logo
Уголовное право

Тема 34. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – это общественно опасные деяния, предусмотренные законом и совершенные виновно, которые создают угрозу жизни, здоровью людей, а также имуществу и другим материальным ценностям. Они нарушают нормальное функционирование транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного).

Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасное движение и эксплуатацию названных видов транспорта, а также жизнь, здоровье, отношения собственности, которые рассматриваются в качестве факультативных (дополнительных) объектов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается действием или бездействием, т.е. нарушением правил движения транспорта и его эксплуатации или несоблюдением этих правил. Большинство составов этой группы имеют бланкетные диспозиции, т.е. необходимо обращаться как к общим правилам безопасности, так и к специальным для каждого вида транспорта (железнодорожного, воздушного, водного). В основном составы преступлений относятся к материальным, т.е. для ответственности имеет значение наступление последствий (смерти человека, крушения и др.), а также причинной связи между деянием и последствиями (самовольная без надобности остановка поезда). Однако некоторые составы преступлений относятся к формальным (нарушение правил международных полетов). Иногда наступление последствий в формальных составах образует квалифицированный (угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна). Иногда имеет значение способ (умышленная блокировка транспортных коммуникаций).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной формой вины (умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), так и смешанной формой вины: к деянию – умышленная или неосторожная вина, а к последствиям – неосторожная (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта). Иногда имеет значение цель (захват с целью угона воздушного судна и др.).

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, иногда необходимо наличие специальных признаков (лицо, управляющее транспортным средством; лицо, ответственное за безопасность дороги). Преступления этой группы условно классифицируют на 2 группы: 1) преступления, связанные с безопасностью движения; 2) преступления, связанные с обеспечением и созданием условий безопасности на транспорте.