§ 3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
Для студентов дисциплина «Правоохранительные органы» предстает в качестве учебного курса.
Предмет любой учебной дисциплины обычно сводят к тем общественным отношениям, кругу вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках, составляют ее содержание. Юридическая основа настоящего курса не ограничивается какой-то одной отраслью права, например, уголовного или гражданского, конституционного или административного, что чаще всего свойственно другим юридическим дисциплинам. Курс «Правоохранительные органы» — это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая под определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию, источникам отраслей права и правоприменительных актов. Этим ракурсом является в первую очередь устройство, организация, основы деятельности правоохранительных органов как в отдельности, так и в качестве составных звеньев той или иной системы, а также направления действий, функции и компетенция, которой они наделены для решения стоящих перед ними задач в области охраны прав и свобод человека и гражданина.
Действительно, без знания того, как устроены, как организуются суды, прокуратура, следственные аппараты и т. д., какова их структура, взаимосвязи и соподчиненности, главные полномочия и задачи, очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных и материальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимодействие, взаимоотношение друг с другом и со всем государственным механизмом. В курсе рассматриваются и такие вопросы, как состав, порядок подбора и расстановки кадров соответствующих органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя, их ответственность.
С учетом изложенного дисциплина «Правоохранительные органы»определяется как совокупность юридических знаний, в рамках которой изучаются устройство, организация и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности, правопорядка.
Дисциплины, вводящие начинающих студентов-юристов в юриспруденцию, издавна включаются в учебные планы как средних специальных, так и высших учебных заведений юридического профиля. Они дают исходные данные о судах, прокуратуре, органах юстиции и внутренних дел, о задачах и целях, поставленных перед правоохранительными органами, об организации выявления и расследования преступлений, об обеспечении безопасности и общих вопросах работы на этом направлении спецслужб, нотариате, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, в том числе и негосударственных, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охраны прав и свобод.
В настоящем наименовании эта учебная дисциплина стала изучаться с 1988 г. Процесс ее становления восходит к дореволюционным (1917 г.) временам, когда общие сведения о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях студенты получали в рамках других дисциплин — гражданского и уголовного процесса, административного (полицейского) права. Тогда же предпринимались попытки ввести для изучения данных такого рода самостоятельную учебную дисциплину под наименованием «Судоустройство». С первых лет советской власти и до 50-х годов дисциплина с таким названием имела широкое распространение. Затем в 50-е годы был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е — курс «Суд и правосудие».
Существующее наименование курса нельзя признать удачным, ибо предметом изучения является организация и деятельность не только правоохранительных (в собственном смысле слова) органов государства, но и негосударственных организаций (адвокатуры, нотариата и пр.). Поэтому более точным было бы название «Юридические организации».
Предмет курса «Правоохранительные органы» определяет и его содержание. Оно упорядочено в определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.
Общая часть включает два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. В них освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах в РФ, понятие и содержание судебной власти, правосудия, конституционные принципы его организации и осуществления.
Особенная часть включает разделы, в которых рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования; прокуратура РФ; органы по правовому обеспечению и правовой помощи; негосударственные организации обеспечения правоохраны.
Естественно, что на первое место в учебной программе курса «Правоохранительные органы» поставлено раскрытие понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложение сведений о построении судебной системы в целом, характеристика организации и главных полномочий всех звеньев общих (гражданских), военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Тем самым подчеркивается признание государством, ставшим на путь построения правого, особой роли и высокой миссии правосудия.
- Тема 1. Правоохранительная деятельность и общая характеристика органов ее осуществляющих
- § 1. Понятие правоохранительной деятельности
- § 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации
- § 3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- § 4. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами
- § 1. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности
- § 2. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе
- § 3. Классификация законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, по их содержанию
- § 4. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования