Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
Литература: Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М., 1997; Василенко В.А. Международно-правовые санкции. М., 1982; Тункин Г.И., Шишкин В.М. О международно-правовых принципах нового международного экономического порядка — Советское государство и право, № 9, 1980; Ушаков Н.А. Основания международной ответственности. М., 1983; Boisson de Chazoumes L. Les contre-mesures dans les relatios economiques internationales, Pedone, 1992; Pitrone A. Preferenze tariffarie generalizzate della Comunita, Roma, 1977.
74. Вопрос о международно-правовой ответственности государства в сфере МЭО стал подниматься в XIX — XX вв. в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случаях национализации, гражданских войн и т.п.
Основанием для юридической ответственности является юридический факт правонарушения. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для МП в целом и для МЭП в частности характерна неразвитость санкций, ограниченное применение института ответственности. Все это зачастую делало и делает МЭП малоэффективным.
Только в конце XX—начале XXI вв. проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. В 1996 году, после 40-летней работы, КМП ООН приняла проект статей об ответственности государств и представила его ГА ООН. Государствами постепенно нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения мер ответственности.
75. Международные правонарушения (преступления, деликты) могут состоять:
— в нарушении правовых ЗАПРЕТОВ: колониализм, наркоторговля, работорговля, пиратство;
— в неисполнении правовых ОБЯЗАННОСТЕЙ (обязательств): дискриминация, невозврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима;
— в нарушении ПРАВ другого государства или злоупотреблении своими правами: противодействие использованию национальных природных ресурсов, злоупотребление правом на репрессалии;
Во всех этих случаях налицо ФАКТ нарушения НОРМЫ права, что и является ОСНОВАНИЕМ ответственности.
76. Важно также иметь в виду, что похожие юридические факты (и даже одни и те же юридические факты) могут представлять собой:
а) правонарушение в сфере МЭП;
б) правонарушение в другой отрасли МП.
Если правонарушение вытекает из правоотношения, которое имеет место в сфере МЭО, в сфере движения материальных ресурсов и их правового режима, то это нарушение МЭП. Здесь объектом правонарушения является международный экономический правопорядок.
Вторым критерием может служить характер ущерба: если ущерб от правонарушения носит материальный, имущественный характер, то правоотношения по возмещению ущерба также следует отнести к сфере МЭП.
В качестве третьего критерия квалификации того или иного правонарушения как нарушения МЭП можно использовать субъективную сторону правонарушения — цель, которая ставилась при совершении действий, явившихся правонарушением. Если изначально ставилась цель нанести материальный ущерб или вред экономическому правопорядку, то такие правоотношения относятся к МЭП.
В принципе же все вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушения в МЭО, должны быть, видимо, отнесены к сфере формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.
77. Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях чрезвычайно разнообразны. Государство может пострадать: в отношении своих ресурсов — от их незаконной эксплуатации или использования; в отношении своих таможенных границ — от организованной контрабанды; в отношении своих органов за рубежом — от нарушения их иммунитета; в отношении своих договорных прав — от нарушения торгового договора; в отношении своей финансовой системы — от направленных мер по её дестабилизации путем организованного фальшивомонетничества, создания условий долговой зависимости, невозврата долгов, валютно-кредитных блокад; в отношении своей хозяйственной инфраструктуры — от технологической блокады, прямого разрушения промышленных, технологических объектов; в отношении своего экономического пространства — от организованного подрыва товарного рынка, эмбарго, экономической агрессии; в отношении своей экологии — от террористических действий или от индустриальных факторов, не содержащих признаков правонарушения; в отношении права защиты своих физических и юридических лиц за рубежом — от действий, затрагивающих их статус и собственность, включая принятие неправомерных актов внутреннего законодательства; в отношении принципа невмешательства во внутренние дела — от принятия законов или судебных решений, затрагивающих юрисдикцию других государств.
78. Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий. Условно вред можно подразделить на нематериальный и материальный (ущерб).
Учитывая, что в МЭО (в широком смысле этого понятия), помимо государств, участвуют также физические и юридические лица, ущерб в МЭО может проистекать:
1. из правоотношений между государствами;
2. из правоотношений между иностранным физическим, юридическим лицом и государством;
3. из правоотношений между физическими и/или юридическими лицами с иностранным элементом.
Два последних случая — это компетенция внутреннего права, однако действия внутренних и прежде всего судебных, органов государства в связи с такими случаями могут стать предметом международной ответственности.
Международному сообществу в целом наносится ущерб в случае незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющихся общим наследием человечества, в случаях организованного подрыва международных товарных или финансовых рынков.
Вместе с тем, международная ответственность в некоторых случаях имеет место даже тогда, когда вредные последствия являются результатом действий, не запрещенных МП (объективная/абсолютная ответственность). Речь идет о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Конвенция 1952 года); ущербе, причиненном космическими объектами (Конвенция 1972 года) и др. В случаях объективной /абсолютной ответственности предельный размер возмещения материального ущерба оговаривается в международном договоре.
79. Условно ответственность можно подразделить на ответственность политическую и материальную. Реализуется ответственность в предъявлении претензии — заявлении, дипломатическом представлении (первичная ответственность).
В случаях преступления претензия может быть предъявлена любым государством или группой государств, а не только пострадавшим государством.
Если государство-правонарушитель не выполняет обязанности восстановить статус-кво, устранить нарушение, могут вступать в силу контрмеры (вторичная ответственность).
В качестве мер ответственности могут использоваться такие, в частности, меры, как: ограничения импорта товаров из государства-правонарушителя, введение квотирования, лицензирования импорта/экспорта товаров в торговле с государством-правонарушителем, установление специальных нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей, национализация собственности государства-правонарушителя и/или его юридических/физических лиц.
80. В качестве индивидуальных или коллективных контрмер в МЭО выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, секвестр фондов, арест активов.
Под ЭМБАРГО обычно понимается полное или частичное прекращение экономических связей, запрет органам государства на внешнеэкономические связи с государством-нарушителем, приостановка экспорта определенного вида товара, группы товаров или импорта товара, группы товаров.
Экономический БОЙКОТ — комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара и/или финансовых, транспортных и иных отношений с соответствующим государством.
Различают две категории бойкота: первичный и вторичный. Первичный касается государства-нарушителя, вторичный — любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи с государством-нарушителем.
БЛОКАДА — это изоляция государства-правонарушителя, прекращение экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц, со стороны третьих стран с целью истощения экономических ресурсов, принуждения к выполнению требований. Она может распространяться на различные сферы экономических взаимоотношений: торговая блокада, кредитная блокада, технологическая блокада.
Указанные виды контрмер особенно активно применялись во время противостояния в международной системе двух блоков государств, различающихся своим внутренним социально-экономическим строем. Зачастую применение этих мер выходило за рамки правомерных и соразмерных вменяемым правонарушениям.
81. Такие случаи, когда меры экономического характера применяются в качестве мер ответственности за правонарушения в неэкономической сфере отношений, находятся за пределами правового регулирования МЭП.
Так, в 1994 году в качестве мер ответственности за нападение кубинских военных истребителей на иностранные гражданские воздушные судна (погибли несколько человек) США применили контрмеры экономического характера: приостановили чартерные авиарейсы между США и Кубой, ввели запрет на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар и др.
Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций, по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических отношений.
После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой Ираку была объявлена экономическая блокада; соблюдение санкций вменялось государствам в обязанность, «независимо от любого контракта или лицензии».
В резолюции № 670 любые акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять соответствующих законов Ирака в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала государства от обязанности выполнять международные договоры в той мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.
По поводу Ливии СБ ООН в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное эмбарго и эмбарго на поставки оружия. В ответ на применение мер воздействия Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании.
Полный экономический бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4.11.77 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении поставок оружия в ЮАР, политика которой квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.
На региональном уровне экономические меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году («карантин» Кубы) и Доминиканской Республики в начале 60-х гг.
Впрочем, эти действия в рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в основном противоправными, хотя и обосновывавшимися «подразумеваемым разрешением» ООН).
В результате блокады, имевшей целью помешать доставке советских ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра судов третьих стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим лицам третьих государств, которые не давали согласия на применение санкций.
82. Правовые нормы, регулирующие ответственность государства, применяются особым образом в случае национализации или экспроприации иностранной собственности.
МЭП признает принцип постоянного суверенитета государств «над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью». Государство никогда не может быть лишено своей право- и дееспособности изменять назначение или методы эксплуатации этих ресурсов. Признается также право государства национализировать свои ресурсы, соответствующие экономические структуры.
