Субъекты правоотношений!
Виды субъектов правоотношения:
1. в соответствии с отраслями права.
2. по характеру охраняемых и обеспечиваемых правом интересов субъекты делятся на физические и юридические лица.
Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который осуществляет различные акты социально значимого поведения и несет ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому здоровью.
Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и прекращается со смертью.
Дееспособность физических лиц связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.
Гражданская дееспособность - способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане, не достигшие 14 лет (малолетние граждане) и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
Полный объем дееспособности наступает с момента совершеннолетия - 18 лет.
Государством предусматривается ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным .
Политическая дееспособность - способность граждан принимать участие в управлении делами государства (кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда).
Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, в первую очередь за совершенное правонарушение.
Юридическое лицо - лицо, которое наделено правоспособностью от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанность, обладает обособленным имуществом, имеет право быть истцом и ответчиком в суде (государство, государственные и негосударственные организации).
Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания (ст.51 ч.2 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (ст.63 п. 8 ГК РФ).
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующеи целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Правоспособность – это установленная (признаная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права.
Дееспособность – это установленная (признаная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
Суверенитет.
Среди всех признаков гос власти особое значение имеет её суверенная природа. Ни одна иная разновидность социальной власти не обладает данным свойством. Суверенность государственной власти отделяет её от других видов власти внутри страны (партийной, церковной и т.п.), а также во вне от власти других государств. Именно в суверенной природе наиболее полно проявляется сущность государственной власти. Остальные её признаки носят юридический характер и определяются местом и ролью суверенной гос власти в обществе.
В буквальном смысле термин “суверенитет” (от лат. -“выше”) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей. Иначе говоря, верховенство власти. Суверенитет гос власти проявляется в её верховенстве, единстве и независимости.
Верховенство гос власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает и обеспечивает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности гос органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Ярким выражением верховенства гос власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами гос власти.
Верховенство – это такое состояние гос власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Но верховенство не означает неограниченности гос власти. В правовом государстве, где обеспечена подчинённость государства праву, власть всегда ограничена правом. Как и всякая другая власть, суверенная гос власть основана на праве и ограничена правом. Однако из всех устанавливаемых правом властей она является высшей.
Единство гос власти проявляется в её неделимости. Единство гос власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую гос власть. Их совокупная компетенция охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Гос органы, осуществляя свои полномочия, реализуют определенные функции государства, выполняют его общие задачи. Поэтому и в системе разделения властей органы государства должны действовать согласованно и не принимать взаимопротиворечащих решений.
Независимость гос власти означает её самостоятельность в осуществлении внутренних и внешних функций. Государство самостоятельно определяет юридические формы и организационные методы осуществления своей внутренней и внешней политики, выбирает пути и средства своей многообразной деятельности, создаёт определённые государственные органы для осуществления своих функций и т.д. В свете сказанного необходимо подчеркнуть полную зависимость государственной власти от её субъекта (носителя). Он наделяет её только относительной самостоятельностью и независимостью. Именно выполняя его волю, гос власть обладает верховенством, её акты являются общеобязательными в пределах всей территории государства.
Т.о., суверенитет государства представляет собой единство двух сторон. Во-первых, верховенство гос власти внутри страны. Во-вторых, независимость государства во вне. Здесь следует учитывать, что независимость государства во вне ограничивается суверенитетом других государств.
В суверенитете государственной власти находит своё организационное и политическое выражение полновластие господствующих социальных сил. В условиях развитой демократии в нём выражается полновластие народа как единой политической общности.
- 2 Методология тгп. Стстема методов изучения государства и права.
- 7. Место теории государства и права в системе юридических наук
- 9 Право и государство
- 16 Государство и партии.
- 21 Патриархальная теория происхождения государства.
- 22 Теологическая теория происхождения государства.
- 23 Договорная теория происхождения государства.
- 31 Право и закон
- 32 Источник (форма) права: понятие, виды.
- Понятие судебного прецедента.
- 36 Функции права: понятие и классификация.
- 37 Право и мораль.
- 38 Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.
- 40 Характеристика структурных элементов нормы
- 40 Структура правовой нормы
- 41 Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.
- 42 Система права и система законодательства.
- 43 Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.
- 44 Отрасль или институт права. Понятие и виды.
- 45 Правовая система: понятие и структура.
- 46 Правотворчество: понятие, принципы.
- 49 Правовой статус личности
- Применение норм права
- 55 Аналогия закона и аналогия права.
- 56 Предмет и метод правового регулирования.
- 58 Законность и правопорядок.
- 59 Правосознание: понятие и структура.
- 62 Правонарушения
- 63 Правовой нигилизм
- 65 Юридическая ответственность
- 67 Общая характеристика первобытного общества.
- 68 Закономерности возникновения государства
- 72 Сущность государства.
- 73 Функции государства: понятие, признаки, содержание.
- 76 Механизм государства, государственный аппарат: понятие и их соотношение.
- 78 Типология государства: формационный подход.
- Типология государства: цивилизованный подход.
- 79..Рабовладельческий строй
- 80 Феодальное государство и право
- 84 Формы государственного устройства.
- Главная идея: правовое государство –
- Правовое государство
- 23 Договорная теория происхождения государства.
- 21Общая характеристика теорий происхождения государств.
- 85 Политический режим: понятие и классификация.
- Субъекты правоотношений!
- 35 Судебный прецедент и нормативный договор.