1.1. Международный экономический правопорядок
1. Международные хозяйственные связи на протяжении веков оставались одной из основных форм общения человечества. Война и развитие торговли были главными внешними функциями древних государств.
В результате международного разделения труда формировались определенные типы экономики: скотоводческие, земледельческие, промышленные. В Азии в основном складывалась экономика аграрного типа, античная экономика тяготела к промышленному типу, базировалась на железной технике. Известно, что в VI веке до н.э. Афины были центром ремесленного производства в античном мире.
Уже при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок, который был преимущественно внутриконтинентальным рынком: Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю между собой и с многочисленными городами-государствами Средиземноморья и Черного моря. С Востока поступали ткани, парфюмерия, стекло, рис, пряности.
В средние века внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный: Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией, Южной Африкой; Венеция и Генуя вели торговлю с Египтом.
Из Средиземноморья экспортировались оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, керамика, шерсть, ремесленная продукция. Ввозились же рабы, хлеб, скот, шерсть, пенька.
К XIV веку сложились товаропотоки в районе Северной Европы, Балтийского моря. Отсюда на международный рынок поступали лен, масло, ткани.
Торговые операции тесно переплетались с кредитно-ростовщическими. Из меняльных контор выросли банкирские дома и банки.
К концу XVI века, после великих географических открытий (открытие Америки), торговля стала мировой. Товарооборот расширялся за счет новых товаров — табака, кофе, какао, чая, сахара, серебра, золота и др. Мировое хозяйство стало колониальным, т.е. основанным на неэквивалентном обмене товарами. Португалия, Испания, Франция представляли собой колониальные империи. Колонии удовлетворяли основной внешний стратегический государственный интерес — обеспечить экономику необходимыми ресурсами.
С промышленного переворота в Европе XVII века началась индустриализация западного мира, фабричное машиностроение. Антверпен и Амстердам считались мировыми центрами торговли и кредита. Многие государства стали защищаться от ввоза дешевых товаров, конкурирующих с национальными товарами. Так, Англия ввела высокие пошлины на импорт готовых изделий.
В XIX веке Англия лидировала в мировом хозяйстве, английская промышленность ушла вперед. В это время началось осуществление политики свободной торговли — взаимного освобождения от таможенных пошлин ввозимых в Англию и вывозимых из неё товаров.
Англия заключила двусторонние договоры с европейскими государствами о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования и вскоре заняла доминирующие позиции в мировой промышленности, торговле, кредитных отношениях, морском транспорте. Европейские государства заключили друг с другом двусторонние договоры о взаимном предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации. Россия в это время занимала пятое место в мире по промышленному развитию.
США в середине XIX века экспортировали в основном сырье, сельскохозяйственные продукты и придерживались протекционистской политики, которая сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала. К концу XIX — началу XX вв. США превратились в первую индустриальную страну мира.
В XX веке человеческое общество прошло через гигантские технологические сдвиги. Научно-технический прогресс изменил структуру промышленности, характер всей производственной деятельности человечества. Колониальная система распалась. Мир вступил в стадию интеграционных процессов. Взаимопроникновение экономик выразилось в интенсивном трансграничном движении товаров, услуг, инвестиций, рабочей силы. Индустриальная эпоха начала сменяться эпохой информационной, постиндустриальной.
В настоящее время в международном разделении труда наблюдается тенденция к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, капиталов. Мировое хозяйство становится единым комплексом.
2. Национальные экономики разных государств, таким образом, связаны между собой хозяйственными связями, которые и образуют международные экономические отношения (МЭО).
Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других связях, т.е. в перемещении разного рода ресурсов.
Масштабы современной мировой экономики и международных экономических отношений можно проиллюстрировать следующими данными. К концу XX века совокупный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) в мире составил более 30 трлн. долларов в год, объем мировой торговли товарами — более 10 трлн. долларов. Накопленные прямые иностранные инвестиции достигли, примерно, 3 трлн. долларов, а ежегодные прямые инвестиции — более 300 млрд. долларов.
Доля США в мировом ВВП превышала в этот период четверть совокупного показателя, доля в экспорте — 12%. Доля стран ЕС в мировом экспорте составила 43%, Японии — около 10%. Основные товаропотоки и инвестиционные потоки сосредоточились в рамках «триады»: США—ЕС—Япония
Из движения товаров складывается международная торговля, т.е. оплачиваемый совокупный товарооборот. Оплачиваемые импорт и экспорт одной страны называются внешней торговлей.
В системе правового регулирования межгосударственных экономических отношений сложилась своя «надстройка» — международное экономическое право (МЭП). МЭП является одной из отраслей международного права.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Международное экономическое право — это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (в торговой, финансовой, инвестиционной, трудоресурсной сферах).
Таким образом, объектом регулирования в международном экономическом праве являются международные экономические отношения — многосторонние и двусторонние, трансграничное перемещение ресурсов (в самом широком понимании «ресурсов» — от материальных до интеллектуальных).
МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП):
— международное торговое право, в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами;
— международное финансовое право, регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;
— международное инвестиционное право, в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);
— право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле;
— международное трудовое право, в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы.
Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международно-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон и режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок — международным воздушным правом и т.д.
3. МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как известно, два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов:
а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;
б) хозяйственные, гражданско-правовые (частно-правовые) отношения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным правом.
В то же время публичные субъекты: государства, международные организации – вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО-правовые, но зачастую и в ГРАЖДАНСКО-правовые отношения.
Очень часто, особенно если речь идет о разработке природных ресурсов, режим приема и защиты иностранных инвестиций определяется в соглашении между принимающим государством и частным иностранным инвестором. В соглашениях государство-импортер, как правило, обязуется не предпринимать никаких мер по национализации или экспроприации имущества инвестора. Такие соглашения называются «диагональными», а в западной литературе — «государственными контрактами».
«Государственные контракты» («диагональные соглашения») — это предмет, находящийся в сфере регулирования внутреннего права; это часть внутреннего права. Вместе с тем, многие западные юристы считают, что это — сфера так называемого «международного контрактного права».
4. Для международных хозяйственных связей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государство вступает в частно-правовые отношения, в «диагональные» соглашения?
Международно-правовой принцип иммунитета государства тесно связан с понятием суверенитета. Суверенитет — это один из признаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории; в неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.
Иммунитет государства состоит в том, что оно неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы государства, имущество государства. Различают иммунитета:
– судебный: государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;
— от предварительного обеспечения иска: имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и т. п.);
— от принудительного исполнения вынесенного судебного решения: государственное имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.
Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть её в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (строительство здания посольства, например), обладает указанными иммунитетами.
В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами.
Правовая доктрина СССР, социалистических стран, многих развивающихся государств исходила из непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в экономическом обороте государство не отказывается от суверенитета и не лишается его. Однако в современных условиях, в условиях рыночной или переходной экономики, противодействие функциональной теории иммунитета во многом лишается смысла, поскольку субъекты хозяйственной деятельности больше не «огосударствлены». Правовая политика и позиция России, стран СНГ должна принять (и фактически приняла) доктрину «расщепления иммунитета», что будет содействовать благоприятному правовому инвестиционному климату, вхождению этих стран в правовое поле регулирования МЭО.
5. Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в правоотношения, несут юридические права и обязанности. Из множества правоотношении образуется международный экономический правопорядок.
На международный экономический правопорядок оказывают существенное воздействие следующие обстоятельства:
а) в хозяйственных связях между национальными экономиками постоянно противоборствуют две тенденции — либерализация и протекционизм. Либерализация — это устранение ограничений в международных экономических отношениях. В настоящее время в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) осуществляется скоординированное на многосторонней основе снижение таможенных тарифов с целью их полной ликвидации, а также устранение нетарифных мер регулирования. Протекционизм — это применение мер ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции, использование тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка;
б) на правовое положение того или иного государства в системе МЭО влияет степень воздействия государства на экономику — экономическая функция государства. Такое воздействие может осуществляться в диапазоне от непосредственного участия в хозяйственной деятельности до разного уровня государственного регулирования экономики.
Так, в СССР вся экономика была государственной. Во внешнеэкономической сфере существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность: внешнеэкономические функции осуществлялись через замкнутую систему уполномоченных внешнеторговых объединений. Такой рыночный инструмент регулирования импорта, как таможенный тариф, в плановой, государственной экономике не имел определяющего значения.
В странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику столь тотально, его вмешательство принимает формы государственного регулирования. Право осуществления внешнеэкономических связей имеют все субъекты хозяйственной деятельности. Основным инструментом регулирования внешнеэкономических связей выступает таможенный тариф (наряду с нетарифными мерами).
Глубинной основой различных подходов государства к управлению сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являлись кардинально противоположные взгляды на сущность государства и его роль в обществе.
Современное мировое хозяйство основано на принципах рыночной экономики. Международный экономический правопорядок, следовательно, рассчитан на взаимодействие между собой государств рыночного типа. Социалистические в прошлом государства (около 30 государств), осуществляющие переход от плановой, государственной, экономики к экономике рыночной, получили специальный статус «государств с переходной экономикой».
Баланс между рыночными механизмами международных хозяйственных связей и государственным регулированием экономики устанавливается в противоречиях между либерализацией и протекционизмом.
6. Все то, по поводу чего государства вступают в правоотношения, является предметом правоотношения. Предметом контрактных правоотношений частных лиц в сфере международных экономических отношений могут быть: товары, услуги, финансы (валюты), ценные бумаги, инвестиции, технологии, права собственности (в т.ч. интеллектуальной собственности), другие имущественные и неимущественные права, рабочая сила и т.п.
Предметом межгосударственных — публичных — правоотношений в сфере международных экономических отношений, являются, как правило, правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, регулирования товаропотоков, транспортировки товаров, правовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД и т. п.
