2. Религия. Атеизм и свобода совести.
> Религия и ее типы.
> Роли мировых религий.
> Религиозная вера.
> Атеизм.
> Свобода совести.
Религия — это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протяжении большей части человеческой истории религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространённым средством реализации социального контроля в обществе.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).
К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.
4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Религиозная вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
Внешней, социально значимой формой проявления веры, служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслу.
Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог - высшая инстанция, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни. Религия являтся одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений. В религии воплощены многие элементы мировой культуры (искусство, архитектура, музыка и т.д.) Значима и гуманистическая направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в качестве абсолютных ценностей, необходимых для поддержания нравственного миропорядка. Гражданин самостоятельно решает, быть ему приверженцем атеистических (отрицание религии) убеждений или религиозных.
Атеизм - это система взглядов, отвергающая веру в бога (богов) и в сверхъестественные силы. Ему свойственна критика религии как ложного, иллюзорного сознания, как превратного отражения действительности.
Возникновение и историческое развитие атеизма можно научно объяснить лишь исходя из анализа социально-экономической основы общества той или иной эпохи. В античном обществе атеизм был присущ идеологам рабовладельческой бюрократии, в XVIII веке атеистические идеи развивали представители революционной буржуазии, наконец, в XX веке атеизм становится частью социалистического мировоззрения. Считается, что развитие атеизма связано с развитием естественнонаучного знания и материалистической философии.
Свобода совести — это право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.
Свобода совести позволяет достичь полного равноправия верующих и атеистов.
БИЛЕТ № 9
- Билет № 1
- Человек, индивид, личность.
- Государство, его основные признаки. Формы правления.
- Человек, индивид, личность.
- Государство, его основные признаки. Формы правления.
- Билет №2
- 1. Потребности человека
- 2. Правовое государство, его основные признаки
- 2. Правовое государство, его основные признаки.
- Билет № 3
- Способности человека.
- Право, его роль в жизни человека и общества.
- Билет№4
- 1. Человек и культура.
- Юридическая ответственность, ее виды.
- 1. Человек и культура.
- Билет № 5
- Билет №6
- 1. Особенности межличностных отношений.
- 2. Правонарушение, виды правонарушений.
- 1. Особенности межличностных отношений.
- 1) Чувства, сближающие людей (любовь и т.Д.);
- 2) Чувства, разъединяющие людей (ненависть и т.Д.).
- Билет № 7
- 1 Общение. Культура общения.
- 2. Права человека. Защита прав человека.
- 1. Малая группа. Человек в группе.
- 2. Религия. Свобода совести.
- 2. Религия. Атеизм и свобода совести.
- 1. Общество. Основные сферы общественной жизни.
- 2. Глобальные проблемы человечества.
- Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север - Юг»).
- Билет №10
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 2. Всеобщая декларация прав человека