Как ссылаться на нормативные акты
При первом упоминании в контрольной работе нормативно го правового акта надо указать вид акта, дату и дать его пол ное правильное наименование в кавычках. В сноске надо привести выходные данные об опубликовании акта (см. об этом далее). При первом воспроизведении наименования акта нельзя использовать сокращение «РФ» вместо «Российской Федерации».
Например, при первом обращении к федеральному акту о референдуме в контрольной работе мы должны прочесть: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации».
При последующем упоминании того же акта можно приводить его сокращенное название и не требуется каждый раз называть дату, давать сноску.
Как известно, в Российской Федерации есть федеральные конституционные законы и федеральные законы. Если в работе упоминается конкретный акт, слово «Федеральный» (и только его!) надо писать с заглавной буквы.
Например:
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»; Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
В дальнейшем по тексту можно писать кратко — например, Закон о гражданстве, Закон 2002 г. о гражданстве. Но в каждом случае, если имеется в виду определенный акт, слово «Закон» должно быть с заглавной буквы.
В литературе распространены сокращения ФКЗ и ФЗ относительно соответственно федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они могут использоваться и в контрольных работах.
Когда упоминается конкретный указ Президента Российской Федерации, слово «Указ» надо писать с заглавной буквы. Если же вы просто хотите написать, что «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения», тогда применяются прописные буквы.
В отношении конкретных постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в литературе нет единства — одни авторы пишут слово с заглавной буквы, другие — с прописной. Так же могут делать и студенты.
Тексты статей нормативного акта автор контрольной работы может либо цитировать — в этом случае их надо взять в кавычки, либо давать в переложении. Надо указывать номера статей, их частей, пунктов.
При этом следует иметь в виду, что очень часто вместо полного слова «статья» применяется сокращение «ст.». В Российской Федерации также пока нет жестких правил относительно того, когда надо говорить о «частях» статьи, когда — о «пунктах». В основном распространено следующее: в отношении Конституции РФ говорят «часть» такой-то статьи, по другим актам — «пункт» статьи. Сами слова «часть» и «пункт» заменяются сокращениями — соответственно «ч.» и «п.».
Например:
в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации;
в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
В России главным источником, в котором публикуются законы, акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства РФ, является Собрание законодательства Российской Федерации. Лучше в сносках приводить данное полное наименование источника. Однако нередко в литературе используется и сокращенный вариант — СЗ РФ.
Надо привести в сноске выходные данные акта — это год издания (он обозначается только цифрой, слово «год» или сокращенное «г.» не пишут), номер Собрания законодательства; номер акта — в Собрании перед актом стоит цифра, это и есть номер (у юристов принято называть в сноске этот номер словом «статья» в сокращенном виде — «ст.»). Следовательно, если вы хотите указать в сноске выходные данные, например, Федерального закона о гражданстве, ваша сноска будет выглядеть так:
Собрание законодательства Российской Федерации (или: СЗ РФ) 2002. №22. Ст. 2031.
В нашей истории существовали различные виды собраний нормативных актов. При использовании актов рекомендуем студентам обращать внимание на источники опубликования и правильно воспроизводить их в сносках — например, Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации; Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и др.
- Подготовка контрольной работы
- Объем контрольной работы. Оформление. Сдача и защита
- Как использовать научные источники и делать на них ссылки
- Как ссылаться на нормативные акты
- Образец списка использованных нормативных актов и литературы
- 1. Нормативные акты.
- 2. Литература.
- Примерная тематика контрольных работ по Конституционному праву России
- 1. Конституционное право России – отрасль российского права
- 2. Конституционно-правовые отношения
- 3. Источники конституционного права России как отрасли права Примерный план
- 4. Нормы конституционного права России
- 4. Нормы конституционного права России
- 5. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды
- 6. Наука конституционного права России
- 7. Основы учения о конституции в науке конституционного права
- 8. Конституция Российской Федерации: сущность, функции, основные черты и особенности
- 9. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 10 Конституция рф: проблема пересмотра и внесения поправок
- 11. Конституционное Собрание: предназначение, дискуссии о природе, составе, организации работы
- 12. Конституционный строй России: природа и основные черты
- Народный суверенитет в конституционном праве России.
- 14. Власть народа в рф: сущность и формы осуществления
- 15. Российское государство — фундамент конституционного строя России
- 16 Правовое государство: конституционные основы формы проявления в России
- 17. Принцип разделения властей в конституционном строе России
- 18. Непосредственная демократия и ее институты в механизме народовластия в рф
- 19. Референдум — институт народовластия в Российской Федерации
- 20. Референдум Российской Федерации
- 2 1. Референдум субъекта Российской Федерации
- 22. Местный референдум
- 23. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц как институт непосредственной демократии
- 24. Народные обсуждения как институт непосредственной демократии
- 25. Петиции и народные правотворческие инициативы
- 26. Представительная демократия в механизме народовластия в рф
- 27. Гражданское общество: конституционные проблемы
- 28. Идеологическое многообразие и политический плюрализм в конституционномстрое рф
- 29. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
- 30. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.
- 31. Конституционные основы собственности и экономической деятельности в Российской Федерации
- 32. Основы конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации
- 33. Конституционный принцип равноправия в статусе человека и гражданина в рф
- 34. Гражданство Российской Федерации
- 35. Конституционно-правовые основы положения иностранных граждан в российской федерации
- 36. Конституционно-правовые основы статуса беженцев в российской федерации
- 37. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: природа, соотношение, проблемы классификации
- 38. Основные личные права и свободы граждан российской федерации
- 39. Право на жизнь: конституционно-правовые аспекты
- 40. Право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных: конституцонно-правовые аспекты
- 41. Свобода совести и вероисповедания в Российской Федерации
- 42. Публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации
- 43. Конституционное право на информацию в российской федерации
- 44. Конституционно-правовое регулирование свободы манифестаций в рф
- Тема 45. Конституционное право граждан рф на участие в управлении делами государства
- 46. Основные экономические, социальные и культурные права граждан Российской Федерации
- 47. Основные права граждан рф по защите иных прав и свобод
- 48. Конституционные обязанности граждан российской федерации
- 49. Конституционные основы федеративного устройства России
- 50. Принципы федерации в России
- 57. Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус
- 52. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов
- 53. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.
- 54. Проблема договора в федеративных отношениях в России
- 55. Федеральные округа в системе федеративных отношении в России
- 56. Проблемы национально-территориальной автономии в России
- 57. Национально-культурная автономия в россии
- 58. Конституционно-правовые гарантии прав коренных малочисленных народов рф
- 59. Избирательная система Российской Федерации: понятие и основные принципы
- 60. Всеобщее избирательное право в рф и его гарантии
- 61. Особенности использования пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при выборах депутатов в Российской Федерации
- 62. Избирательные комиссии в рф: виды и назначение
- 63. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов на выборах
- 64. Основные правила предвыборной агитации в Российской Федерации
- 65. Финансирование выборов в Российской Федерации
- 66. Выборы депутатов Государственной Думы: основные особенности и процедуры
- 67. Выборы Президента Российской федерации: основные особенности и процедуры.
- 68. Участие граждан в выборах: способы и гарантии
- 69. Избирательные споры и порядок их разрешения
- 70. Президент Российской Федерации: конституционный статус
- 71. Полномочия и акты Президента рф
- 72. Прекращение полномочий Президента рф
- 73. Администрация Президента рф. Органы при Президенте рф
- 74. Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционный статус и структура
- 75. Статус, полномочия и организация работы Совета Федерации
- 77. Член Совета Федерации: основы статуса и деятельность
- 78. Статус, полномочия и организация работы Государственной Думы
- 79. Комитеты и комиссии Государственной Думы
- 80. Депутат Государственной Думы: основы статуса и деятельность
- 81. Законодательный процесс в Федеральном Собрании рф
- 82. Вето Президента рф и его роль в законодательном процессе
- 83. Конституционые основы статуса и деятельности Правительства Российской Федерации
- 84. Конституционный Суд Российской Федерации
- 85. Статус судьи Конституционного Суда рф
- 86. Решения Конституционного Суда рф: природа, виды и юридическая сила
- 87. Органы законодательной власти субъектов рф
- 88. Высшее должностное лицо субъекта рф
- 89. Конституционные основы местного самоуправления в рф