logo
Особенности работы Администрации в малом муниципальном образовании

1.1 Сельское поселение как объект муниципального образования

Сельское самоуправление занимает особое место в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства.

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельском поселении в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни сельского населения. В то же время, сельские поселения существенно отличаются от городских. Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления сельским поселением.

Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного односемейного жилищного фонда

Социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, образования и квалификации

Худшая транспортная доступность и обеспечение современными средствами связи

Специфические способности

Более значительная роль исторических, культурных, сословных традиций.

Характер местной экономики: земля как природный ресурс, значительная роль личного хозяйства в производстве продукции, сезонная занятость, высокая зависимость от природно-климатических условий

Специфика форм человеческого общения(все друг друга знают)

Более низкий уровень инженерной и социальной инфраструктуры поселения

Рис. 1 - Специфические особенности сельских поселений

В сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом (рис. 2).

Задачи

Содержание и развитие социальной сферы поселения

Поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки.

Регулирование землепользования, планировки и застройки поселений

Содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания.

Улучшение возможностей получения медицинской помощи, образования, пользования учреждениями культуры и спорта

Развитие экономической и финансовой базы сельских поселений

Улучшение условий расселений, жилищных условий, комфортности поселений

Улучшение обеспечения населения соответствующими услугами

Организация самоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процесс муниципального управления

Рис. 2 - Основные задачи муниципального управления в сельской местности

В настоящее время сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей:

? глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель;

? глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления; руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;

? глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях:

? сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

? сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город - район»;

? сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

? сельские округа или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями;

? сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;

? сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным образом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности - поселений и муниципальных районов.

Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничил вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов.

Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сельской местности. Современная ситуация в социальной сфере в сельской местности существенно уступает городской.

В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих целей:

1. Развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.

2. Создание социальных и экономических основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

3. Расширение рынка труда в сельской местности путем создания условия для развития сельскохозяйственного производства и роста доходов сельских жителей.

4. Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Реализация этих целей возможна только при условии решения таких задач, как повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест; стимулирование привлечения и закрепления выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в сельской местности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, повышение качества образования; активизация культурной деятельности на селе и ряда других.

Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффективный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований.

Важную роль должно сыграть повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Многие из выполняемых ныне функций не включены в перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных полномочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.

За сельскими поселениями в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующие крупных затрат:

? организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района;

? создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры;

? выявление условий для массового отдыха сельских жителей и благоустройство мест массового отдыха;

? оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства нуждающимся жителям.

Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно меняет концепцию местного самоуправления в России и требует дополнительного осмысления и изучения. Прежде всего, назрела настоятельная необходимость конкретизации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в социальной сфере.

Органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы.

В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием такие полномочия в социальной сфере местной администрации сельского поселения как:

? организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения;

? налаженность трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

? обеспечение занятости населения оплачиваемых общественных работ по благоустройству;

? содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

? получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих и др.

Для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления решающее значение имеет экономическая деятельность. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.