Ранее национализация расценивалась не только как недружественный акт, но и как международное правонарушение. Соответственно, государству, осуществившему национализацию, вменялось в обязанность возместить ущерб путем реституции в натуре или выплатой эквивалентной суммы, т.е. полной рыночной стоимости.
Позднее за государствами было признано право на национализацию. Изменился и подход к проблеме компенсации. При расчете компенсации следовало учитывать не только суммы стоимости национализируемого имущества, но и подлежащие зачету суммы прибылей бывших иностранных собственников в период монополии на свою деятельность, суммы налоговой задолженности, другие обстоятельства: период эксплуатации местных ресурсов, сроки окупаемости первоначально вложенного капитала, вклад в социально-экономическое развитие страны, политику реинвестиций и др.
Важным является вопрос об ответственности государства по концессионным договорам. В соответствии с резолюцией ГА ООН 1803 от 1962 года, «соглашения, свободно заключенные суверенными государствами или между суверенными государствами, должны соблюдаться».
Это положение ставит в один ряд международные договоры и концессионные договоры с точки зрения принципа их добросовестного соблюдения. Вместе с тем, это не делает концессионные договоры международными договорами, что в свое время было признано и Международным Судом ООН в деле об Англо-иранской нефтяной компании.
Следовательно, аннулирование в ходе национализации концессионного договора не может быть расценено как акция, аналогичная нарушению международного договора. В то же время отказ от концессионного договора является, по сути, национализацией, экспроприацией договорных прав иностранной компании и, значит, должен влечь за собой компенсацию.
83. В связи с вопросом о международной ответственности в МЭО важно также иметь в виду, что в ходе работы Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД-I) развивающимися странами (PC) была поставлена проблема исторической и юридической ответственности промышленно развитых (богатых») государств перед развивающимися («бедными») странами за колониальный гнет, экономическую отсталость, неэквивалентный обмен на мировом рынке, потери от ухудшения цен на сырьевые товары производства PC.
Среди решений Конференции была и рекомендация «Рост и помощь», в которой предусматривается, чтобы каждая экономически развитая страна «приложила усилия к тому, чтобы выделить для развивающихся стран финансовые ресурсы в минимальной сумме нетто, приближающейся в максимальной степени к одному проценту её национального дохода.
На ЮНКТАД-II в 1968 году было принято решение: «Целевое задание по объему помощи»,— в котором рекомендовалось, чтобы каждая экономически развитая страна стремилась ежегодно переводить в развивающиеся страны финансовые средства в минимальной сумме нетто, составляющей один процент её внутреннего валового продукта.
Ряд стран, в том числе СССР, воздержался при голосовании указанных решений.
Кроме того, на ЮНКТАД-I было принято в качестве специального принципа положение о компенсации ухудшения соотношения экспортных и импортных цен и краткосрочных сокращений экспортной выручки развивающихся стран, экспортирующих сырьевые товары.
Позиция СССР по этому вопросу сводилась к тому, что неправомерно возлагать ответственность за экономическую отсталость PC на ВСЕХ промышленно развитых стран без различия. СССР не несёт такой ответственности, хотя признает право PC на возмещение бывшими колониальными державами ущерба, причиненного их экономике в период колониальной зависимости.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Какие формы международно-правовой ответственности государств могут иметь место?
2. Что такое первичная и вторичная ответственность ?
3. Несет ли государство ответственность за проведенную национализацию?
4. Чем экономический бойкот отличается от эмбарго?
5. Какие коллективные санкции применяются в МЭП?
6. В чем состоит проблема применения экономических санкции при сложившемся международном правопорядке?
7. В каких случаях использование экономической силы можно квалифицировать как контрмеры в отношении государства-нарушителя?
- Введение
- Об авторе этой книги
- Перечень применяемых сокращений
- Общая часть Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений
- 1.1. Международный экономический правопорядок
- 1.2. Мэп и внутреннее право
- Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
- 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (мэп)
- 2.2. Субъекты международного экономического права
- 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
- Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
- Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
- Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
- Особенная часть Глава 6 Международное торговое право
- 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (мт)
- 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования мт
- 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
- 6.4. Система вто
- Глава 7 Международное финансовое право
- 7.1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе
- 7.2. Система мвф и Всемирного банка
- Глава 8 Международное инвестиционное право
- 8.1. Международный правопорядок на рынке инвестиций
- 8.2. Внутреннее право и режим инвестиций
- Глава 9 Право международной экономической помощи
- Глава 10 Международное трудовое право
- Содержание