Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
Литература. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000; Кузнецов В.И. СЭВ и «Общий рынок». М., 1978; Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997; Основы права Европейского Союза, п/р Кошкина С.Ю. М., 1997; Рогов В.В. Зона свободной торговли: опыт Латинской Америки — «Внешнеэкономический бюллетень», № 7, 1999, стр. 22-25; Сотников A.В., Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. М., ВАВТ, 1998; Сотников А.В. Союз Беларуси и России: режим взаимной и внешней торговли. М., 1999; Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1988; Хиршлер М., Циммерман Б. Западно-европейские интеграционные объединения. Право. М., 1987; Шмаков В.А. IV Ломейская конвенция как договорно-правовой институт установления нового международного экономического порядка — МЖМП, № 4, 1995; Bouhuis J. Droit institutionel de 1'Union Europeenne, Paris, 1997; Cartou L. Communautes europeenes, Paris, 1986; Eisemann P.M. L'integration du droit international et comnnmautaire dans 1'oidre juridique national, Kluwer, 1996: Isaac G. Droit communautaire general, Paris, 1996; Wilkinson B. The free trade agreement between Canada and United States — «Economic Integration in Europe and Noith America», UN, N.Y.— Geneva, 1995.
53. Интеграция — это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила.
Внешним проявлением интеграции является:
— образование единых товарных рынков;
— создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;
— концентрация и переплетение капиталов;
— проведение согласованной внешнеэкономической политики.
На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений:
1. зона свободной торговли: в этом случае отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами;
2. таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
3. общий рынок: отменяются таможенные пошлины и нетаможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;
4. экономический союз: характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы «наднационального» метода регулирования;
5. единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства.
Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор, а институционным механизмом — международная организация (органы интеграционного объединения).
54. Приведем несколько важных выдержек из текста ГАТТ. Так, согласно ст. XXIV, п. 8а, «таможенный союз означает замену двух или нескольких таможенных территорий единой таможенной территорией». Согласно ст. XXIV, п. 8b, зона свободной торговли означает группу из двух или нескольких таможенных территорий, в которых таможенные пошлины и другие торговые барьеры отменяются в отношении почти всех видов торговли между интегрированными территориями в отношении товаров, произведенных в таких территориях.
Из текста ГАТТ (ст. XXIV, п.5): «... Положения настоящего Соглашения не должны служить препятствием созданию между территориями договаривающихся сторон таможенного союза или зоны свободной торговли либо заключению предварительного соглашения, необходимого для создания таможенного союза или зоны свободной торговли...»
Признаками «таможенного союза», по определению Постоянной палаты международного правосудия (международный судебный орган периода Лиги Наций), являются: «...единообразие таможенных законов и таможенных тарифов; единство таможенных границ и таможенной территории по отношению к третьим государствам; освобождение от импортных и экспортных пошлин при обмене товаров между государствами-партнерами; распределение взимаемых пошлин в соответствии с установленной квотой».
55. Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.
На ГЛОБАЛЬНОМ уровне интеграция проявляется:
1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).
В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).
Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.
56. Интеграционное объединение — это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого «внутриинтеграционного» режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.
Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать «внутриинтеграционные» льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.
Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке «проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации», который мог бы стать международной конвенцией.
Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает «таможенные союзы», «зоны свободной торговли» в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.
С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.
В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода «перемещение» применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень «интеграционное объединение — интеграционному объединению».
Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.
Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами— членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.
57. Среди региональных интеграционных объединений наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме.
Создание европейского экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957г.).
Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердамский договор.
В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами:
— ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);
— установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);
— достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;
— обеспечено проведение единой торговой политики;
— осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;
— ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК;
— создана валютно-финансовая система и единая денежная единица — «евро»;
— осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;
— создана, функционирует и развивается особая система права — ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;
— количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC — свыше 60 государств — участников Ломейских конвенций.
58. В 1960 году по инициативе Великобритании, после вступления в силу Стокгольмской Конвенции 1959 года, была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве.
В 1966 году в рамках ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при сохранении национальных таможенных тарифов для торговли с третьими странами. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.
В 1977 году было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 году — Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).
В ЕЭП обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг, капиталов, людей. Созданы органы ЕЭП: Совет ЕЭП, Совместный комитет, Консультативный комитет и др.
Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также двусторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяйственных товаров, а между ЕС и Норвегией, Исландией — двусторонние соглашения о свободной торговле рыбой.
59. Главными органами ЕС являются Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.
«Наднациональный» характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства.
Источником «наднациональной» компетенции является Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учредительные международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные органами ЕЭС / ЕС (постановления, директивы, решения).
60. В праве ЕС большое место уделяется регулированию таких комплексов правоотношений, как применение таможенных барьеров, нетарифных (технических) барьеров, защитных мер.
В ходе строительства общего рынка товаров в ЕС фактически изначально создавался дифференцированный режим импорта:
— режим импорта внутри общего рынка;
— режим импорта в Сообщество из третьей страны-участницы ГАТТ;
— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, являющегося членом ГАТТ;
— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, не являющегося членом ГАТТ;
— режим импорта из PC.
Все эти режимы различались охватом товаров и некоторыми условиями, например правилами определения происхождения товаров, констатации «ущерба производству» и применения защитных мер, введения количественных ограничений, антидемпинговых процедур и др.
В целом в ЕС вопросы экспорта-импорта товаров, услуг решались и решаются в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО.
61. Что касается тарифного регулирования, то члены Сообщества в течение многих лет составляли «совместные списки либерализованных товаров» и завершили эту работу принятием Единого таможенного тарифа (ЕТТ).
Римский договор (ст.ст. 32, 33) запретил устанавливать контингента в торговле между государствами — членами ЕС. Запрещается субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст.ст. 85, 86) «осуществлять любую координирующую деятельность, которая имеет целью или результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри Общего рынка», злоупотреблять «своим доминирующим положением в Общем рынке или в существенной его части».
Что касается нетарифных барьеров, то в ЕС все годы шла и продолжается работа по их выявлению и скоординированному устранению. В ЕС действует принцип взаимного признания технических норм и стандартов стран-участниц, позволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.
Были приняты директивы по сближению технических предписаний о проведении испытаний и контроля по товарным группам: транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и др. — во всех важнейших сферах промышленной деятельности.
Что касается защитных мер, то их применение допускается, когда « какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям...» (ст. XIX ГАТТ).
При этом в правовом режиме для государств с монополией внешней торговли существуют особенности: критериями применения защитных мер являются «экономическая структура стран» и «интересы Сообщества», а не наличие или угроза ущерба или «кризисной ситуации».
В ЕС действуют правила ГАТТ, касающиеся защиты против демпинга и субсидированного экспорта. Наличие демпинга устанавливается путем сравнения экспортной цены с нормальной ценой товара. Правовой режим определения «нормальной цены» также различен для стран с рыночной экономикой и стран с нерыночной экономикой.
Что касается инвестиций, то в рамках ЕС на основе принятой директивы 1988 года осуществлялась программа либерализации взаимного движения капиталов. В результате к 1994 году страны-участницы сняли все ограничения на передвижение капитала и обязались не вводить новых.
В ЕС ведется работа по сближению акционерного законодательства стран-участниц. Введен институт «европейской компании» и завершается определение правового статуса такой компании (из 13 директив, составляющих основу этого статуса, 10 уже приняты), разработан типовой проект устава. Это будет поощрять слияния западноевропейских компаний в крупные ТНК, подчиняющиеся единому правопорядку.
62. В качестве дополнительной фактологической информации следует привести некоторые сведения из истории ЕС, представляющие интерес с точки зрения права.
Договор о создании Европейского объединения угля и стали был подписан в Париже 18 апреля 1951 года Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами. Вступил в силу в 1953 году.
Договоры о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии были подписаны в Риме теми же странами 25 марта 1957 года. Вступили в силу в 1958 году.
С 1 января 1973 года к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 году — Греция, в 1986 году — Испания и Португалия, в 1995 году — Австрия, Финляндия, Швеция.
Заявления о вступлении в ЕС подали Кипр, Мальта, Марокко, Турция. В 1996 году вступило в силу соглашение о таможенном союзе Турции с ЕС.
Соглашения об ассоциации с ЕС имеют Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва. Первые пять стран вместе с Кипром в июне 1997 года утверждены Комиссией ЕС кандидатами на первоочередное присоединение к ЕС.
В 1994 году подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (вступило в силу в 1997 году). С февраля 1996 года действует Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС.
В 1990 году ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию. В 1991 году между ЕС и Японией подписаны рамочное соглашение и совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономической сфере.
63. Кроме Европы, региональная интеграция активно осуществляется и на других континентах, во всех «центрах экономической силы».
В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ), «Андская группа», торговый пакт «МЕРКОСУР».
Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского Сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Организацию экономического сотрудничества центрально-азиатских государств.
Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.
В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов.
Постепенно набирают силы межрегиональные формы интеграции. Прослеживается тенденция к усилению взаимодействия между интеграционными объединениями государств. Все интеграционные объединения государств в качестве институционной основы имеют соответствующие многосторонние межгосударственные организации с руководящими и вспомогательными органами.
64. Очевидно, что ИНТЕГРАЦИЯ как правовое явление отличается от просто ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА и, соответственно, международная экономическая организация, являющаяся инструментом интеграции, отличается от международной экономической организации, обеспечивающей различные формы экономического сотрудничества. Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:
1. Государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному «центру» больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;
2. В рамках интеграционного объединения создается СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, не подпадающий под действие ПН Б, если сторонами не согласовано иное;
3. Международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выражению и обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного характера; характерной тенденцией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;
4. В рамках интеграции происходит ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ, СЛИЯНИЕ государственных ИНТЕРЕСОВ, а не только их КООРДИНАЦИЯ, ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ (баланс национальных интересов государств-членов и региональных интересов интеграционного объединения в целом);
5. В рамках интеграционных объединений появляются элементы «права интеграции», обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к МП.
Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных процессах того или иного межгосударственного объединения наличествовали все эти признаки полностью.
65. С точки зрения альтернатив интеграции Россия в настоящий период имеет возможности выбора приоритетов:
1. наращивать степень своей интегрированности с Европейским экономическим пространством;
2. обеспечить перспективу интеграции в рамках межгосударственных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
3. в первоочередном порядке развивать процесс реинтеграции бывших республик СССР, восстанавливать связи, существовавшие в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ); речь идет о цивилизационном пространстве в рамках СНГ;
4. совмещать все вышеуказанные подходы или использовать их в сочетании.
Внешнеэкономическая политика России свидетельствует о попытках охватить все возможные пути включения в процессы интеграции.
В 1989 году было заключено Соглашение СССР с ЕЭС и Евратомом о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, включавшее предоставление сторонами друг другу РНБ.
В 1994 году между Россией и ЕС подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет (вступило в силу в декабре 1997 года) Основными целями Соглашения являются развитие экономических связей, перевод торговых отношений на недискриминационную основу, создание условий для постепенной интеграции России в Европейское экономическое пространство.
С февраля 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, охватившее многие вопросы: режим импорта, условия конкуренции, охрана прав на интеллектуальную собственность, сотрудничество в таможенной области, создание контактной группы по углю и стали. Соглашением предусмотрено предоставление импортируемым товарам режима не менее благоприятного, чем произведенным национальной промышленностью. Этот режим распространяется также на внутренние налоги и сборы в отношении ввезенных товаров.
ЕС запрещается применять к импорту товаров из России количественные ограничения. В то же время Россия сохраняет за собой право введения квот на товары, ввозимые из ЕС до вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Применение антидемпинговых мер допускается только в соответствии с положениями ВТО и только после предварительных консультаций.
Главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в начале XXI века станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.
О заинтересованности России участвовать в интеграционных процессах, происходящих в Азии, свидетельствует ее вступление в АТЭС.
66. Однако основные государственные интересы России состоят в развертывании процессов интеграции на территориях бывшего СССР — в рамках СНГ.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) подписано Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991 года. Специальный протокол об участии в нем подписали 21 декабря 1991 года Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
В Соглашении к сфере совместной деятельности сторон относится, в частности, формирование и развитие общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развитие системы транспорта, связи, энергетики. Предусмотрена координация кредитно-финансовой политики, поощрение и защита инвестиций, сближение законодательств.
В октябре 1993 года рядом государств СНГ подписан рамочный Договор о создании Экономического союза, который предусматривает поэтапное углубление интеграции путем формирования межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, валютного союза. Договором зафиксирован приоритет норм Договора перед внутренним правом стран-участниц.
Высшими органами Союза являются высшие органы СНГ В качестве постоянного органа Союза создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), являющийся координирующим и исполнительным органом.
В апреле 1994 года подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, направленное на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, количественных и других препятствий во взаимной торговле, применение унифицированной товарной номенклатуры.
