84 Формы государственного устройства.
1) Унитарное – единое гос-во, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, которые управляются из единого центра. Создается единая централизованная структура гос аппарата, власть которого распространяется на всю территорию гос-ва (один парламент, президент, прав-во, единое зак-во, гражданство, валюта, налоги).
2) Федеративное – сложное гос-во, в состав котрого входит несколько гос-в или гос образований. Члены федерации – гос-ва с ограниченным суверенитетом. Разграничиваются полномочия м/д федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Сущ 2 сис-мы органов гос власти: федеральные (их действие распростр на всю территорию федерации) и субъектов. Законы федерации и субъектов (не должны противоречить федеральным законам). Валюта едина. Гражданство двойное.
3) Конфедерация – союз суверенных гос-в, заключенный ими для достижения каких-л ограниченных целей. Но при этом новое гос-во не создается. Гос-ва полностью сохраняют свой суверенитет. Нет единой территории, гражданства, валюты. Свои органы зак, суд и исп власти, конституция. Общие органы могут создаваться, но принятые ими решения должны быть ратифицированы высш орг власти субъектов, и только после этого действуют на их территории. Выход м осущ в одностороннем порядке.
4) Империя – сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоевания и присоединения отдельных территорий. Составные части империи имеют неодинаковое положение. Управляются оно чиновниками, назначаемыми метрополией.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы :
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
3.1 Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
- 2 Методология тгп. Стстема методов изучения государства и права.
- 7. Место теории государства и права в системе юридических наук
- 9 Право и государство
- 16 Государство и партии.
- 21 Патриархальная теория происхождения государства.
- 22 Теологическая теория происхождения государства.
- 23 Договорная теория происхождения государства.
- 31 Право и закон
- 32 Источник (форма) права: понятие, виды.
- Понятие судебного прецедента.
- 36 Функции права: понятие и классификация.
- 37 Право и мораль.
- 38 Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.
- 40 Характеристика структурных элементов нормы
- 40 Структура правовой нормы
- 41 Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.
- 42 Система права и система законодательства.
- 43 Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.
- 44 Отрасль или институт права. Понятие и виды.
- 45 Правовая система: понятие и структура.
- 46 Правотворчество: понятие, принципы.
- 49 Правовой статус личности
- Применение норм права
- 55 Аналогия закона и аналогия права.
- 56 Предмет и метод правового регулирования.
- 58 Законность и правопорядок.
- 59 Правосознание: понятие и структура.
- 62 Правонарушения
- 63 Правовой нигилизм
- 65 Юридическая ответственность
- 67 Общая характеристика первобытного общества.
- 68 Закономерности возникновения государства
- 72 Сущность государства.
- 73 Функции государства: понятие, признаки, содержание.
- 76 Механизм государства, государственный аппарат: понятие и их соотношение.
- 78 Типология государства: формационный подход.
- Типология государства: цивилизованный подход.
- 79..Рабовладельческий строй
- 80 Феодальное государство и право
- 84 Формы государственного устройства.
- Главная идея: правовое государство –
- Правовое государство
- 23 Договорная теория происхождения государства.
- 21Общая характеристика теорий происхождения государств.
- 85 Политический режим: понятие и классификация.
- Субъекты правоотношений!
- 35 Судебный прецедент и нормативный договор.