Социальное партнерство в украине
В современный период в Украине происходят процессы, которые можно определить как формирование коллективного трудового права. Кризисное состояние экономики обострило потребность общества достичь социального баланса между наемными работниками, собственниками (работодателями) и государством. Сейчас наглядно видно, что правовыми средствами индивидуального трудового права, в котором основными субъектами выступают индивидуальный наемный работник и отдельный работодатель, не решить насущных проблем. На первый план выходят, условно выражаясь, субъекты иных «весовых категорий» — коллективы наемных работников и коллективы работодателей. Согласование социально-экономических интересов между указанными субъектами, а также между ними и государством представляет институт социального партнерства, который пронизывает социально-экономические отношения от национального уровня до конкретного предприятия.
В странах с развитой рыночной экономикой идеология социального партнерства глубоко проникла в социально-трудовые отношения, хотя его модели в различных странах отличаются организационно-правовым механизмом (см. Новтов В. Зарубіжний досвід соціального партнерства //Україна: аспекти праці. — 1998. — N° 1. — С. 38-43).
Обращает на себя внимание то, что социальное партнерство можно рассматривать в нескольких аспектах: как принцип деятельности субъектов коллективных трудовых отношений; как правовой институт (социальное партнерство в узком смысле) — совокупность норм, регламентирующих компетенцию специально созданных органов (например, в Украине — Национального совета социального партнерства, Национальной службы посредничества и примирения).
Известны две модели социального партнерства — трипартизм и бипартизм. В тех странах, где роль государства в регулировании трудовых отношений невелика (США, Канада, Великобритания), практикуется двухстороннее сотрудничество между объединениями работодателей и организациями трудящихся. Государство может выступать в такой социальной модели в качестве арбитра или посредника при возникновении социальных конфликтов.
Наиболее распространен трипартизм — трехстороннее сотрудничество — Франция, ФРГ, Швеция, Австрия, — при котором государство играет активную роль в качестве социального партнера (см. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. — М., 1996; Гошовсъка В., А. Арненко. Соціалъне партнерство: яким йому бути? //Голос України. — 1996.— 6 травня).
Отношения социального партнерства носят коллективный характер, в их основе лежит коллективный интерес сторон (Українецъ С. Соціалъне партнерство в Україні. перспектива законодавчого регулювання // Україна: аспекти праці. — 1998. — № 2. — С. 22).
В сферу социального партнерства входит достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости, создания дополнительных рабочих мест, организации оплачиваемых общественных работ, защиты населения от безработицы; применения наемного труда с соблюдением техники безопасности, требований по охране здоровья работников в процессе труда, оплаты труда и обеспечения восстановительной и стимулирующей функций заработной платы, прав работников на своевременное получение заработной платы; обеспечения нормального режима труда и отдыха; обеспечения права работников на участие в управлении трудом на предприятии, в распределении прибыли для обеспечения социальной деятельности предприятия; определения социальных стандартов и установления их минимальных границ; установления порядка проведения коллективных переговоров и др.
Профессор И.Я. Киселев определяет правовые рамки социального партнерства как комплекс правовых норм, регулирующих статус и права профсоюзов и организаций предпринимателей, их сотрудничество на предприятиях и вне их; коллективные договоры, особенно в той их части, в какой они содействуют смягчению трудовых конфликтов (обязанность социального мира в период действия договора); разрешение коллективных трудовых споров в первую очередь путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компромиссов на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества (Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право. — М., 1998. — С. 163).
В Украине существовали отдельные формы социального партнерства: коллективные договоры, производственные совещания, советы трудовых коллективов. Однако рыночные отношения востребовали создание нового правового механизма коллективных отношений в обществе. Указом Президента Украины от 23 мая 1993 года был создан Национальный Совет социального партнерства; 1 июля 1993 года был принят Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях»; с 1993 года заключаются Генеральные соглашения между Кабинетом Министров Украины и профсоюзными объединениями Украины, а с 1997 года — еще и Украинским союзом промышленников и предпринимателей; 24 марта 1995 года принят Закон Украины «Об оплате труда» (с изм. от 23.10.97 г.); 3 марта 1998 года принят Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»; Указом Президента от 17 ноября 1998 года создана Национальная служба посредничества и примирения.
