13.8. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа. К их числу относятся: Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины; Комитет по надзору за охраной труда Украины; Государственная инспекция охраны труда Комитета Украины по надзору за охраной труда; Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины; органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины; органы и заведения санитарно-эпидемиологи-ческой службы Министерства охраны здоровья Украины; органы государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации Украины. Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде и охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
Эти органы образуют систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда предприятиями (учреждениями, организациями) всех форм собственности и действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.
Государственная инспекция Министерства труда и социальной политики Украины (дальше — государственная инспекция) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 августа 1996 года (ЗП України. — 1996. — № 16. — Ст. 432). Она осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и состоит из главной государственной инспекции труда, которая является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и территориальных государственных инспекций труда в областях, городах Киеве и Севастополе, которые соответственно входят в состав управлений труда и занятости населения областных государственных администраций, управлений труда и занятости Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
Государственная инспекция осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде по следующим основным вопросам:
— о трудовом договоре и ведении трудовых книжек;
— о рабочем времени и времени отдыха;
— об оплате труда, гарантиях и компенсациях;
— о заключении и исполнении отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров;
— о трудовых отношениях в случаях банкротства и приватизации предприятий;
— о возмещении ущерба, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; — о работе женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, которые подлежат социальной защите;
_ о трудовой дисциплине и материальной ответственности работников;
— о выплате работникам помощи за счет государственного социального страхования.
Свою деятельность государственная инспекция осуществляет во взаимодействии с органами государственного управления охраны труда, органами государственной налоговой службы, правоохранительными органами, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными объединениями, представителями сторон, которые подписали отраслевые, региональные соглашения и коллективные договоры.
В соответствии с возложенными задачами государственная инспекция выполняет, в частности, следующие функции:
— контролирует соблюдение законодательства о труде на предприятиях, требует устранения выявленных нарушений;
— вносит на рассмотрение собственника (руководителя) предприятия или уполномоченного им органа, органов государственной исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства о труде, а в необходимых случаях доводит их до органов прокуратуры;
— составляет в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных правонарушениях требований законодательства о труде, а также рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания согласно законодательству;
— ведет прием граждан, рассматривает письма, заявления, жалобы граждан, предприятий по вопросам соблюдения законодательства о труде. При этом должностные лица государственной инспекции выступают как посредники или арбитры во время рассмотрения индивидуальных трудовых споров, соблюдают конфиденциальность источника информации (жалобы) о нарушении законодательства о труде;
Государственная инспекция имеет право привлекать к проверкам предприятий общественных инспекторов труда, которые действуют на основании Положения, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 20 марта 1998 года № 43 (Людина i праця: 1нформ. бюлетень мніicmepcmea праці та социальної политики України. 1998. - №5).
Должностные лица государственной инспекции вправе:
— беспрепятственно посещать предприятия с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;
— знакомиться с документами и получать от министерств, других центральных и местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий копии приказов, распоряжений, протоколов, данные учета и отчетности и информацию по вопросам соблюдения законодательства о труде, другие документы и сведения необходимые для исполнения инспекцией своих заданий;
— в случае обнаружения нарушений законодательства о труде давать собственнику (руководителю) предприятия или уполномоченному им органу предписания об их устранении. Предписания должностных лиц инспекции подлежат обязательному исполнению с уведомлением в месячный срок о принятых мерах;
— ставить перед собственниками (руководителями) предприятий или уполномоченными органами вопросы о наложении взыскания на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятости населения.
Вместе с тем все должностные лица государственной инспекции обязаны: обеспечивать качественное проведение проверок соблюдения законодательства о труде, объективность их результатов; оказывать помощь предприятиям в решении вопросов, связанных с применением законодательства о труде, организацией правового обучения работников; сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную во время осуществления своих должностных полномочии, не сообщать предприятиям сведений о лицах, которые обратились к ним с заявлением, жалобой, если этого требует заявитель.
Действия работников государственной инспекции могут быть обжалованы высшему должностному служебному лицу или в высший орган государственной инспекции и в суд в порядке, установленном законодательством.
