logo
Цыганков Э

Проблемы соотношения налогового и гражданского законодательствапри установлении объектов и субъектов налогообложения

Соотношение налогового и гражданского законодательства являет собой пример соотношения различных приемов правового регулирования имущественных отношений. При этом необходимо отметить, что обязанность по уплате налога может быть реализована после того, как у налогоплательщика появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Перечисленные права на денежные средства чаще всего возникают по итогам исполнения сделки, иных операций, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Кроме того, согласно статье 38 НК РФ объектами налогообложения (юридическими фактами, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение прав и обязанностей его субъектов) могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т.д. Вместе с тем гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Следовательно, налоговые правоотношения возникают на основе и после возникновения гражданских правоотношений.

"Надстроечный" статус налогового законодательства ставит перед законодателем весьма важную и сложную задачу установления согласованных с "базовым" гражданским законодательством правовых норм, оптимально регулирующих отношения по взиманию налога и сбора, используя при этом прием юридической централизации.

Одновременно объединяет и отличает налоговое и гражданское законодательство то, что ответственность за нарушение как налогового законодательства, так и гражданского законодательства регулируется нормами гражданского (арбитражного) процессуального законодательства. Отличие заключается в том, что налоговое и в целом административное законодательство не имеют специального свода процессуальных норм и соответственно специального административного судопроизводства, практическое отсутствие которого явно не соответствует положениям статьи 118 Конституции Российской Федерации. Безусловно, данная тема требует более глубокого и серьезного исследования, но необходимо отметить, что, по нашему мнению, отсутствие административного судопроизводства базируется на отсутствии четкого переосмысленного понимания природы публичного и частного права, условий и приемов их соотношения.

Применение в административном, а также в налоговом законодательстве иного, чем в гражданском законодательстве, приема правового регулирования общественных отношений предполагает наличие соответствующих особенностей в порядке разрешения юридических конфликтов, но, к сожалению, данная тема не получила широкого обсуждения и глубокого исследования среди ученых-юристов.