64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
В российском законодательстве предусмотрены и регулируются деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9)услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Законодательство о естественных монополиях основывается на ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О защите конкуренции», а также включает в себя Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о ФАС», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам». Косвенно в этот перечень можно включить и такие акты, как, ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», Постановление Правительства РФ «О создании ОАО «Российские железные дороги».
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;
2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:
1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование;
2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование;
3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование.
Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
1) текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
2) проекты планов капитальных вложений.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.
В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.
- 1. Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.
- 2. Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.
- 3. Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
- 4. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.
- 5. Значение судебной практики в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
- 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
- 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
- 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
- 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
- 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
- 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
- 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
- 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
- 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
- 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
- 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
- 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
- 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
- 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
- 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
- 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
- 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
- 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
- 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
- 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
- 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
- 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
- 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
- 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
- 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
- 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
- 38. Правовое положение бирж.
- 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
- 40. Правовое положение страховых организаций.
- 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
- 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
- 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
- 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
- 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
- 46. Понятие учетной политики организации.
- 47. Правовой режим основных средств организации.
- 48. Правовой режим оборотных активов организации.
- 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
- 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
- 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
- 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
- 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
- 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
- 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
- 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
- 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
- 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
- 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
- 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
- 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
- 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
- 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
- 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
- 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
- 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
- 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
- 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
- 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
- 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
- 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
- 76. Заключение договора на торгах.
- 77. Особенности ответственности за нарушение предпринимательского договора.
- 78. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности: право на защиту и правовой порядок его реализации.
- 79. Способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Самозащита.
- 80. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров.