logo
OУИС / Учебн пособия / Лекции

1. Фирменные наименования.

Норма ст. 50 ГК устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Фирменное наименование – это то наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников предпринимательской деятельности.

В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления. Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица (открытое акционерное общество, частное унитарное предприятие, производственный кооператив и др.). Корпус фирмы дополняется добавлением, которое позволяет отличить данную коммерческую организацию от других организаций

Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

Выбранное учредителями коммерческой организации наименование подлежит обязательному предварительному согласованию с органами Министерства юстиции. Перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании наименования, определен в Положении о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 г. № 37.

Коммерческая организация, фирменное наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь.

Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное наименование обладателя таких прав. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования. Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.

Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом. Право на фирменное наименование действует бессрочно; его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.