Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также об их банкротстве. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются. Следовательно, с точки зрения законодательной техники правило п. 2 ст. 124 ГК следует понимать таким образом, что в тех случаях, когда закон говорит об участии в конкретных видах гражданских правоотношений юридических лиц, он по общему правилу имеет в виду также и публично-правовые образования.
В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер <1>. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.
Материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях.
Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Именно поэтому законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. п. 4 - 6 ст. 126 ГК). Имевшие место попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты и сроки приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать федеральным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты (случаи).
Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных условиях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК). Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для государственной собственности - выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. ст. 240, 242, 243, 306 ГК).
Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Они вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством.
Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений. Здесь они могут выступать в качестве наследников по завещанию. Выморочное имущество (не имеющее наследников) переходит в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону (п. 2 ст. 1151 ГК). В настоящее время функции наследников выморочного имущества от имени РФ обычно осуществляют налоговые органы <1>, входящие теперь в систему Министерства финансов РФ.
Участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях
Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников - хозяйственные общества и товарищества - за счет своего имущества или также совместно с другими субъектами гражданского права. Отчуждение имущества в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц означает его приватизацию (если только в уставный капитал не вносится лишь право пользования соответствующей вещью). В частности, публично-правовые образования выступают в роли учредителей - акционеров приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, преобразуемых в акционерные общества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. При этом учредителями таких обществ от имени публично-правовых образований могут выступать лишь соответствующие органы исполнительной власти (обычно - комитеты или фонды государственного или муниципального имущества). Иные государственные или муниципальные органы не вправе ни от имени публично-правовых образований, ни тем более от собственного имени выступать в роли учредителей или участников хозяйственных обществ либо в качестве вкладчиков в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК).
Как акционеры и участники других хозяйственных обществ и товариществ публично-правовые образования через уполномоченных ими лиц становятся участниками гражданско-правовых корпоративных отношений. Их представители участвуют в деятельности таких коммерческих организаций от имени публично-правовых образований и в соответствии с их указаниями как на общих собраниях, так и в исполнительных органах. Более того, Российская Федерация и ее субъекты (т.е. государственные образования) могут в ряде случаев установить специальное право ("золотую акцию") в отношении открытого акционерного общества с их участием. В этом случае их представители в совете директоров общества получают право вето при принятии некоторых решений общим собранием такого акционерного общества (ст. 38 Закона о приватизации).
Государственные и муниципальные образования вправе на указанных условиях создавать хозяйственные общества со своим преобладающим или даже единоличным участием (компании одного лица). Муниципальным образованиям предоставлено, кроме того, право создавать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Участие публично-правовых образований в обязательственных отношениях
Государственные и муниципальные образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей распространены случаи их выступления в качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд (государственных контрактах), где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица, а также в роли заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита. В последних случаях от имени государственного или муниципального образования практически всегда выступает соответствующий финансовый орган (министерство или управление финансов и т.п.). Такие отношения могут оформляться выдачей публично-правовыми образованиями бюджетных кредитов, в том числе собственным унитарным предприятиям, а также выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг (в том числе в бездокументарной форме), выполняющих функции облигаций (казначейских векселей или казначейских обязательств, золотых сертификатов Минфина и т.д.) (ст. 817 ГК), а в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, - выдачей векселей.
Публично-правовые образования являются также субъектами ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц (ст. ст. 16, 1069 ГК). Иначе говоря, они могут выступать в качестве участников обязательств из причинения вреда (деликтных). Разновидностью (частным случаем) такой ответственности является ответственность за вред, причиненный вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (ст. 1070 ГК).
Имущественный вред, причиненный гражданам и юридическим лицам такого рода действиями публичной власти, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), т.е. прежде всего за счет бюджетных (денежных) средств, а при их отсутствии - за счет иного составляющего казну имущества, кроме имущества, изъятого из оборота (п. 1 ст. 126 ГК, п. 2 ст. 97, п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 100, ст. 239 Бюджетного кодекса). Поэтому ответчиками по соответствующим искам по общему правилу выступают финансовые органы (органы казначейства).
Государство как субъект исключительных прав
В сфере исключительных прав (интеллектуальной собственности) субъектом правоотношений в определенных законом случаях может становиться государство (РФ или ее субъекты), но не муниципальные образования. Так, в соответствии со ст. 9.1 Патентного закона Российская Федерация или ее субъект могут приобретать права патентообладателя на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, созданные при выполнении работ по государственному контракту (для федеральных нужд или нужд субъекта РФ). Такие права могут возникнуть у Российской Федерации и при переходе к ней патента в порядке наследования, в том числе в случае выморочности наследственного имущества (п. 6 ст. 10 Патентного закона).
Российская Федерация является обладателем исключительного права на некоторые товарные знаки, в прошлом использовавшиеся государственными предприятиями (в частности, на некоторые водочные изделия).
Специально уполномоченный орган исполнительной власти РФ может осуществлять охрану некоторых авторских прав умершего автора в течение срока их действия при отсутствии наследников (абз. 2 п. 2 ст. 27, ч. 3 ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах), т.е., по сути, выполнять от имени государства некоторые функции наследника авторского права. Поскольку авторское право переходит по наследству (ч. 1 ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах), РФ может стать его субъектом в качестве наследника, в том числе в случае выморочности наследственного имущества. Режим таких объектов авторского права по существу близок к режиму общественного достояния (ст. 28 Закона об авторском праве и смежных правах).
