logo
Ответственность госслужащего

1.2. Зарубежный опыт привлечения к юридической ответственности государственных служащих

Рассматривая зарубежный опыт привлечения к юридической ответственности государственных служащих выделим основные моменты влияющие и на порядок и виды ответственности чиновников.

Во всех странах к государственным служащим уделяется особое внимание, но в определении и подходе к определению государственной службы различно.

К нарушившим закон и правила этического и служебного поведения применяются различные виды ответственности: моральная (обязанность самому провинившемуся чиновнику подать в отставку), дисциплинарная (служебная), административная и уголовная.

Имеются различия лишь в их конкретных видах, наборе средств воздействия и порядке привлечения и компетенции органов, занимающихся рассмотрением дел.

Так, например, в Японском законодательстве предусмотрены четыре основные вида дисциплинарных взысканий:

увольнение;

приостановка пребывания в должности временное отстранение сроком от одного дня до одного года, без выплаты денежного вознаграждения;

сокращение оклада, может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года;

предупреждение (замечание, письменный выговор).

Основание для привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение служащим установленных законом, уполномоченным органом и должностными регламентами нормативных требований.

Рассматриваются дисциплинарные дела в Японии как самим работодателем (лицом принимающим решение о принятии чиновника на службу), так и Советом по делам персонала

Запись о наложении дисциплинарного взыскания вносится в личное дело и сохраняется там на все время службы.

Привлечение к дисциплинарной ответственности имеет последствия для дальнейшего продвижения по службе:

- влияют на принятие кадровых решений при выборе лица для назначения на вышестоящую должность

- размер должностного жалования;

- размера надбавок за усердие.

Предусмотрена возможность обжалования государственным служащим наложения дисциплинарного взыскания. Так он имеет право обратиться за восстановлением в правах к вышестоящим административным руководителям, а также в Совет по делам персонала, путем направления заявления о «неподчинении» в отношении принятых к нему дисциплинарных мер. Если Совет принимает решение в пользу обратившегося, то в соответствии с Законом о государственных служащих дисциплинарное взыскание аннулируется, а также принимаются меры по исправлению допущенной несправедливости

Для реализации служащим права на обжалование предусмотрена обязанность для лица, налагающего дисциплинарное взыскание выдать провинившемуся служащему письменного уведомления в котором объясняются причины наложения дисциплинарного взыскания, порядок и сроки его возможного обжалования13.

Французские служащие в случае совершения проступков и правонарушений также привлекаются к ответственности. При этом предусмотрены следующие виды юридической ответственности:

- уголовная ответственность при выявлении в действиях лица коррупционных составляющих и злоупотребления служебным положением в корыстных целях;

- финансовая (материальная), в случаях причинения действиями государственного служащего материального ущерба учреждению, в котором служит;

- дисциплинарной.

При этом при привлечении к дисциплинарной ответственности возможен широкий набор мер взыскания, позволяющий варьировать наказания без излишней жестокости, но с возможностью мягкой легализации их применения, возможны и отсрочки исполнения наказания.

Стоит отметить тот, что французский государственный служащий за совершение правонарушения может быть лишен и социальных гарантий, например пенсии.

Наказания могут налагаться в качестве основных и дополнительных (например, исключение из списка повышения в должности).

Во избежание ошибок, в том числе исключении субъективной оценки государственного служащего и несправедливостей при привлечении служащего к дисциплинарной ответственности предусмотрено обязательно получение предварительного заключения дисциплинарного совета14.

В США, где «традиционно высок уровень коррупции проверкой соблюдения служащими требований законодательства занимается специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразится в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

- частичная или полная дисквалификация;

- перемещения на низшую ступень»

- предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи»15.

При серьезных нарушениях виновное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Интересен опыт Италии, когда привлечение к ответственности государственного служащего не исключает привлечения его непосредственных руководителей к дисциплинарной и административно-финансовой ответственности за причиненный ущерб своему подразделению в результате отсутствия с их стороны предусмотренного законом контроля за соблюдением служебных обязанностей подведомственным персоналом, в том числе установленной продолжительности рабочего дня и выполнения каждым работником своих служебных обязанностей16.

Стоит отметить, то, что данные тенденции проявляются в настоящее время и в России

Например, Президент России Дмитрий Медведев 30 ноября 2010 года. в своём послании Федеральному собранию сообщил и объяснил принятое решение об отставке начальника ГУВД Краснодарского края Сергея Кучерука, тем, что: «произошел целый ряд трагических событий, в результате которых погибли, были убиты наши граждане. Их причинами являются, в том числе, и расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом»17.

Рассмотрим канадский опыт при наложении юридической ответственности на должностных лиц.

Так, государственные служащие Канады подлежат дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, как и большинство других служащих. При этом государственным служащим Канады может быть предъявлен иск по тем гражданско-правовым деликтам, где предусмотрена ответственность государства.

В качестве наказаний за дисциплинарные проступки используются классический набор видов воздействия, а именно: предупреждение, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности и увольнение с работы.

Государственные служащие, чья вина доказана по факту мошенничестве при сдаче экзаменов, могут быть уволены с государственной службы или не зачислены на нее. В Уголовном кодексе Канады предусмотрена ответственность за совершение следующих деяний:

- получение, согласие получить или попытку получить для себя или других лиц деньги, ценные вещи или должности;

- передача другим лицам документов финансового характера.

Налагаются на государственных служащих также санкции за нарушение законов о государственной тайне (например, передача секретных материалов), о трудовых отношениях (участие в незаконной забастовке).

Ряд стран, стремясь снизить уровень правонарушений среди государственных служащих, предпринимает целый комплекс мер направленных на воспитание служащего, заинтересованного в правомерной поведение и не имеющего даже склонности и желания к правонарушениям.

Интересен в данном случае опыт Сингапура, государственного служащего которого описывают как «честный, компетентный, эффективный, хорошо оплачиваемый, но постоянно находящийся под стрессом».

Общий идеал честности является главенствующим в государственной службе Сингапура. Законодательно закреплены строгие меры воздействия к нарушителям. Безукоризненный личный пример политических лидеров и высокопоставленных чиновников задает тон для подражания служебной дисциплины.

Правительство Сингапура направляет все свои усилия на решение вопросов, связанных с причинами, провоцирующими возникновение коррупции и возможностями для ее возникновения. Действуют Комиссии государственной службы и Бюро по расследованию случаев коррупции, уполномочено производить аресты, обыски, проверять банковские счета и имущество подозреваемых в злоупотреблениях служащих.

Уровень коррупции в Сингапуре низок, что делает государственную службу Сингапура одной из самых эффективных в Азии.

Сингапур вкладывает много средств в поиск и обучение талантливых молодых людей с дальнейшим их привлечением на государственную службу.

В государственной службе Сингапура главенствует принцип меритократии, отличной подготовки, регулярно проводимых кампаний, чья цель - улучшить качество предоставляемых услуг; высоких требований со стороны политических лидеров страны, неустанного стремления к совершенству.

Сингапур относится к числу тех немногих стран, применяющих рыночные методы при начислении заработной платы министрам и чиновникам. Поэтому, размеры заработной платы довольно велики.

В Сингапуре приняты стандарты работы министров и старших правительственных чиновников, которые заключаются в следующем: «привлечение талантливых людей к работе на государственной службе и на всех уровнях управления, а также их переподготовка; уменьшение количества факторов, стимулирующих нечистоплотность и коррупцию; проведение политики прозрачности, когда отсутствуюттакие скрытые льготы и привилегии, как обеспечение жильем, машиной, получение комиссионных или взяток».

Основными характеристиками современной государственной службы Сингапура являются:

- стремление к привлечению групп специалистов по системному анализу при решении сложных проблем;

- постоянное стремление к нововведениям и повышению продуктивности.

С этой целью были созданы такие программы как группы по повышению эффективности работы, кружки по контролю качества, программа «Государственная служба 21 века», фонд поддержки новаторских идей. Участие государственных служащих в программах поощряется18.

К сожалению, в современной истории мы можем наблюдать отрицательные примеры привлечения к ответственности государственных служащих. В первую очередь это связано с процессом люстрации по-украински.

В классическом понимании люстрация представляет собой процесс очищения. Применительно к государственной службе можно условно назвать люстрацию процессом освобождения должностей («чисткой рядов») от служащих отвечающих определенным признакам и не допущения их для занятия должностей.

Возникновение и проявление данных процессов вызваны било трагическими событиями новейшей истории, а в частности тотальными режимами, нарушавшим права человека.

Разрыв со старой властью, воспринимающейся как преступная и неправовая, придавал легитимность новой.

Люстрационные процессы активно происходили в различные годы ХХ века в странах Европы, освободившихся от нацистского порабощения, в странах Латинской Америки в результате перехода от военных диктатур к демократическому правлению, а также в ЮАР и Ираке. В странах Латинской Америки и Южной Африке на практике наказание понесли лишь немногие представители прежней власти; люстрация в этих случаях превращалась в процесс национального примирения, который становился успешным как раз потому, что элиты, возникшие и процветавшие при старой власти, сильно не пострадали19.

Данный процесс активно проявился на постсоветском пространстве и посткоммунистических государствах Восточной и Центральной Европы. Там под люстрацией понимались «законодательные меры и практика недопущения в государственную службу, аппарат государственного управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, которые неугодны правящим кругам по политическим мотивам, лиц, связанных с репрессивным аппаратом прежних режимов, — функционеров коммунистических партий, сотрудников и агентов органов госбезопасности»20.

Исходя из изложенного, люстрация выступает как юридическая ответственность, по сути, за моральное нравственное правонарушение общечеловеческих ценностей и норм, со стороны государственного служащего.

Таким образом, нами рассмотрен зарубежный опыт юридической ответственности государственного служащего. Выделим те моменты которые по мнению автора, были бы полезны для России, в частности предусмотрение и детальная проработка:

ответственности руководителей за действия своих подчиненных,

механизмов люстрации для запрета прихода на должности государственной службы лиц, например, замеченных в экстремистких движениях и связях с криминальным миром.

Стоит отметить то, что подобная попытка уже предпринималась Г. Старовойтовой при предложении законопроекта «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима».

Интересно для рассмотрения предложение о внесение дисциплинарных взысканий в личное дело и влияние их на дальнейшее продвижение по службе.