Государственная инспекция труда налагает штрафы в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке наложения штрафов государственной инспекцией труда Министерства труда и социальной политики Украины, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства финансов Украины от 13 февраля 1998 года № 23/35. Согласно статьи 230-1 КоАП Украины органы Министерства труда и социальной политики Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований должностных лиц государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики Украины (статья 188-6 КоАП).
От имени органов Министерства труда и социальной политики Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:
— главный государственный инспектор труда — заместитель министра труда и социальной политики Украины, его заместители; главные государственные инспекторы труда территориальных государственных инспекций труда, их заместители; государственные инспекторы труда Главной государственной инспекции труда — штраф до девяти необлагаемых минимумов доходов граждан;
— государственные инспекторы труда территориальных государственных инспекций труда — штраф до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.
Согласно ст. 188-6 КоАП неисполнение законных требований должностных лиц государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики Украины об устранении нарушений законодательства о труде влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до девяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Комитет по надзору за охраной труда Украины действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 9 марта 1998 года № 182/98. Он является центральным органом исполнительной власти, подчиненным Министерству труда и социальной политики Украины. Непосредственно осуществляет государственную политику в сфере охраны труда, осуществляет надзор за соблюдением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда, государственный горный надзор, профилактику травматизма производственного и непроизводственного характера.
В соответствии с утвержденным Положением основными задачами Комитета по надзору за охраной труда являются:
— комплексное управление охраной труда;
— государственный надзор за соблюдением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среды, а также за проведением работ, связанных с геологическим изучением недр, их охраной и использованием, переработкой минерального сырья;
— координация работ по профилактике травматизма непроизводственного характера;
— проведение экспертизы проектной документации и выдача разрешений на введение в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, объектов и средств производства;
— координация научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда и повышения эффективности государственного надзора за охраной труда, контроль за их исполнением, государственный заказ научных исследований по этим вопросам;
— установление и развитие международных связей по вопросам надзора за охраной труда.
Комитет по надзору за охраной труда в соответствии с возложенными задачами выполняет, в частности, следующие функции:
— принимает участие в формировании государственной политики по охране труда и профилактики травматизма производственного и непроизводственного характера, охране недр, разрабатывает механизм ее реализации;
— принимает участие в формировании государственного фонда недр;
— осуществляет управление государственным фондом охраны труда и контроль за поступлением и использованием по назначению средств фондов охраны труда, дает разъяснения по вопросам формирования, учета и использования средств этих фондов;
— координирует работу министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и объединений предприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, травматизма непроизводственного характера;
— организует и осуществляет государственный надзор за:
— соблюдением в процессе трудовой деятельности требований законодательства, межотраслевых, отраслевых и иных нормативных актов по охране труда;
— своевременным обеспечением работников спецодеждой и иными средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормативными актами;
— проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией, налаживанием и эксплуатацией машин, механизмов, оборудования, транспортных и иных средств производства согласно требованиям нормативных актов об охране труда;
проводит:
— экспертизу проектов строительства (реконструкции, технического переоснащения) предприятий и производственных объектов, научных разработок по вопросам новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих
на их соответствие нормативным актам об охране труда и принимает участие в вводе в эксплуатацию производственных объектов и объектов социально-культурного назначения;
выдает разрешения на:
— ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социально-культурного назначения;
— начало работы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и видов деятельности.
Комитет по надзору за охраной труда выполняет также целый ряд других функций в соответствии с утвержденным Положением.
В процессе осуществления своей деятельности Комитет по надзору за охраной труда имеет право:
— беспрепятственно в любое время без предварительного предупреждения посещать подконтрольные предприятия, учреждения и организации для проверки соблюдения законодательства об охране труда и недр, получать от собственника необходимые объяснения, материалы и информацию по этим вопросам;
— привлекать по согласованию с руководителями соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий (объединений предприятий), учреждений и организаций специалистов для рассмотрения вопросов, входящих в их компетенцию;
— направлять (давать) руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, Совету Министров Автономной Республики Крым, центральным и местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления обязательные для исполнения распоряжения (предписания) по устранению нарушенных требований, касающихся охраны труда и пользования недрами;
— приостанавливать до устранения нарушенных требований, касающихся охраны труда, эксплуатацию предприятий, объектов, отдельных производств, цехов и участков, рабочих мест, машин, механизмов, оборудо-
вания, транспортных и других средств производства, а также работу, связанную с использованием недр, если эти нарушения создают угрозу для жизни или здоровья работающих;
— налагать штрафы на предприятия, учреждения и организации в случае нарушения нормативных актов об охране труда, неисполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, касающихся безопасности, гигиены труда и производственной среды;
— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда, недр и ведения подрывных работ и др.
