4. Конкурс по наделению правами
Понятие "конкурсов по наделению правами". В последние годы широкое распространение получили конкурсы, именуемые в положениях о них "конкурсы по отбору участников".
Примерами могут служить конкурсы, проводимые "по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов", "по отбору брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг", "по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений" <1>, "по отбору агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций, среди кредитных организаций - платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации". Могут быть названы также конкурсы "по отбору организаций, реализующих высвобождаемое движимое военное имущество" <2>, "по отбору банков, уполномоченных Мингосимуществом России на прием денежных средств в оплату акций, выставляемых на межрегиональные и всероссийские специализированные аукционы" <3>, "по отбору страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета" <4>, "по отбору страховщиков для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <5>, "по отбору страховщиков для осуществления страхования за счет федерального бюджета" <6>, "по отбору банков для участия в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" <7>. Можно назвать также проводимые Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации конкурсы "по отбору организаций, реализующих высвобождаемое движимое военное имущество", а также "конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений" <8>, "по отбору лица, уполномоченного на прием денежных средств в оплату акций, выставленных на межрегиональных и всероссийском аукционе", "по подготовке и организации проведения оценочных работ" <9>, "на размещение средств рекламы в Московском метрополитене" <10> и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1900; 2004. N 42. Ст. 4135.
<2> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 2003. N 19.
<3> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1998. N 20.
<4> СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3985.
<5> Российская газета. 2005. 19 янв.
<6> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 2005. N 2.
<7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 9.
<8> СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1900; 2004. N 42. Ст. 4135.
<9> Вестник мэрии Москвы. 2002. N 2.
<10> Вестник мэрии Москвы. 2002. N 22.
Как видно из положений о такого рода конкурсах, их результатом является наделение победителя (победителей) правом осуществить определенную деятельность, которое носит специальный характер и поэтому в рамки общей правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя не укладывается.
Конкурсы по отбору участников отличаются от конкурсов по праву заключения договора, являющихся разновидностью торгов, тем, что последние направлены на заключение конкретного договора <*>.
--------------------------------
<*> Примером последних как раз и может служить лесной конкурс, предметом которого является заключение победителем договора аренды указанного в условиях конкурса лесного участка. Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 14 июня 2005 г. (Российская газета. 2005. 29 июня).
Наряду с конкурсами по отбору участников существуют и другие конкурсы, которые также имеют результатом признание за ними абстрактного права заключать (не заключать!) договоры.
Именно указанным признаком могут быть выделены прежде всего "лицензионные конкурсы". Их отличает то, что в изъятие из общего предусмотренного Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> порядка, при котором выдача лицензий осуществляется в результате прямых обращений заинтересованных лиц к федеральному исполнительному органу (органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации), обладающему соответствующей компетенцией, перечисляются случаи, когда выдача лицензии производится путем обязательного проведения конкурса, с тем что за его победителем признается право на получение соответствующей лицензии. Обстоятельства, порождающие необходимость установления такого порядка, т.е. обязательного проведения лицензионного конкурса, указаны, в частности, в Законе "О связи" <**>: 1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты; 2) на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации; и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено". Таким образом, именно заведомо существующая невозможность полного удовлетворения потребности порождает необходимость решения вопроса путем обязательного проведения "состязания", обеспеченного конкурсом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 3930.
<**> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; см. также: Правила проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг (СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 382).
Особое место предоставлению соответствующих разрешений и выдаче в подтверждение их лицензий уделено Законом "О недрах" <*>. В нем наряду с общими вопросами регулирования государственной системы лицензирования указано на то, что одним из оснований возникновения права пользования участками недр служит решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации. При этом принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения соответствующих конкурсов и аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов, а в отношении каждого участка недр или группы участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации - к компетенции Правительства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Отмеченные особенности указанных конкурсов - конкурсов на признание права дают возможность сделать вывод, что они в равной мере не отвечают признакам ни конкурсов-торгов, ни "публичных конкурсов" и, следовательно, не могут укладываться в рамки соответствующих правовых режимов ст. ст. 447 - 449 и гл. 57 ГК.
Таким образом, отсутствие регулирования конкурсов по отбору участников и других конкурсов по признанию права можно считать пробелом Кодекса.
