Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных предприятий.
Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель — производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.
Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.
В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).
В настоящее время в соответствии с п. 6 ст. 113 ГК правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.
Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:
а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации;
б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);
в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;
г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.
До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п. 6 ст. 114 ГК).
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные казенные заводы могут создаваться либо заново для решения конкретной задачи, либо в большинстве случаев на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников реорганизованного предприятия и передача имущества другим лицам. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003 установлено, что Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество (п. 9).
Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного предприятия определяются: — обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;
— персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;
— обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;
— виды деятельности и порядок распределения прибыли. Кроме того, в уставе и других документах фиксируется фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.
Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав (п. 5.1—5.2 Типового устава казенного завода).
В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Гражданское право как базовая отрасль в системе частного права. Отличия гражданского права от других отраслей российской системы права
- Предмет гражданского права. Метод гражданского права.
- Принципы и функции гражданского права.
- Понятие и виды источников гражданского права. Особенности применения гражданского законодательства
- Понятие и особенности гражданских правоотношений, его элементы и структурные особенности.
- Содержание и виды гражданских правоотношений.
- Понятие физического лица. Индивидуализация граждан.
- Понятие и значение правоспособности и дееспособности граждан.
- Виды и содержание дееспособности граждан.
- Основания и порядок ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.
- Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.
- Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
- Особенности гражданско-правового положения индивидуальных предпринимателей. Банкротство индивидуального предпринимателя.
- Понятие и признаки юридического лица. Сущность юридического лица.
- Создание юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
- Реорганизация юридических лиц и ее виды.
- Прекращение деятельности юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица.
- Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
- Виды юридических лиц, их классификация и ее гражданско-правовое значение.
- Гражданско-правовое положение хозяйственных товариществ.
- Гражданско-правовое положение хозяйственных обществ.
- Гражданско-правовое положение кооперативов.
- Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных предприятий.
- Некоммерческие организации: понятие и виды.
- Учреждения как некоммерческая организация.
- Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
- Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.
- Материальные и нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений.
- Имущество как основной объект гражданского (имущественного) оборота.
- Действия и услуги как объекты гражданских правоотношений.
- Вещи как объекты гражданских правоотношений. Оборотоспособность вещей. Классификация вещи.
- Имущественные комплексы как объекты гражданского оборота.
- Деньги как объекты гражданских правоотношений. Гражданско-правовой режим наличных и безналичных денег. Особенности гражданско-правового режима валютных ценностей.
- Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений. Основные признаки ценных бумаг.
- Понятие и виды, значение юридических фактов в гражданском праве. Юридические составы.
- Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок.
- Недействительность сделок. Основания недействительности сделок.
- Правовые последствия недействительности сделок.
- Понятие и общая характеристика осуществления и защиты, гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей.
- Представительство в гражданском праве. Понятие, виды и основания возникновения представительства.
- Доверенность и требования, предъявляемые к ней, виды доверенности.
- Способы и пределы защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав.
- 43. Понятие, особенности и виды гражданско-правовой ответственности.
- Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
- Формы, размер и принцип гражданско-правовой ответственности.
- Понятие и гражданско-правовое значение сроков. Виды сроков в гражданском праве, их классификация.
- Исчисление сроков в гражданском праве. Начало и окончание течения срока.
- Сроки, определяющие осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей.
- Исковая давность.
- Понятие и общая характеристика права собственности. Виды собственности.
- Приобретение права собственности.
- 52.Прекращение права собственности.
- Понятие и содержание права собственности граждан. Объекты права собственности граждан.
- Право собственности граждан на земельные участки, жилые помещения и иные виды недвижимости. Право собственности индивидуальных предпринимателей.
- Особенности права собственности хозяйственных товариществ и обществ. Правовой режим складочного и уставного капитала.
- Право собственности производственных кооперативов.
- 58.Право собственности некоммерческих организаций.
- Понятие и общая характеристика права государственной и муниципальной собственности.
- Особенности возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности
- Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности.
- Право общей долевой собственности.
- Право общей совместной собственности.
- Особенности обращения взыскания на долю в общей собственности.
- Понятие и виды ограниченных вещных прав.
- Право хозяйственного ведения
- Право оперативного управления
- Право ограниченного пользования чужим имуществом.
- Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности и других вещных прав
- Вещно-правовые способы защиты права собственности. Гражданско-правовые способы защиты других вещных прав.
- Понятие и значение наследования. Основания наследования. Наследственное преемство и его виды.
- Основание и порядок наследования по закону. Наследование по праву представления.
- Основание и порядок наследования наследование по завещанию. Наследники по завещанию.
- Понятие завещания. Форма завещания. Содержание завещания.
- Завещательные распоряжения.
- Изменение и отмена завещания. Исполнение завещания.
- Понятие, содержание и субъекты права на обязательную долю.
- Принятие наследства. Способы и срок принятия наследства. Наследственная трансмиссия.
- Оформление наследственных прав. Правовые последствия принятия наследства. Ответственность наследника по долгам наследодателя.
- Наследование отдельных видов имущества.
- Понятие и система исключительных прав. Общая характеристика интеллектуальной деятельности. Объекты исключительных прав. Субъекты исключительных прав
- Понятие авторского права, его основные функции.
- Объекты авторского права.
- Субъекты авторского права. Соавторство.
- Содержание и защита субъективного авторского права.
- Распоряжение авторским правом.
- Понятие, объекты, субъекты и содержание смежных прав.
- Понятие, объекты и субъекты патентного права.
- Содержание патентного права.
- Понятие и содержание фирменного наименования. Соотношение с коммерческим обозначением. Субъекты прав на фирменное наименование. Распоряжение правом на фирменное наименование.
- Право на товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождение товаров.
- Понятие ноу-хау. Правовой режим ноу-хау и правовые основы его приобретения.
- 93. Формы, способы и средства защиты исключительных прав.
- 94.Понятие, содержание личных неимущественных прав. Виды личных неимущественных прав.
- Особенности осуществления и защиты личных неимущественных прав в гражданском праве.