Решения, принятые Комитетом по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов Госнадзорохрантруда Украины по устранению нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов влечет наложение штрафа на работников от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от десяти до четырнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 188-4 КоАП).
Для исполнения своих функций Комитет по надзору за охраной труда создает территориальные управления и государственные инспекции. Государственный надзор осуществляют государственные инспекторы и должностные лица Комитета по надзору за охраной труда и его территориальных управлений.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)
Государственные инспекции охраны труда Комитета Украины по надзору за охраной труда (далее — госинспекции) действуют на основании Типового положения о государственной инспекции охраны труда, утвержденного приказом Государственного Комитета Украины по надзору за охраной труда от 19 июня 1995 года № 92 (Законодательство Украины об охране труда: Сборник нормативных документов. — К., 1995. — Т. 4. — С. 39). Государственная инспекция охраны труда является структурным подразделением территориального управления Комитета Украины по надзору за охраной труда, осуществляющим функции государственного органа по организации управления охраной труда и осуществления надзора за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда (пользования недрами) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также за производственной деятельностью предпринимателей в отрасли на территории региона и не зависит от каких-либо хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов государственной исполнительной власти.
Госинспекции создаются, реорганизуются и ликвидируются Комитетом Украины по надзору за охраной труда по представлению территориальных управлений.
В процессе осуществления своей деятельности госинспекция имеет право:
— беспрепятственно в любое время проводить проверку подконтрольных предприятий по соблюдению законодательства и иных нормативных актов об охране труда и недр, получать от собственника необходимые пояснения, материалы и информацию;
— привлекать по согласованию с соответствующими объединениями, предприятиями, местными органами государственной исполнительной власти их специалистов для проведения проверок подконтрольных предприятий и объектов;
— направлять руководителям предприятий обязательные для исполнения распоряжения об устранении нарушений и недочетов в сфере охраны труда и пользования недрами;
— приостанавливать эксплуатацию с наложением пломбы предприятий, объектов, отдельных производств, цехов и участков, рабочих мест и оборудования до устранения нарушений требований по охране труда и использования недр, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих либо противоречат законодательству о недрах, или в случае отсутствия разрешения органов Комитета по надзору за охраной труда на начало работы предприятия;
— налагать на предприятия штрафы по результатам комплексных проверок и в случае неисполнения распоряжений (предписаний) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда и пользования недрами;
— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, недр и ведении подрывных работ;
— направлять (давать) собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности для принятия мер и передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности;
— проверять соблюдение установленного порядка допуска работников к работе, их инструктажа, обучения безопасным методам работы, проверки знаний по вопросам охраны труда. Отстранять от исполнения опасных и специальных работ лиц, не имеющих на это права;
— проверять знания по вопросам охраны труда у должностных лиц до начала выполнения ими своих обязанностей и периодически согласно действующим нормативным актам;
— приостанавливать выпуск или изымать разрешения на начало производственной деятельности предприятий, изготовления машин, механизмов, оборудования, транспортных и иных средств производства, технологические процессы в случае нарушения условий действия разрешений или несоответствия требованиям нормативных актов об охране труда указанных объектов и оборудования;
— проводить в установленном порядке расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, случаев хищения, разбрасывания и утрат промышленных взрывчатых материалов, принимать по результатам расследования обязательные для исполнения решения по вопросам, отнесенным к компетенции органов Комитета по надзору за охраной труда и другие права.