В настоящее время в Верховной Раде Украины находятся на рассмотрении проекты законов «О социальном партнерстве», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей», «О трудовых коллективах», новая редакция Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях».
С принятием этих законов будет создана современная правовая основа коллективного трудового права — системы правовых норм, регулирующих коллективные трудовые отношения, среди которых важное место занимают отношения по социальному партнерству.
Коллективный характер социального партнерства проявляется в трех аспектах: наличии коллективного интереса всех субъектов данных отношений; организация коллективных отношений в сфере применения наемного труда; коллективный характер субъектов сторон социального партнерства. В частности, Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП), организованный в 1992 году, является неправительственной общественной организацией, которая объединяет сегодня 16 тыс. членов - промышленные, строительные, транспортные, научные, финансовые, коммерческие и другие предпринимательские структуры, предприятия различных форм собственности. В структуре УСПП насчитывается 70% предприятии негосударственных форм собственности и 30% — государственной. Такая структура отражает и структуру форм собственности в Украине. Наряду с другой деятельностью (защита интересов отечественного производителя, содействие принятию государственными органами решений о структурной перестройке экономики и др.) УСПП осуществляет представительство интересов работодателей в процессе социального партнерства. В июне 1997 года УСПП был утвержден членом Международной организации работодателей (Український союз промисловців i підприемців —учасник колективних переговоров / /Україна: аспекти праці. — 1998. — № 2. — С. 26-30).
16 октября 1998 года подписана Декларация о создании Конфедерации работодателей Украины. Инициатором ее зачинания выступил Украинский союз промышленников и предпринимателей.
Конфедерация работодателей Украины позволит промышленникам и предпринимателям:
— проводить единую согласованную политику социально-трудовых отношений;
— принимать участие в переговорах с профсоюзами на национальном уровне о заключении Генерального соглашения;
— консолидировано отстаивать свои интересы и защищать корпоративные права по развитию национального товаропроизводителя;
— координировать действия участников в отношении политики занятости, заработной платы, социального страхования, охраны труда;
— выступать на международной арене;
— делегировать своих представителей в трехсторонние органы, Национальный совет социального партнерства, Национальную службу посредничества и примирения, наблюдательные советы фондов общеобязательного государственного социального страхования и др.;
— принимать участие в законодательном процессе.
В перспективе будут создаваться отраслевые объединения работодателей.
Кабинет Министров Украины выступает в социальном партнерстве как орган, осуществляющий управление объектами государственной собственности. Государство как субъект социального партнерства в Украине оставило за собой такую важную функцию, как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудящихся.
Представителями наемных работников выступают на национальном уровне профсоюзные объединения Украины. Так, Генеральное соглашение на 1997-1998 годы подписали главы 13 профсоюзных объединении Украины.
В Украине созданы специальные органы, осуществляющие полномочия в сфере социального партнерства — Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения (Положение о Национальной службе посредничества и примирения утверждено Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 года № 1258/98 //Праця I зарплата. - 1998. - № 23. -С.6).
