1.1 Сельское поселение как объект муниципального образования
Сельское самоуправление занимает особое место в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства.
Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельском поселении в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни сельского населения. В то же время, сельские поселения существенно отличаются от городских. Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления сельским поселением.
Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного односемейного жилищного фонда |
Социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, образования и квалификации |
||||||
Худшая транспортная доступность и обеспечение современными средствами связи |
Специфические способности |
Более значительная роль исторических, культурных, сословных традиций. |
|||||
Характер местной экономики: земля как природный ресурс, значительная роль личного хозяйства в производстве продукции, сезонная занятость, высокая зависимость от природно-климатических условий |
Специфика форм человеческого общения(все друг друга знают) |
||||||
Более низкий уровень инженерной и социальной инфраструктуры поселения |
Рис. 1 - Специфические особенности сельских поселений
В сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.
Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом (рис. 2).
Задачи |
|||||||
Содержание и развитие социальной сферы поселения |
Поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки. |
Регулирование землепользования, планировки и застройки поселений |
Содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания. |
||||
Улучшение возможностей получения медицинской помощи, образования, пользования учреждениями культуры и спорта |
Развитие экономической и финансовой базы сельских поселений |
Улучшение условий расселений, жилищных условий, комфортности поселений |
Улучшение обеспечения населения соответствующими услугами |
||||
Организация самоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процесс муниципального управления |
Рис. 2 - Основные задачи муниципального управления в сельской местности
В настоящее время сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей:
? глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель;
? глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления; руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;
? глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях:
? сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;
? сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город - район»;
? сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;
? сельские округа или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями;
? сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;
? сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.
Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным образом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности - поселений и муниципальных районов.
Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничил вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов.
Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сельской местности. Современная ситуация в социальной сфере в сельской местности существенно уступает городской.
В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих целей:
1. Развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.
2. Создание социальных и экономических основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
3. Расширение рынка труда в сельской местности путем создания условия для развития сельскохозяйственного производства и роста доходов сельских жителей.
4. Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Реализация этих целей возможна только при условии решения таких задач, как повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест; стимулирование привлечения и закрепления выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в сельской местности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, повышение качества образования; активизация культурной деятельности на селе и ряда других.
Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффективный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований.
Важную роль должно сыграть повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Многие из выполняемых ныне функций не включены в перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных полномочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.
За сельскими поселениями в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующие крупных затрат:
? организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района;
? создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры;
? выявление условий для массового отдыха сельских жителей и благоустройство мест массового отдыха;
? оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства нуждающимся жителям.
Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно меняет концепцию местного самоуправления в России и требует дополнительного осмысления и изучения. Прежде всего, назрела настоятельная необходимость конкретизации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в социальной сфере.
Органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы.
В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием такие полномочия в социальной сфере местной администрации сельского поселения как:
? организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения;
? налаженность трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;
? обеспечение занятости населения оплачиваемых общественных работ по благоустройству;
? содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
? получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих и др.
Для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления решающее значение имеет экономическая деятельность. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.
- Введение
- Глава 1. Муниципальное управление малым муниципальным образованием
- 1.1 Сельское поселение как объект муниципального образования
- 1.2 Понятие и структура органов местного самоуправления
- 1.3 Местная администрация как управляющий орган малого муниципального образования
- Глава 2. Анализ деятельности Администрации малого муниципального образования (на примере сельского поселения Степное Пластовского района г. Челябинска)
- 2.1 Общая характеристика Администрации сельского поселения Степное Пластовского района г. Челябинска
- 2. Администрация муниципального образования.
- 1.2. Администрация муниципального образования
- § 4. Администрация муниципального образования
- Глава 7. Администрация муниципального образования
- 3. Особенности организации деятельности Администрации муниципального образования (Муниципалитета внутригородского муниципального образования)
- Глава 14. Администрация муниципального образования
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- § 4. Администрация муниципального образования