От имени органов Госнадзорохрантруда Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: 1) за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда, по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госнадзорохрантруда Украины, а также неисполнение законных требований органов Госнадзорохрантруда Украины;
— государственные инспекторы — штраф до четырех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— главные государственные инспекторы, начальники инспекции Госнадзорохрантруда Украины и их заместители — штраф до шести не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— начальники управлений и отделов Госнадзорохрантруда Украины и их заместители — штраф до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— председатель Госнадзорохрантруда Украины и его заместители — штраф до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 2) за нарушение законодательства о недрах, нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госнадзорохрантруда Украины, а также неисполнение законных требований органов Госнадзорохрантруда Украины;
— государственные инспекторы — штраф до шести не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Госнадзорохрантруда Украины и их заместители — штраф до девяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— начальники управлений и отделов Госнадзорохрантруда Украины и их заместители — штраф до двенадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— председатель Госнадзорохрантруда Украины и его заместители — штраф до четырнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 231 КоАП).
Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии согласно Закону Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 8 февраля 1995 года, осуществляют Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопас-ности) Украины, Министерство охраны здоровья Украины и другие органы государственной исполнительной власти (ст. 23 Закона).
В их компетенцию, в частности, входит: осуществление государственного надзора за соблюдением норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, а также условий действия предоставленных разрешений; при выявлении нарушений применение административных санкций к персоналу, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций согласно законодательству.
Органы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасностью создают государственные инспекции, на которые возлагается государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности.
Государственные инспекции действуют согласно положениям о них, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Государственные инспекторы имеют право: — беспрепятственно в любое время посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от
форм собственности, для проверки соблюдения законодательства об использовании ядерной энергии, получать от лицензиата или собственника необходимые пояснения, материалы и информацию по данным вопросам; - применять в установленном порядке финансовые санкции к предприятиям, учреждениям и организациям и предпринимателям за нарушение законодательных актов, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности и условий предоставленных разрешений;
— ограничивать, приостанавливать или останавливать эксплуатацию предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения требований по ядерной и радиационной безопасности;
— привлекать в установленном порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и иных актов о ядерной и радиационной безопасности
и другие права.
Специальными автономными подразделениями в структуре органов, осуществляющих надзорные функции по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, являются: Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью Минэкобезопас-ности Украины (см. Положение о Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 21.09.95 г. № 751 //ЗП України. — 1996. — № 2.— ст, 41) и Государственный санитарный надзор Министерства охраны здоровья Украины.
Специфика деятельности Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью как надведомственного надзорного органа отражается уже в самом названии, свидетельствующем о том, что властные полномочия этой инспекции распространяются на организации, предприятия и лица, которые осуществляют эксплуатацию ядерных установок независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Государственный пожарный надзор осуществляют управления Государственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины согласно Положения о государственной пожарной охране, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1994 года № 508. Органы Государственного надзора осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями органов государственной исполнительной власти, руководителями и другими должностными лицами предприятий, гражданами, а также выполняют некоторые другие возложенные на них задачи.
Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-техниче-ские обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от собственника необходимые объяснения, материалы и информацию; осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении либо техническом переоснащении, капитальном ремонте предприятий, зданий, сооружений и других объектов. При выявлении нарушений запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, приостанавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ.
В соответствии с законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года, государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства с целью предотвращения, выявления, уменьшения или устранения вредного воздействия опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера к нарушителям.
Министерство охраны здоровья Украины является специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения.
Систему государственной санитарно-эпидемиологи-ческой службы составляют органы и заведения сани-тарно-эпидемиологического профиля Министерства охраны здоровья Украины, соответствующие заведения, части и подразделения Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины. На эти заведения и подразделения возлагаются функции специально уполномоченных органов государственного санитарно-эпи-демиологического надзора на подчиненных им территориях, объектах, в частях и подразделениях.
Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины возглавляет главный государственный врач Украины — первый заместитель Министра охраны здоровья Украины.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине выборочными проверками соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.
Должностным лицам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологиче-ской службы предоставлено право ограничивать,
временно запрещать или приостанавливать деятельность предприятий, объектов какого-либо назначения вследствие несоответствия требованиям санитарных норм и др. полномочия.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)
За нарушение санитарного законодательства или неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений органов санитарно-эпидемиологиче-ской службы на лиц, виновных в совершении правонарушений, могут быть наложены административные штрафы.
Государственный надзор за режимами потребления электрической и тепловой энергии осуществляется Государственной инспекцией по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (Госэнер-гопотребнадзор), которая создается Министерством энергетики и электрификации и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 августа 1996 года № 929 .