Лекция 16
- Часть I
- Лекция 3
- Лекция 5
- Часть II индивидуальное трудовое право
- Лекция 9
- Часть III коллективное трудовое право
- Трудовые коллективы и их полномочия Лекция 17
- Часть I введение в трудовое право
- Предмет трудового права
- 1.2. Особенности метода трудового права в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. 3. Система трудового права и система трудового законодательства
- 1. 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- 1. 5. Функции трудового права
- 2.1. Понятие источников трудового права, их классификация и виды
- 2.2. Общая характеристика источников трудового права
- 2.3. Единство и дифференциация правового регулирования труда
- 2.4. Значение руководящих разъяснений пленума верховного суда украины
- Лекция 3
- 3.1. Понятие и значение основных принципов трудового права
- 3.2. Определение и система основных принципов трудового права
- 3.1. Понятие и значение основных принципов трудового права
- 3.2. Определение и система основных принципов трудового права
- 4.1. Понятие и классификация субъектов трудового права
- 4.2. Работники как субъекты трудового права
- 4.3. Трудовая правосубъектность собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа
- 4.1. Понятие и классификация субъектов трудового права
- 4.2. Работники как субъекты трудового права
- 4.3. Трудовая правосубъектность собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа
- 4.4. Трудовая правосубъектность предприятия, учреждения, организации как субъекта трудового права
- Лекция 5 Международно-правовое регулирование труда
- Часть II индивидуальное трудовое право
- 6.1. Понятие и формы занятости и государственная политика в этой сфере
- 6.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства
- 6.1. Понятие и формы занятости и государственная политика в этой сфере
- 6.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства
- 6.3. Понятие безработного. Правовой статус безработного
- 7.1. Понятие трудового договора и его характеристика в современный период
- 7.2. Стороны трудового договора
- 7.3. Содержание трудового договора
- 7.4. Порядок заключения трудового договора
- 7.5. Виды трудового договора
- Трудовой договор на определенный срок
- Контракт — особый вид трудового договора
- Трудовой договор о сезонной работе
- Трудовой договор о временном заместительстве
- Трудовой договор с государственным служащим
- Трудовой договор с молодым специалистом
- 7.6. Изменение условий трудового договора
- 7.7. Прекращение трудового договора
- Оформление увольнения и проведение расчета
- Отстранение от работы
- 8.1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- 8.2. Режим рабочего времени
- 8.3. Сверхурочная работа
- 8.4. Дежурства
- 8.5. Учет рабочего времени
- Лекция 9
- 9.1. Понятие и виды времени отдыха
- 9. 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления
- Дополнительные отпуска
- 10.1. Социально-экономические аспекты оплаты труда и ее реформа
- 10. 2. Равовое определение понятия оплаты труда. Структура и функции заработной платы
- 10. 3.Сферы регулирования оплаты труда
- Договорное регулирование оплаты труда
- 10.4. Организация оплаты труда на предприятиях
- 10.5. Нормирование труда
- 10.6. Тарифная система
- 10.7. Системы оплаты труда
- 10.8. Премирование работников
- 10.9. Надбавки и доплаты
- 10.10. Гарантийные выплаты и доплаты
- 10.11. Право работника на оплату труда и его защита
- 11.1. Понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения
- 11.2. Внутренний трудовой распорядок
- 11.3. Основные трудовые обязанности сторон трудового правоотношения
- 11.4. Поощрения в трудовом праве
- 11. 5. Сциплинарная ответственность в трудовых правоотношениях
- 12.1. Понятие и общая характеристика материальной ответственности
- 12.2. Основание и условия материальной ответственности
- 12.3. Виды материальной ответственности работников
- 12.4. Коллективная (бригадная) материальная ответственность
- 12. 5. Определение размера ущерба и порядок его возмещения
- 12.6. Материальная ответственность собственника или уполномоченного им органа
- 13.1. Понятие охраны труда и ее правовое регулирование
- 13.2. Гарантии прав граждан на охрану труда
- 13.3. Организация охраны труда на предприятии
- 13.4. Специальные правила охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах
- 13.5. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
- 13.6. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, связанных с производством
- 13.7. Понятие и основные виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
- 13.8. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- 13.9. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- 14.1. Организация производственного обучения
- 14.2. Льготы для работников, которые обучаются в средних заведениях образования
- 1. Установление сокращенного рабочего времени
- 2. Освобождение от работы без сохранения заработной платы
- 14.3. Льготы для лиц, обучающихся в профессионально-технических заведениях образования
- 1. Установление сокращенного рабочего времени
- 2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
- 3. Ограничение сверхурочных работ
- 4. Время предоставления ежегодных отпусков
- 14.4. Льготы для лиц, обучающихся в высших заведениях образования и аспирантуре
- 1. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы
- 2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
- 3 Предоставление свободных от работы дней
- 4. Установление иной продолжительности отпусков в связи с учебой
- 5. Предоставление творческих отпусков
- 6. Оплата проезда к месту нахождения высшего заведения образования
- Часть III коллективное трудовое право
- Социальное партнерство в украине
- Трудовые коллективы и их полномочия
- Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
- 18.1. Понятие и стороны коллективного договора
- 18.2. Содержание коллективного договора
- 18.3. Понятие и стороны соглашений
- 18.4. Коллективные переговоры
- 18.5. Порядок заключения коллективного договора, соглашения
- 19.1. Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения
- 19.2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
- 19.3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
- 19.4. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовки