11.4 Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности. Оценка нематериальных активов предприятия
В процессе оценки стоимости интеллектуальной собственности в международной практике используется сравнительный (рыночный), затратный и доходный подходы.
Сравнительный (рыночный) подход предполагает прямое сравнение продаж, т.е. определение стоимости интеллектуальной собственности по цене сделок с аналогичными объектами интеллектуальной собственности с учетом поправок на различие характеристик объекта аналога и объекта оцениваемой интеллектуальной собственности, а также условий коммерческих сделок. Использование этого подхода связано с определенными ограничениями, т.к. подробных публикаций относительно цен и условий коммерческих сделок с интеллектуальной собственностью не существует, в частности из-за конфиденциальности большинства подобных сделок.
В основе затратного подхода лежит учет стоимости фактических затрат на создание, правовую охрану, приобретение и введение в действие оцениваемой интеллектуальной собственности за прошедший период с учетом инфляции и всех потерь. Затратный подход используется для целей инвентаризации, балансового учета, а также для определения минимальной цены, ниже которой сделка для владельца интеллектуальной собственности становится невыгодной.
Доходный подход основывается на экономическом принципе ожидания. При использовании данного подхода стоимость определяется, как способность приносить владельцу доход в будущем и приравнивается к текущей стоимости чистого дохода, который может быть получен от использования объекта интеллектуальной собственности за экономически обоснованный срок службы. При этом через ставку дисконта или капитализации учитывается рыночная ситуация и различные риски получения запланированных доходов.
Доходный подход наиболее широко используется для оценки стоимости интеллектуальной собственности.
В рамках этого подхода применяются следующие методы:
- основанные на определении дополнительной прибыли.
- основанные на дисконтировании денежных потоков. Определяется срок полезной жизни интеллектуальной собственности; прогнозируется денежный поток от использовании ОИС и ставка дисконтирования; рассчитывается суммарная текущая стоимость будущих доходов в постпрогнозный период; затем определяется сумма всех доходов в прогнозный и постпрогнозный периоды.
- основанные на освобождении от роялти. Основное положение - стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение срока эффективного использования.
Срок эффективного использования объекта интеллектуальной собственности определяется исходя из жизненного цикла и периода морального старения и, как правило, меньше юридического срока действия. В настоящее время в Украине прогнозирование на срок более пяти лет считается нецелесообразным.
Выделение величины доли прибыли, приходящейся на интеллектуальную собственность, представляет достаточно сложную задачу и определяется, как правило, экспертным путем.
В качестве одного из способов для выделения доли прибыли, приходящейся на интеллектуальную собственность, можно предложить применение известных коэффициентов новизны, сложности технического решения и достигнутого результата (Бломберг Г.В., Хан В.Ю., Лынник Н.В. Рекомендации по определению стоимости промышленной собственности. – М.: НПО «Поиск», 1993.
В соответствии с международной экономической практикой доля в получаемой прибыли, которую следует соотнести с использованием прав интеллектуальной собственности, зависит от объема правовой охраны, объема передаваемых прав и степени коммерческой ценности передаваемой технологии. Рекомендуемые значения находятся в интервале от 3-10% при передаче «ноу-хау» на малоценную технологию и до 40-50% при передаче исключительных прав на запатентованную особо ценную технологию. (Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности. Научно-практический журнал «Московский оценщик», www.Valnet.ru). При определении степени коммерческой ценности технологии как товара можно руководствоваться методикой, учитывающей технический уровень продукции по технологии, прибыль от реализации продукции, степень готовности технологии к использованию в производстве. (Скорняков Э.П., Как оценить коммерческую значимость изобретения М. ВНИИПИ - 1996).
Расчет стоимости интеллектуальной собственности методом роялти основан на практике международного обмена технологиями и представляет собой процедуру оценки исходя из международного опыта продажи лицензий. Роялти - это текущие платежи в размере определенного процента от продажной цены или фиксированной суммы с единицы реализованной продукции в течении времени использования интеллектуальной собственности. В литературе приводятся значения стандартных ставок роялти в зависимости от вида продукции в процентах от цены единицы продукции или от суммы продаж. Значения стандартных роялти находятся в диапазоне от 0,2 до 10%. Выбранную стандартную ставку роялти следует уточнить с учетом факторов, влияющих на ее величину в конкретных условиях сделки с интеллектуальной собственностью. При оценке интеллектуальной собственности для целей заключения лицензионных соглашений можно рекомендовать поправочные коэффициенты к стандартным ставкам роялти в зависимости от объема правовой охраны, объема передаваемых прав и степени ценности передаваемой технологии (Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности. Научно-практический журнал «Московский оценщик», www.Valnet.ru).
Дисконтирование представляет собой технику учета уменьшения стоимости во времени. При этом ставка дисконта ассоциируется со степенью риска. Как правило, в оценочной практике для определения ставки дисконта используется кумулятивный метод, учитывающий безрисковую ставку и компенсацию рисков. В качестве безрисковой ставки в условиях Украины целесообразно использование депозитной ставки в долларах для юридических лиц в коммерческих банках. Премии за риски, как правило, определяются экспертным путем.
Стоимость прав на промышленный образец, как доля прибыли от реализации объектов техники, в которых использован промышленный образец, определяется не столько техническим результатом, сколько оригинальностью, сложностью решения задачи и объемом выпускаемой с использованием промышленного образца продукции.
Эта доля может быть рассчитана как произведение трех коэффициентов:
- коэффициент оригинальности (0,25 ÷ 0,8 в зависимости от применения известных художественно-конструкторских решений до промышленного образца, не имеющего прототипа);
- коэффициент сложности решения дизайнерской задачи (0,2 ÷ 1,25 в зависимости от выполнения внешнего вида простой детали до принципиально новых объектов техники);
- коэффициент объема выпуска (0,2 ÷ 1,0 в интервале от опытного образца до объемов массового производства).
К основным факторам, влияющим на стоимость товарной марки, относятся следующие:
-
возраст товарной марки;
-
постоянство использования;
-
география использования, возможность распространения,
-
ассоциации, соответствии духу времени, узнаваемость;
-
затраты на продвижение, рекламирование;
-
доля рынка, занимаемая маркированным товаром.
Рекомендуемые подходы к оценке торговых марок следующие: в первую очередь доходный, затем сравнительный и затратный.
Одним из методов, реализующих доходный подход, является методика, изобретенная международной консалтинговой компанией Interbrand и признанная во всем мире. Усредненная величина прибыли за три последних года оцениваемой компании умножается на коэффициент, отражающий «силу бренда» и зависящий от рыночной доли, стабильности, лидерства, правовой поддержки, долгосрочной тенденции и географии распространения. Компания Interbrand разработала собственную S – образную кривую, отражающую связь между индексом силы товарной марки и значением множителя или обратным ему значением ставки дисконта. Конкретный вид S – образной кривой зависит от отрасли производства. Помимо оценки «силы бренда» необходимо составить прогноз доходов, которые может принести бренд. В качестве базы расчетов необходимо брать только те экономические показатели, которые имеют отношение исключительно к бренду.
- Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
- 1.1 Понятие интеллектуальной собственности
- 1.2 Становление системы правовой охраны интеллектуальной собственности
- 1.2.1 История и эволюция промышленной собственности
- 1.2.2 Эволюция авторского права
- 1.3 Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии государства
- Тема 2. Система законодательства и государственной правовой
- 2.1 Становление и развитие законодательства Украины в области ис
- 2.2 Система законодательства Украины по ис
- Общее законодательство:
- Специальное законодательство в сфере охраны ис:
- Таможенное законодательство
- 2.3 Государственная система правовой охраны ис
- 3. Цибульов п.М. Основи інтелектуальної власності / Навчальний посібник –к.: «іівп», 2005, – 108 с.
- Тема 3. Право интеллектуальной собственности: объекты промышленной собственности
- Вопросы для самоконтроля.
- Тема 4. Право интеллектуальной собственности на торговую марку
- 8. Указания происхождения товаров
- Практика
- Тема 5. Право интеллектуальной собственности: нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности
- 7.1 Введение
- 7.2 Сорта растений, породы животных
- 7.3 Топографии интегральных микросхем
- 7.4 Коммерческая тайна
- 7.5 Научные открытия
- 7.6 Рационализаторские предложения
- Тема 6. Право интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав
- 8.1. Правовое регулирование
- 8.2. Виды объектов авторского права
- 8.3. Виды объектов смежных прав
- 8.4. Литература
- 8.5. План практического занятия
- Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение инноваций
- 9.1 Суть информационно-аналитического обеспечения инноваций
- 9.2 Государственная система научно-технической информации Украины
- 9.3. Характеристика патентной документации
- 9.4 Классификация патентных документов
- 9.5 Патентные исследования
- Тема 10. Экономика интеллектуальной собственности.
- 10.1 Важность нематериальных активов и интеллектуальной собственности в современной экономике
- 10.2 Формирование рынка интеллектуальной собственности в Украине
- 10.3 Коммерциализация объектов права интеллектуальной собственности
- Тема 11. Оценка и учет интеллектуальной собственности
- 11.1 Интеллектуальная собственность как товар. Особенности объектов интеллектуальной собственности как участников рыночных отношений
- 11.2 Государственная политика в области оценки, учета и использования интеллектуальной собственности. Нормативно-правовая основа оценки
- 11.3 Понятие и основные цели оценки интеллектуальной собственности. Виды стоимости
- 11.4 Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности. Оценка нематериальных активов предприятия
- 11.5 Учет нематериальных активов предприятия
- Тема 12. Использование и передача объектов права интеллектуальной собственности
- 12.1 Лицензионная форма торговли и виды лицензий
- 12.2 Лицензионные договоры
- 12.3 Цена лицензии и виды рисков
- Тема 13. Интеллектуальная собственность в электронном обществе
- 14.1 Основные понятия темы и их трактовка
- 14.2 Правовая охрана компьютерных программ и баз данных
- 14.3. Условия признания авторского права
- 14.4 Особенности правового регулирования отдельных ресурсов Интернет
- 14.5 Товарные знаки в качестве доменных имен
- 14.6 Регистрация кп и бд
- 14.7. Свободное воспроизведение и адаптация компьютерной программы или базы данных
- 14.8 Особый порядок заключения договоров
- Тема 9. Защита прав на интеллектуальную собственность
- 15.1. Правовое регулирование
- 15.2. Виды способов защиты прав
- 15.3. Защита прав на объекты авторского права и смежных прав
- 15.4. Защита прав на объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников товарооборота
- 15.5. Литература
- 15.6. План практического занятия