Целью государственного надзора за режимами потребления энергии является:
_ проведение единой государственной политики в сфере энергоснабжения;
_ обеспечение безаварийного энергоснабжения потребителей путем контроля за использованием схем питания;
_ организация контроля за эксплуатацией и техническим состоянием электрических и теплоиспользую-щих установок и тепловых сетей потребителей в части надежности энергоснабжения и руководства режимами электропотребления;
_ обеспечение выполнения мер по управлению режимами потребления электрической и тепловой энергии;
_ организация внедрения новых и выведение из эксплуатации устарелых энергоустановок, которые не отвечают требованиям надежной и безаварийной работы; — внедрение новых разработок средств контроля и учета электрической и тепловой энергии, а также автоматизированных систем сбора, обработки информации и управления энергопотреблением;
— осуществление контроля за соблюдением потребителями и производителями электрической и тепловой энергии требований по качеству энергии, договорных условий энергопользования и технических условий на присоединение энергоустановок к сетям элек-троснабжающей организации.
Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Украины, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам предоставляется право давать обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями предписания по отстранению от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, уровень знаний которых не отвечает установленным требованиям или которые нарушают их; приостанавливать работы, пломбировать электрические и теплопотребляющие установки, если их состояние угрожает аварией, пожаром, опасностью для жизни обслуживающего персонала или может привести к значительным убыткам, и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам и т.д.
Среди органов государственного надзора особое место занимают органы прокуратуры Украины, полномочия которых определены Законом Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года . Необходимо отметить, что в ст. 121 Конституции Украины среди функций прокуратуры не указывается функция надзора за соблюдением и применением законов. Согласно раздела XV Конституции Украины «Переходные положения» прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов.
В соответствии с Законом Украины «О прокуратуре» высший надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Правительством Автономной Республики Крым, местными советами, их исполнительными и распорядительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
При осуществлении функции надзора, в том числе за правильным исполнением законодательства о труде и охране труда, прокурор имеет право:
1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без специальных пропусков, где такие установлены; иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию и к таким, которые содержат коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию. Письменно требовать предоставления в прокуратуру для проверки указанные документы и материалы, выдачи необходимых справок, в том числе касающихся операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой;
2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;
3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений и организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;
4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушений закона.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют органы ведомственного управления и контроля и не вмешиваются в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право опротестовать изданные акты; возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении; давать предписания или выносить представления об устранении нарушений закона и способствующих им условий.
Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.
Местные государственные администрации и местные советы в пределах соответствующей территории обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда (Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997г. Важную роль в обеспечении законности в трудовых отношениях играют органы судебной власти. Суды общей юрисдикции (от Верховного Суда Украины до районных судов) решают вопросы о законности правопри-менительных актов собственника или уполномоченного им органа (приказов о переводах на другую работу, об увольнениях и т.п.), при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, о принятии мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушениям законодательства о труде.
