчитывалось 1 300 объездчиков. Им разрешалось «при отправлении службы носить при себе огнестрельное и другое оружие».

В масштабах всей страны заведованием таможенным делом занималось с 1811 г. Таможенное отделение Департамента внешней торговли при Министерстве финансов.

14 декабря 1819 г. был принят «Таможенный устав по Европейской торговле», в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем на пограничную стражу. Таможни в зависимости от обширности производимых через них операций, разделялись на 4 класса. Первоклассными считались складочные таможни, в которых допускались все операции с импортируемыми товарами (Петербургская, Архангельская, Рижская, Одесская, Таганрогская и др.).

9 июня 1822 г. был принят Указ «Об устройстве таможенной стражи по сухопутной Европейской границе». Для пресечения «тайного провоза товаров» создавалась военная (из казаков) и таможенная стража (из объездчиков). Первая таможенная линия контролировалась таможенными объездчиками (сначала конными, а затем и пешими). За ней, в 3–5 верстах, проходила вторая линия, охраняемая казаками. Таким образом, таможня действительно выполняла еще и функции пограничных войск; таможенные надзиратели и их помощники числились на военной службе. Военизация таможенной охраны была призвана искоренить коррупцию среди чинов этого ведомства. Военизированный характер таможенной службы был закреплен при Николае I в «Положении об устройстве пограничной Таможенной стражи» от 5 августа 1827 г. Таможенная стража сведена в особые части: бригады, полубригады или отдельные роты2 при каждом округе. Роты делились на разной численности отряды из пеших стражников и конных объездчиков. Все они получили мундиры установленного образца. Как и пограничникам, таможенникам была установлена форма и приклад3 темно-зеленого и светло-зеленого сукна соответственно с желтыми пуговицами. 2 сентября 1827 г. был утвержден таможенный флаг светло-зеленого цвета с белым Андреевским крестом.

Функции пограничной и таможенной службы не были еще разведены; более того, Главное управление пограничной стражи находилось в ведении Департамента внешней торговли Министерства финансов. В дополнение к пограничной и таможенной стражам, 20 октября 1832 г. Николай I утвердил «Положение о Карантинной страже». Эта стража предназначалась «к охранению пределов Государства от внесения в оные заразы», прежде всего чумы.

При Александре II в 1857 г. в новом «Таможенном уставе по европейской торговле» было закреплено деление таможен на 3 класса:

  1. первого класса, «к коим дозволен привоз всех иностранных товаров, не запрещенных тарифом» (они, в свою очередь, делились на обычные первоклассные, очищавшие товары в срок до 6 месяцев, и складские — до 12 мес.);

  2. второго класса – «декларационные таможни», которые могли очищать товар в течение не более 2 мес.;

  3. третьего класса — «все прочие таможни и заставы, к коим дозволен привоз иностранных товаров с правом очищать пошлиною в течение одного месяца».

Иногда таможни имели дополнительные подразделения – форпосты, таможенные заставы, переходные таможенные пункты и т.д.

К тому времени в Российской империи насчитывалось 26 таможенных округов (не считая Великого княжества Финляндского, имевшего собственную таможенную границу). Округа управлялись начальниками округа. В ведении таможенного ведомства находилась пограничная стража, размещаемая «по всей сухопутной и морской границам империи, также и по границе с Финляндиею». На пограничную стражу вдоль Черноморского побережья и сухопутной границы с Турцией был возложен также карантинный надзор. Пограничная стража размещалась вдоль границы двумя линиями в семиверстной пограничной полосе4. Задачей пограничной стражи, в отличие от чиновников на таможнях, был не сбор пошлин, но пресечение контрабанды.

По сухопутной Западной границе, в дополнение к пограничной и таможенной страже действовала и «корчемная стража», состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20–50 верст от границы устраивали засады с целью досмотра обозов, транспортов и личного имущества для пресечения «корчемства» — тайного провоза и продажи подакцизных товаров, прежде всего спиртных напитков и табака. Созданная еще в XVIII столетии, корчемная стража подверглась окончательной реорганизации в 1862 г. Величина пограничного района, подлежащего ведению корчемной стражи, составляла пространство от 21 до 50 верст вглубь страны от черты границы.

Таможенное дело занимало столь важное место в системе Министерства финансов, что 26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли при Минфине был переименован в особый Департамент таможенных сборов. Первым его начальником стал князь Д.А. Оболенский (1863–1870). Отныне именно данное учреждение руководило таможенными органами России.

Новый этап совершенствования таможенной службы пришелся на конец XIX – начало XX в., что неудивительно, поскольку произошел переход к жесткой протекционистской политике, потребовавшей от таможни тщательного контроля как всех грузов, так и пограничной территории. Введение «Тарифа» 1891 г. обострило проблему контрабандного ввоза товаров. В связи с этим начался пересмотр положений таможенного законодательства. Новый «Таможенный устав по европейской и азиатской торговле» был принят в 1892 г. Его основные положения касались организации таможенной охраны границы, как на Западе, так и на Востоке империи; сухопутной и морской приграничной полосы.

Управление таможенным делом было возложено на Таможенное управление, включавшее: (1) Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов; (2) таможенные округа и таможни в них.

Таможенные округа были укрупнены, их осталось всего семь. В состав каждого из них входило определенное число таможен (главных складских, 1- и 2 классов), таможенных застав и переходных пунктов.

«Устав» упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Была определена таможенная полоса (шириной в 3 морские мили от береговой линии российского материка или острова), в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей.

Как и раньше, охрану государственной границы несла пограничная стража, имевшая военную организацию. Но с 1893 г. пограничная стража была выделена из таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). Однако корпус оставили в подчинении Министра финансов — Шефа пограничной стражи. В начале XX в. численность пограничной стражи составляла около 36 тыс. 700 чел.

В 1910 году были приняты «Правила об отдельном корпусе пограничной стражи», а в 1912 — «Инструкция службы чинов отдельного корпуса пограничной стражи», обобщившие все нормативно-правовые акты по охране границы.

На основе «Таможенного устава» 1892 г. созданы новые уставы 1904 и 1910 гг. Наконец, 28 мая 1912 г. был принят Закон «Об учреждении местного таможенного управления», который установил инспекторские таможенные участки на морских и речных границах. В них вошли таможни и таможенные заставы, кроме тех, что непосредственно находились в крупных портах (Петербургской и Одесской).

Еще одно важное изменение произошло 28 июня 1914 г., в самом начале первой мировой войны. Николай II по новому «Штатному расписанию» Департамента таможенных сборов разрешил таможенную службу лицам женского пола, при наличии у них образования не ниже гимназий или высших учебных заведений и курсов. Так начался процесс включения женщин в состав таможенной службы, завершившийся уже в следующий период, т.е. в Советское время.

Извлечения из «Таможенного устава» 1910 г. приводятся по публикации: Устав таможенный: издание 1910 года // Свод законов Российской империи. Т. VI. – СПб., 1912. – С. 1—13.

Извлечения из «Правил об отдельном корпусе пограничной стражи» приводятся по публикации: Правила об отдельном корпусе пограничной стражи: издание 1910 года // Свод законов Российской империи. Т. VI. – СПб., 1912. – С. 142—173.

Указанные документы приводятся в современной орфографии (за исключением некоторых слов, в основном терминов), но с сохранением стилистических особенностей и лексики того времени.

Таможенный устав (1910 г.)

(Извлечения)