Наряду с этим, на наш взгляд, можно отметить и некоторые другие недостатки регулирования Кодексом отношений, возникающих при организации конкурсов. Имеется в виду отсутствие общего понятия "конкурс" и, соответственно, общих норм о конкурсе, способных закрепить единые для всей соответствующей правовой конструкции исходные начала. Можно указать также и на то, что нормы, посвященные конкурсам-торгам, сводятся к ст. ст. 447 - 449 ГК и тем самым они оказались включенными в общую часть Кодекса. Между тем, как справедливо отмечали А.Л. Маковский и С.А. Хохлов, "Гражданский кодекс строится по методу "лестницы обобщения", состоящей в том, что нормы более высокой ступени (более общие по содержанию) как бы "вынесенные за скобки" правила, применимые к более конкретным нормам низлежащих ступеней" <*>. Таким образом, место норм о конкурсах-торгах должно быть иным. Имеется в виду включение их в разд. IV ГК ("Отдельные виды обязательств"). К отмеченному можно добавить и то, что в указанном разделе в отдельную главу вынесен только один из видов конкурсов - "Публичный конкурс", в то время как отдельным видом обязательств является в действительности конкурс как таковой.
--------------------------------
<*> Гражданское законодательство России. Гражданский кодекс Российской Федерации. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: Вводный комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 18.
Все отмеченное позволяет, как представляется, признать целесообразным в будущем предусмотреть определенные новеллы в регулировании конкурсов. Речь, в частности, идет о том, что:
- гл. 57 ГК "Публичный конкурс" заменить главой "Конкурс";
- подобно тому, как это сделано в главах ГК, посвященных отдельным договорам (имеются в виду гл. 30 "Купля-продажа", гл. 33 "Рента и подряд", гл. 47 "Хранение"), гл. 57 "Конкурс" выделить и начать ее с параграфа "Общие положения о конкурсах";
- после "Общих положений" выделить в качестве отдельных параграфов "Конкурсы-торги", "Публичные конкурсы", а вместе с ними и "Конкурсы на признание права";
- в гл. 57 ГК перенести относящиеся к конкурсам нормы, помещенные в ст. ст. 447 - 449, с тем чтобы в самой гл. 28 ГК сохранить лишь указание на возможность заключения договоров путем торгов (конкурсов или аукционов) и одновременно включить отсылку к закону об аукционах, имея в виду, что такой закон будет впоследствии принят.
- Договорное право
- 2. Развитие договора банковского вклада
- 3. Договор банковского вклада
- Глава XIV. Договор банковского вклада по российскому гражданскому праву
- 1. Понятие и правовая квалификация договора
- 2. Субъектный состав договора банковского вклада
- 3. Заключение договора банковского вклада. Форма договора
- 4. Содержание и исполнение договора банковского вклада
- 5. Ответственность за нарушение договора
- 6. Виды договора банковского вклада
- 7. Особенности правопреемства по
- 8. Правовой режим требований
- Банковский счет
- Глава XV. Понятие и правовая квалификация договора банковского счета
- 1. История развития договора банковского счета
- 2. Понятие и признаки договора банковского счета
- 3. Предмет и объект договора банковского счета
- 4. Правовая природа договора банковского счета
- Глава XVI. Основные элементы договора банковского счета
- 1. Субъектный состав договора банковского счета
- 2. Заключение договора банковского счета
- 3. Императивные обязанности банка
- 4. Содержание и исполнение обязательств
- 5. Ответственность сторон по договору банковского счета
- 6. Изменение и прекращение договора банковского счета
- Банковские расчеты
- Глава XVII. Расчетные правоотношения
- 1. Происхождение и развитие банковских расчетов
- 2. Развитие банковских расчетов
- 3. Понятие "расчеты" ("расчетные правоотношения")
- 4. Наличные расчеты
- 5. Общие положения о безналичных расчетах
- Глава XVIII. Формы безналичных расчетов
- 1. Понятие и признаки форм безналичных расчетов
- 2. Правовая природа "расчетных сделок"
- 3. Расчеты платежными поручениями
- 4. Расчеты по аккредитиву
- 5. Расчеты по инкассо
- 6. Расчеты чеками
- 7. Расчеты с использованием банковских карт
- Конкурс, игры и пари
- Глава XIX. Конкурс
- 1. Общие положения
- 2. Конкурсы-торги
- 3. Публичный конкурс
- 4. Конкурс по наделению правами
- Глава XX. Договоры об играх и пари