- Часть I
- Лекция 3
- Лекция 5
- Часть II индивидуальное трудовое право
- Лекция 9
- Часть III коллективное трудовое право
- Трудовые коллективы и их полномочия Лекция 17
- Часть I введение в трудовое право
- Предмет трудового права
- 1.2. Особенности метода трудового права в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. 3. Система трудового права и система трудового законодательства
- 1. 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- 1. 5. Функции трудового права
- 2.1. Понятие источников трудового права, их классификация и виды
- 2.2. Общая характеристика источников трудового права
- 2.3. Единство и дифференциация правового регулирования труда
- 2.4. Значение руководящих разъяснений пленума верховного суда украины
- Лекция 3
- 3.1. Понятие и значение основных принципов трудового права
- 3.2. Определение и система основных принципов трудового права
- 3.1. Понятие и значение основных принципов трудового права
- 3.2. Определение и система основных принципов трудового права
- 4.1. Понятие и классификация субъектов трудового права
- 4.2. Работники как субъекты трудового права
- 4.3. Трудовая правосубъектность собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа
- 4.1. Понятие и классификация субъектов трудового права
- 4.2. Работники как субъекты трудового права
- 4.3. Трудовая правосубъектность собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа
- 4.4. Трудовая правосубъектность предприятия, учреждения, организации как субъекта трудового права
- Лекция 5 Международно-правовое регулирование труда
- Часть II индивидуальное трудовое право
- 6.1. Понятие и формы занятости и государственная политика в этой сфере
- 6.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства
- 6.1. Понятие и формы занятости и государственная политика в этой сфере
- 6.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства
- 6.3. Понятие безработного. Правовой статус безработного
- 7.1. Понятие трудового договора и его характеристика в современный период
- 7.2. Стороны трудового договора
- 7.3. Содержание трудового договора
- 7.4. Порядок заключения трудового договора
- 7.5. Виды трудового договора
- Трудовой договор на определенный срок
- Контракт — особый вид трудового договора
- Трудовой договор о сезонной работе
- Трудовой договор о временном заместительстве
- Трудовой договор с государственным служащим
- Трудовой договор с молодым специалистом
- 7.6. Изменение условий трудового договора
- 7.7. Прекращение трудового договора
- Оформление увольнения и проведение расчета
- Отстранение от работы
- 8.1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- 8.2. Режим рабочего времени
- 8.3. Сверхурочная работа
- 8.4. Дежурства
- 8.5. Учет рабочего времени
- Лекция 9
- 9.1. Понятие и виды времени отдыха
- 9. 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления
- Дополнительные отпуска
- 10.1. Социально-экономические аспекты оплаты труда и ее реформа
- 10. 2. Равовое определение понятия оплаты труда. Структура и функции заработной платы
- 10. 3.Сферы регулирования оплаты труда
- Договорное регулирование оплаты труда
- 10.4. Организация оплаты труда на предприятиях
- 10.5. Нормирование труда
- 10.6. Тарифная система
- 10.7. Системы оплаты труда
- 10.8. Премирование работников
- 10.9. Надбавки и доплаты
- 10.10. Гарантийные выплаты и доплаты
- 10.11. Право работника на оплату труда и его защита
- 11.1. Понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения
- 11.2. Внутренний трудовой распорядок
- 11.3. Основные трудовые обязанности сторон трудового правоотношения
- 11.4. Поощрения в трудовом праве
- 11. 5. Сциплинарная ответственность в трудовых правоотношениях
- 12.1. Понятие и общая характеристика материальной ответственности
- 12.2. Основание и условия материальной ответственности
- 12.3. Виды материальной ответственности работников
- 12.4. Коллективная (бригадная) материальная ответственность
- 12. 5. Определение размера ущерба и порядок его возмещения
- 12.6. Материальная ответственность собственника или уполномоченного им органа
- 13.1. Понятие охраны труда и ее правовое регулирование
- 13.2. Гарантии прав граждан на охрану труда
- 13.3. Организация охраны труда на предприятии
- 13.4. Специальные правила охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах
- 13.5. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
- 13.6. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, связанных с производством
- 13.7. Понятие и основные виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
- 13.8. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- 13.9. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- 14.1. Организация производственного обучения
- 14.2. Льготы для работников, которые обучаются в средних заведениях образования
- 1. Установление сокращенного рабочего времени
- 2. Освобождение от работы без сохранения заработной платы
- 14.3. Льготы для лиц, обучающихся в профессионально-технических заведениях образования
- 1. Установление сокращенного рабочего времени
- 2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
- 3. Ограничение сверхурочных работ
- 4. Время предоставления ежегодных отпусков
- 14.4. Льготы для лиц, обучающихся в высших заведениях образования и аспирантуре
- 1. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы
- 2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
- 3 Предоставление свободных от работы дней
- 4. Установление иной продолжительности отпусков в связи с учебой
- 5. Предоставление творческих отпусков
- 6. Оплата проезда к месту нахождения высшего заведения образования
- Часть III коллективное трудовое право
- Социальное партнерство в украине
- Трудовые коллективы и их полномочия
- Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
- 18.1. Понятие и стороны коллективного договора
- 18.2. Содержание коллективного договора
- 18.3. Понятие и стороны соглашений
- 18.4. Коллективные переговоры
- 18.5. Порядок заключения коллективного договора, соглашения
- 19.1. Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения
- 19.2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
- 19.3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
- 19.4. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовки