logo
курсовая акимов последняя

1.2 Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства

На уровне субъекта РФ и местном уровне управление в сфере дорожного строительства осуществляется органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основании законодательных актов, принимаемых представительными органами субъекта РФ и нормативных актов органов местного самоуправления.

Основные положения законодательства субъекта РФ в сфере дорожного строительства можно рассмотреть на примере Челябинской области, необходимо отметит, что на Федеральном уровне отсутствует закон об автомобильных дорогах. Закон о дорогах уже около четырех лет находится в Государственной Думе и не выносится на обсуждение. В Челябинской области закон о дорогах был принят еще в 1999 году (область вошла в пятерку регионов России, которые на своей территории приняли дорожное законодательство). Естественно, что наш закон звучит в унисон проекту Федерального закона. Но у его есть свои особенности. Цель закона – обеспечить развитие дорог, их содержание, нормальные взаимоотношения с теми юридическими, физическими лицами, которые пользуются дорогами. Например, закон регулирует вопросы размещения служб сервиса на автомобильных дорогах.

Мы видим, что количество заправок на дорогах области быстро увеличивается. Управление дорожного хозяйства области старается упорядочить этот процесс: издано ряд документов, разработаны положения. По ним застройка должна происходить с определенным набором сервисных услуг, которые в первую очередь, нужны потребителям. Одним словом, закон о дорогах работает ради того, чтобы деньги налогоплательщиков использовались рационально.

Второй, не менее важный документ, утвержденных Законодательным Собранием Челябинской области, - это Программа совершенствования сети дорог Челябинской области на период до 2010 года, с прогнозом до 2020 года. Она была утверждена в 2000 году и является хорошо проработанной специалистами Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области совместно с проектными институтами взглядом в будущее.

В программе отражена судьба практически каждой автодороги области. Среди наиболее значимых: завершение строительства кольцевых дорог вокруг г. Челябинска (юго-восточный обход) и вокруг Магнитогорска, обход г. Кусы и поселка Медведевка Кусинского района, обход г. Касли, обход поселка Кизильское и многое, многое другое. Этой же программой предусмотрено строительство ведомственных дорог и приемка их в сеть общего пользования.

После реализации программы все населенные пункты Челябинской области должны иметь надежные, удовлетворяющие всем требованиям безопасности движения автодороги, обеспечивающие социально-экономическое развитие Челябинской области.

В соответствии с Законом Челябинской области «Об автомобильных дорогах Челябинской области»[2] , принятый Законодательным Собранием Челябинской области от 28 октября 1999 г. №663 определяется классификация автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные.

Автомобильные дороги в соответствии с формой собственности подразделяются на федеральные, областные, муниципальные и частные.

Автомобильные дороги классифицируются в зависимости от функционального назначения, размеров, условий дорожного движения.

Техническая классификация автомобильных дорог отражает их потребительские свойства и геометрические параметры и устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти Челябинской области.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования, являющиеся собственностью Российской Федерации, обеспечивают государственные транспортные связи Российской Федерации.

Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Российской Федерации, регулируется нормативными актами Российской Федерации.

К автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Челябинской области, относятся внегородские автомобильные дороги и дорожные сооружения, предназначенные для удовлетворения социально-экономических потребностей области и нужд населения, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов между городскими и сельскими населенными пунктами и соединяющие административные ценгры. города, населенные пункты, аэропорты, железнодорожные станции Челябинской области между собой и с федеральными автомобильными дорогами.

К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

К ведомственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, находящиеся в хозяйственном или оперативном управлении, ведении организаций и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.

К частным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для их собственных нужд или коммерческой деятельности.

Ведомственные дороги и частные дороги могут быть открыты для общего пользования по решению их собственников или владельцев после получения положительного заключения дорожного органа и органа, осуществляющего надзор за безопасностью дорожного движения.

Каждая автомобильная дорога должна иметь наименование, которое состоит из названий начального и конечного пунктов. являющихся главными пассажирообразующими и грузообразующими точками данного направления, а при необходимости - названий промежуточных населенных пунктов. указывающих направление автомобильной дороги.

Допускается наименование дорог по названию конечного населенного пункта, географического или иного объекта, а также с учетом исторических событий и национальных традиций.

Кроме наименования автомобильная дорога должна иметь индекс.

Индекс автомобильной дороги является ее информационным указателем на местности и на картах.

Наименование и индексация областных автомобильных дорог устанавливаются Губернатором Челябинской области.

Наименование и индексация муниципальных автомобильных дорог устанавливаются органами местного самоуправления.

Наименование и индексация ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их владельцами по согласованию с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью.

Исчисление расстояний на автомобильных дорогах производится между условными начальными и конечными точками отсчета. за которые принимаются для:

дорог, соединяющих населенные пункты. - почта либо государственные, общественные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта;

дорог, соединяющих другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним, - пересечения осей сопрягающихся дорог;

дорог, соединяющих географические, исторические и другие объекты, - границы этих объектов.

Государственный учет автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно- эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, а также оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог.

Автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Губернатором Челябинской области.

Специальный раздел закона «Об автомобильных дорогах Челябинской области» определяет основы государственного управления дорожной деятельностью.

Общее управление дорожной деятельностью в Челябинской области осуществляется Правительством Российской Федерации. Губернатором Челябинской области, органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и предметами ведения.

Права, обязанности и ответственность органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

В компетенции законодательного (представительного) органа Челябинской области в сфере управления дорожной деятельность относятся следующие вопросы:

- принятие законодательных актов Челябинской области по вопросам дорожной деятельности.

- внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, регулирующих отношения в области дорожной деятельности;

- контроль за соблюдением законов области по вопросам регулирования дорожной деятельности;

- утверждение областных программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог.

К компетенции органа исполнительной власти Челябинской области в сфере управления дорожной деятельностью относятся следующие вопросы:

- реализация федеральной и областной политики в сфере дорожной деятельности;

- координация деятельности органов, осуществляющих управление дорожной деятельностью всех уровней;

- принятие нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности, охраны автомобильных дорог, ограничения и прекращения движения на автомобильных дорогах и иных норм и правил, регламентирующих дорожную деятельность;

- приведение норм и правил пользования автомобильными дорогами Челябинской области в соответствие с нормами и правилами Российской Федерации;

- установление особого режима хозяйственной деятельности в придорожных охранных зонах автомобильных дорог.

По вопросам дорожной деятельности к компетенции органа исполнительной власти Челябинской области могут быть отнесены другие полномочия, переданные Челябинской области федеральными органами исполнительной власти по договорам и соглашениям.

Компетенции органов исполнительной власти Челябинской области, осуществляющие управление дорожной деятельностью определяется законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и положением об указанном органе, утверждаемым Губернатором Челябинской области.

С учетом местных особенностей могут создаваться органы местного самоуправления, осуществляющие управление дорожной деятельностью.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление дорожной деятельностью обеспечивают:

- разработку и исполнение местных бюджетов в части расходов на дорожную деятельность;

- управление имуществом муниципальных автомобильных дорог;

- развитие сети улиц, проездов, линий общественного транспорта и дорог местного значения;

- организацию дорожного движения по муниципальным автомобильным дорогам совместно с управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Челябинской области (далее - ГИБДД).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления взаимодействуют на основе договоров и соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, о разграничении собственности, об отводе земель, о приостановлении или ограничении движения по автомобильным дорогам, об осуществлении мер по обеспечению экологической безопасности автомобильных дорог.

Дорожные работы и услуги подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалы, приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ и услуг, подложат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства на примере Челябинской области. Пути совершенствования механизмов взаимодействия