logo
otvety_na_ekzamen_po_iogp

23. Центральные и местные органы управления в период сословно-представительной монархии в России (середина XVI – сер. XVII в.В.).

Сословно-представительными органами на местах в сере­дине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений" вы­борные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансо­во-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей» — сотских, пятиде­сятских, старост, целовальников и дьяков. Дополнительно к ним были учреждены воеводы, которые назначались Разрядным при­казом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, который его послал в соответству­ющий город или уезд. В больших городах назначались несколько во­евод, но один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансово­го контроля. Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода состав­лял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял го­товность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельца­ми и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей. Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрас­тало: наряду с новыми отраслевыми (Разбойным, Стрелец­ким) появились и новые территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходили достаточно часто. В работе этих органов выра­батывался настоящий бюрократический стиль: жесткое под­чинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). К середине XVII в. число приказов достигло 60. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специа­лизировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу. Московский большой стол Разрядного приказа вел учет всех служилых людей, осуществлял регистрацию указов и гра­мот. Поместный стол ведал вотчинными и поместными дела­ми, Денежный — вопросами финансирования. Документы, которые использовались в делопроизводстве приказов подразделялись на столбцы (свитки) и книги. Книги были писцовые (налоговое описание земельных уго­дий и плательщиков податей), переписные (учет податного населения), приправочные (справки к писцовым и перепис­ным книгам), дозорные, приходно-расходные и расходные. Документы, издаваемые приказами, были многообразны­ми: жалованные грамоты (содержавшие разного рода пожа­лования) , указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной запис­ке должностного лица), памяти (документе, исходящем из другого приказа) или челобитной. Издавались наказы — ин­струкции должностным лицам, доклады — проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты. Систематизация грамот осуществлялась путем издания сводных документов — уставных грамот. Вопросами организации государственной службы и фи­нансирования госаппарата занимались Приказ Большого прихода. Разрядный, Поместный и Ямской приказы. Разрядный приказ, возникший в качестве канцелярии при Боярской Думе, стал важнейшим органом по организации государственного управления. Поместный приказ наряду с выделением и оформлением земельных наделов осуществлял также суд по земельным делам. Ямской приказ, кроме выпол­нения функций по организации ямской гоньбы, выполнял полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и гру зов. Приказ Большого прихода занимался организацией сбора общегосударственных налогов и пошлин. Той же дея­тельностью занимались территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ, сосредоточивший свою деятель­ность в столице и ее пригородах. Чрезвычайные налоги соби­рал Приказ сбора пятинных и запросных денег. Чеканкой монеты ведал Денежный двор, подчиненный Приказу Боль­шой казны. Разбойный приказ возглавлял систему полицейско-сыскных органов уже в середине XVI в. В нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, пригово­ры губных органов, рассматривались по второй инстанции разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ. С конца XV в. на местах стала формироваться система полицейских служителей — бирючей, тюремных сторожей, палачей и т. д. В 1649 г. был принят первый полицейский закон — Наказ о Градском благочинии. Вопросами книгопечатания ведал Печатный приказ, над­зиравший за переписчиками и издателями книг, при типогра­фиях учреждались смотрители. Управление медицинским делом сосредоточил в своих руках (с конца XVI в.) Аптекарский приказ.В XVII в. происходит реорганизация местного управле­ния: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функ­ции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.