Вместе с тем участие Российской Федерации или ее субъектов в данных правоотношениях носит характер исключения, обусловленного либо прямым бюджетным финансированием создания патентоспособных объектов по государственному заказу (в сфере патентного права), либо необходимостью защиты некоторых объектов интеллектуальной собственности, оставшихся без управомоченных лиц, в порядке правопреемства (в сфере авторского права) <1>. По общему же правилу государство не становится и не может становиться субъектом авторских, патентных и других промышленных прав, которые принадлежат их непосредственным создателям или пользователям - физическим и юридическим лицам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Гражданское право как базовая отрасль в системе частного права. Отличия гражданского права от других отраслей российской системы права
- Предмет гражданского права. Метод гражданского права.
- Принципы и функции гражданского права.
- Понятие и виды источников гражданского права. Особенности применения гражданского законодательства
- Понятие и особенности гражданских правоотношений, его элементы и структурные особенности.
- Содержание и виды гражданских правоотношений.
- Понятие физического лица. Индивидуализация граждан.
- Понятие и значение правоспособности и дееспособности граждан.
- Виды и содержание дееспособности граждан.
- Основания и порядок ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.
- Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.
- Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
- Особенности гражданско-правового положения индивидуальных предпринимателей. Банкротство индивидуального предпринимателя.
- Понятие и признаки юридического лица. Сущность юридического лица.
- Создание юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
- Реорганизация юридических лиц и ее виды.
- Прекращение деятельности юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица.
- Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
- Виды юридических лиц, их классификация и ее гражданско-правовое значение.
- Гражданско-правовое положение хозяйственных товариществ.
- Гражданско-правовое положение хозяйственных обществ.
- Гражданско-правовое положение кооперативов.
- Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных предприятий.
- Некоммерческие организации: понятие и виды.
- Учреждения как некоммерческая организация.
- Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
- Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.
- Материальные и нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений.
- Имущество как основной объект гражданского (имущественного) оборота.
- Действия и услуги как объекты гражданских правоотношений.
- Вещи как объекты гражданских правоотношений. Оборотоспособность вещей. Классификация вещи.
- Имущественные комплексы как объекты гражданского оборота.
- Деньги как объекты гражданских правоотношений. Гражданско-правовой режим наличных и безналичных денег. Особенности гражданско-правового режима валютных ценностей.
- Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений. Основные признаки ценных бумаг.
- Понятие и виды, значение юридических фактов в гражданском праве. Юридические составы.
- Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок.
- Недействительность сделок. Основания недействительности сделок.
- Правовые последствия недействительности сделок.
- Понятие и общая характеристика осуществления и защиты, гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей.
- Представительство в гражданском праве. Понятие, виды и основания возникновения представительства.
- Доверенность и требования, предъявляемые к ней, виды доверенности.
- Способы и пределы защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав.
- 43. Понятие, особенности и виды гражданско-правовой ответственности.
- Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
- Формы, размер и принцип гражданско-правовой ответственности.
- Понятие и гражданско-правовое значение сроков. Виды сроков в гражданском праве, их классификация.
- Исчисление сроков в гражданском праве. Начало и окончание течения срока.
- Сроки, определяющие осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей.
- Исковая давность.
- Понятие и общая характеристика права собственности. Виды собственности.
- Приобретение права собственности.
- 52.Прекращение права собственности.
- Понятие и содержание права собственности граждан. Объекты права собственности граждан.
- Право собственности граждан на земельные участки, жилые помещения и иные виды недвижимости. Право собственности индивидуальных предпринимателей.
- Особенности права собственности хозяйственных товариществ и обществ. Правовой режим складочного и уставного капитала.
- Право собственности производственных кооперативов.
- 58.Право собственности некоммерческих организаций.
- Понятие и общая характеристика права государственной и муниципальной собственности.
- Особенности возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности
- Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности.
- Право общей долевой собственности.
- Право общей совместной собственности.
- Особенности обращения взыскания на долю в общей собственности.
- Понятие и виды ограниченных вещных прав.
- Право хозяйственного ведения
- Право оперативного управления
- Право ограниченного пользования чужим имуществом.
- Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности и других вещных прав
- Вещно-правовые способы защиты права собственности. Гражданско-правовые способы защиты других вещных прав.
- Понятие и значение наследования. Основания наследования. Наследственное преемство и его виды.
- Основание и порядок наследования по закону. Наследование по праву представления.
- Основание и порядок наследования наследование по завещанию. Наследники по завещанию.
- Понятие завещания. Форма завещания. Содержание завещания.
- Завещательные распоряжения.
- Изменение и отмена завещания. Исполнение завещания.
- Понятие, содержание и субъекты права на обязательную долю.
- Принятие наследства. Способы и срок принятия наследства. Наследственная трансмиссия.
- Оформление наследственных прав. Правовые последствия принятия наследства. Ответственность наследника по долгам наследодателя.
- Наследование отдельных видов имущества.
- Понятие и система исключительных прав. Общая характеристика интеллектуальной деятельности. Объекты исключительных прав. Субъекты исключительных прав
- Понятие авторского права, его основные функции.
- Объекты авторского права.
- Субъекты авторского права. Соавторство.
- Содержание и защита субъективного авторского права.
- Распоряжение авторским правом.
- Понятие, объекты, субъекты и содержание смежных прав.
- Понятие, объекты и субъекты патентного права.
- Содержание патентного права.
- Понятие и содержание фирменного наименования. Соотношение с коммерческим обозначением. Субъекты прав на фирменное наименование. Распоряжение правом на фирменное наименование.
- Право на товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождение товаров.
- Понятие ноу-хау. Правовой режим ноу-хау и правовые основы его приобретения.
- 93. Формы, способы и средства защиты исключительных прав.
- 94.Понятие, содержание личных неимущественных прав. Виды личных неимущественных прав.
- Особенности осуществления и защиты личных неимущественных прав в гражданском праве.