logo
V_E_Chirkin_Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipa

§ 4. Администрация муниципального образования

Кроме представительного органа (совета и др.) и выборного главы му­ниципального образования в муниципальном образовании могут функционировать и другие, невыборные органы и должностные лица. Это — администрация муниципального образования. Структура, ком­петенция, сроки полномочий органов и должностных лиц определяют­ся муниципальными образованиями на основе законов субъектов РФ о местном самоуправлении, Наиболее важное значение среди таких органов и должностных лиц местного самоуправления имеют исполни­тельно-распорядительные органы^ должностныелица, занимающие­ся общим администрированием. Если муниципальную администрацию возглавляет не глава муниципального образования (как говорилось, он избирается), то руководитель исполнительного органа и всей адми­нистрации, ее члены не избираются, а нанимаются, как управленцы, по контракту. Среди них есть не просто рядовые муниципальные чинов­ники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о них говорилось выше).

Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, разви­тия инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руково­дитель — главой администрации. Выше уже говорилось, что эту должность, как правило, занимает глава муниципального образова­ния. В таком случае глава администрации (он же — глава муници­пального образования) оказывается выборным должностным ли­цом. Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации (исполнительного органа), то последний назначает­ся либо главой муниципального образования, либо представитель­ным органом муниципального образования, либо он может быть на­емным администратором по контракту. Глава администрации воз­главляет группу чиновников - начальников отделов по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяй­ства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное «правительство», коллегию, имеющую совеща­тельный характер. Разумеется, это бывает только в крупных муни­ципальных образованиях.

Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых назначает либо самостоятельно (если это предусмотрено ус­тавом муниципального образования), либо по согласованию с пред­ставительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муни­ципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руково­дитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Структура, штатное расписание и численность местной админи­страции определяются главой местной администрации и утвержда­ются главой муниципального образования, а иногда — и представи­тельным органом муниципального образования. В структуру админи­страции входят различные департаменты, отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения отраслевого, функционального, территориального характера, в том числе подразделения по управле­нию муниципальной собственностью, местными финансами, жилищ­но-коммунальным хозяйством и т.д. В крупных муниципальных об­разованиях создаются отделы здравоохранения, образования, транс­порта и связи и др. Местная администрация имеет свой обслуживаю­щий аппарат (управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба и т.д.).' Состав каждого структурного подразде­ления исполнительного органа местного самоуправления возглавляет руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой. Она разрабатывает и по­сле согласования с главой муниципального образования вносит в пред­ставительный орган проекты планов и программ социально-экономхгче- ского развития муниципального образования как в целом, так и по раз­личным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципально­го образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, откры­тие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и соци­ального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществ­ляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санита­рию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здраво­охранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собст­венности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строитель­ство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует ггрофаммы по повы­шению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление мар­шрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожар­ную безопасность, а также осуществляет также иные полномочия, воз­ложенные на нее в пределах закона представительным органом муници­пального образования или его главой.

Как указывалось выше, руководителем муниципальной админи­страции может быть лицо, занимающее такую должность по контрак­ту и подчиненное главе муниципального образования. Контракт за­ключается по результатам конкурса на срок, предусмотренный уста­вом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса устанавливается представитель­ным органом муниципального образования. О нем оповещается не менее чем за 20 дней и создается конкурсная комиссия (ее члены обычно назначаются представительным органом). Если конкурс про­водится в муниципальном районе или городском округе, У3 конкурс­ной комиссии назначается представительным органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта. По резуль­татам конкурса заключается контракт.

Полномочия главы администрации, действующего на основании контракта, прекращаются вследствие отставки по своему желанию, расторжения контракта (по соглашению стороны или в судебном по­рядке), отрешения от должности, прекращения гражданства РФ, вы­езда за пределы Российской Федерации на постоянное место житель­ства, признания его судом недееспособным, безвестно отсутствую­щим, вступления в силу в отношении главы администрации обвини­тельного приговора суда. Если главой администрации является глава муниципального образования, то возможны и другие основания для прекращения его полномочий.