В настоящее время, в соответствии с этим Соглашением, таможенные пошлины при импорте из стран-участниц на практике не взимаются, а НДС и акцизы взимаются по тем же ставкам, которые применяются к товарам российского производства. Сборы за таможенное оформление взимаются на общих основаниях.
Договор о создании Таможенного союза подписан в январе 1995 года. В Таможенном союзе участвуют Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан (с марта 1996 года), Россия.
В ходе работы по формированию Таможенного союза произведена отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, унификация нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием во внешней торговле, унификация ставок акцизов на ввозимые товары, определен порядок совместного ведения таможенной статистики, таможенного контроля на внешней границе, сняты таможенные границы с Беларусью и Казахстаном.
Гармонизируется хозяйственное законодательство, согласовывается бюджетная, налоговая, валютно-финансовая политика, разрабатываются документы, касающиеся единой технологии таможенного дела.
Для управления процессом интеграции созданы Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, постоянный исполнительный орган — Интеграционный комитет, а также Межпарламентский комитет как орган межпарламентского сотрудничества.
Организационной и технической подготовкой заседаний высших органов СНГ, МЭК и других органов занимается Исполнительный секретариат СНГ.
Межгосударственный Совет вправе принимать решения, имеющие юридически обязательный характер для органов и организаций государств-участников, а также решения, подлежащие трансформации во внутреннее право. Более того, государства-участники обязываются обеспечить ответственность должностных лиц государственной власти за исполнение решений органов управления интеграцией (ст. 24).
В декабре 1996 года Межгосударственный Совет одобрил решение глав правительств «четверки» об определении Интеграционного комитета в качестве исполнительного органа Таможенного союза.
Интерес к участию в Таможенном союзе проявляют Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан.
67. На еще более высокую ступень интеграции нацелен российско-белорусское взаимодействие. Предполагается более интенсивное формирование общего рынка, единого экономического пространства со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
Формируются единые энергетическая и транспортная системы. Проводится унификация финансовых систем. Изучаются предложения по введению общей валюты.
В декабре 1999 года было подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России.
68. В рамках СНГ на основе ст. 22 Устава Содружества действует в качестве постоянного органа Экономический суд СНГ. В июле 1992 года на Совете глав государств СНГ было заключено Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, утверждено Положение об Экономическом суде.
К ведению Суда отнесены межгосударственные экономические споры, возникающие при исполнении обязательств по соглашениям и в соответствии с решениями органов СНГ, а также споры о соответствии внутренних актов государств соглашениям и решениям органов СНГ.
Споры могут рассматриваться лишь при согласии заинтересованных государств или по заявлению органов СНГ. Возможность суброгации, т.е. передачи претензий частными организациями государствам, не предусмотрена. Государство, в отношении которого Судом принято решение, должно обеспечить его исполнение.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Что такое интеграция?
2. Какие различаются организационно-правовые формы интеграционных объединений?
3. Какие методы международно-правового регулирования применяются в управлении интеграционными процессами?
4. Как текст ГАТТ определяет понятия «таможенного союза», «зоны свободной торговли»?
5. Как проявляется интеграция на глобальном и на региональном уровнях?
6. Где процессы интеграции приобрели наиболее эффективный и управляемый характер? Почему?
7. Когда возникло Европейское Экономическое Пространство (ЕЭП)?
8. В чем усматриваются наднациональные черты правопорядка ЕС?
9. Какие примеры региональной интеграции можно привести?
10. Каково место России в мировых интеграционных процессах?
11. Как соотносится «внутриинтеграционный» режим и ПНБ?
12. Чем понятие экономической интеграции отличается от понятия экономического сотрудничества?
- Введение
- Об авторе этой книги
- Перечень применяемых сокращений
- Общая часть Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений
- 1.1. Международный экономический правопорядок
- 1.2. Мэп и внутреннее право
- Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
- 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (мэп)
- 2.2. Субъекты международного экономического права
- 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
- Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
- Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
- Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
- Особенная часть Глава 6 Международное торговое право
- 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (мт)
- 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования мт
- 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
- 6.4. Система вто
- Глава 7 Международное финансовое право
- 7.1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе
- 7.2. Система мвф и Всемирного банка
- Глава 8 Международное инвестиционное право
- 8.1. Международный правопорядок на рынке инвестиций
- 8.2. Внутреннее право и режим инвестиций
- Глава 9 Право международной экономической помощи
- Глава 10 Международное трудовое право
- Содержание