logo
Grazhdanskoe_pravo

Претензии и иски по перевозке.

Транспортное законодательство при возникновении требований к транспортной организации предусматривает обязательное предъявление к ней письменной претензии. Досудебный порядок обязателен. Такая обязательная претензионная процедура облегчает получение необходимых доказательств, позволяет транспортным организациям своевременно проводить расследование в отношении допущенных при перевозке нарушений и ведет (в идеальном варианте) к урегулированию спора без обращения в суд. При предъявлении требований, вытекающих из пассажирских перевозок, обязательное заявлений не предусматривается, хотя и рекомендуется.

В ГК о претензиях и исках перевозчику имеются лишь краткие указания общего характера (ст. 797). Подробно порядок предъявления претензий урегулирован в транспортных уставах и кодексах.

Претензии должны направляться воздушному, морскому или речному предприятию, выполняющему перевозку. На железнодорожном и автомобильном транспорте – перевозчику, выдавшему груз в месте его назначения.

Требования к перевозчику могут заявляться как отправителем, так и получателем. Претензии должны заявляться по каждой отправке с приложением подлинного или заверенной копии транспортного документа и соответствующих доказательств (коммерческого акта), обоснованием расчета и суммы претензии. Сроки заявления претензии определяются транспортными уставами и кодексами.

Согласно п.2 ст. 797 ГК иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отклонения претензий грузовладельца или неполучением от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Исковая давность по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза составляет 1 год с момента определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Момент начала течения срока – день наступления события, ставшего основанием для заявления претензий. На признанную сумму претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда перевозчик должен выплачивать проценты (согласно ст. 395 ГК).