7. Для решения указанных вопросов государства используют следующие методы регулирования:
— метод двустороннего регулирования отношений: в торговых договорах, соглашениях о товарообороте или поставках товаров, соглашениях об экономическом и научно-техническом сотрудничестве;
— метод многостороннего регулирования: «пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ, ГАТС, ТРИП, а также многосторонними товарными соглашениями и в рамках других международных организаций (ОПЕК и др.) и соглашений;
— метод наднационального регулирования; элементы такого регулирования используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и т. п.;
— метод диапозитивного регулирования — с помощью диспозитивных норм международного права;
— метод императивного регулирования — с помощью императивных норм международного права.
8. Воля государств направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие механизм государства. Государства стремятся воплотить свои интересы в право и таким образом легализовать их. Следовательно, государственные интересы находят отражение в нормах международного экономического права
В научной литературе и в политической практике в качестве синонима термина «государственный интерес» часто используется термин «национальный интерес».
Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей. Другими словами, интерес — это отношение к своим потребностям.
Потребности современного государства сегодня невозможно удовлетворить без межгосударственного взаимодействия. Значит, объективный интерес практически любого современного государства состоит в том, чтобы участвовать в межгосударственном общении, в международных экономических отношениях.
Главной ценностью, с точки зрения международных экономических отношений, для всех ведущих государств являются на сегодня ресурсы (прежде всего исчерпаемые), позволяющие государствам обеспечивать функционирование своих национальных хозяйств.
Достаточно иметь в виду, что, например, эксплуатируемых запасов нефти на земле осталось в среднем на 30 лет потребления (в том числе в Европе — на 15 лет, на Ближнем Востоке — на 90 лет).
Вокруг основных ресурсов, товаропотоков, финансовых потоков и товарных/инвестиционных рынков и разворачивается главная «борьба интересов» — государственных и частных.
Так, государственные внешние долгосрочные стратегические интересы, например, США, других развитых государств в международных экономических отношениях заключаются в том, чтобы: управлять процессом формирования единого мирового экономического пространства; поставить под контроль источники и трансграничные потоки ресурсов, в частности, через многосторонние организации и договоры; превратить свои транснациональные корпорации в ударную силу по освоению мирового экономического пространства.
В этих условиях государственные внешние стратегические интересы России могут состоять в том, чтобы обеспечить посильное присутствие России в международных финансовой, инвестиционной, торговой системах; помогать своим предприятиям в освоении ими мирового экономического пространства, защищать их частные интересы.
С точки зрения носителей того или иного интереса различаются:
— интересы государственные (одного государства);
— интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);
— интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).
Соответственно интересы государственные можно подразделить на:
— интересы внутреннего развития (внутренние);
— интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).
С точки зрения предмета, государственные интересы достаточно условно подразделяются на: экономические, политические, территориальные, правовые, интеллектуальные (духовные, социокулътурные) и т. п.
Можно различать интересы тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашедшие отражение в праве и не закрепленные в нем.
В международных экономических отношениях интересы легализуются и реализуются через международное экономическое право.
9. В течение всего XX века государства обеспечивали свои интересы силой — как правило, военно-политической. Международное право XX века покоилось на «балансе силы» между ведущими государствами.
В современных международных экономических отношениях государственные интересы обеспечиваются экономической силой. Государства объединяются в интеграционные группировки, которые и служат инструментом закрепления в праве их интересов.
Это означает, что сила не ушла из международного права, а лишь меняет свою форму — миропорядок во всё большей степени зависит от силы экономической.
При этом надо иметь в виду, что для многих стран государственный интерес в целом ряде вопросов все чаще совпадает с общечеловеческим интересом. Экологические, информационные проблемы также порождают общечеловеческие интересы.
Кроме того, в международном праве закреплен институт общего наследия человечества. Общим наследием являются ресурсы морского дна, небесные тела, включая Луну. Не исключено, что общим наследием человечества будет признана и Антарктика. Это коллективные ресурсы человеческого общества.
Реализация общечеловеческих интересов требует особых методов регулирования. Очевидно, что наиболее адекватным методом для решения такого рода вопросов является метод наднационального регулирования, зачатки которого уже присутствуют в системе правового регулирования международных экономических отношений.
Общечеловеческие интересы, наряду с государственными интересами, также (и во все большей степени) должны проникать в международное экономическое право и закрепляться в нем.
10. Главная проблема для современного экономического правопорядка — это применение государствами экономической силы, мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов.
Такие меры экономического воздействия и принуждения могут применяться:
1. как контрмера в случае правонарушения;
2. как правонарушение.
Важно отделить одни случаи применения мер экономического принуждения от других, правильно квалифицировать имеющиеся юридические факты.
По Уставу ООН (ст.2), запрещается угроза силой или её применение. Однако под «силой» имеется в виду вооруженная сила. Вопрос с применением экономической силы оказывается нерешенным.
В политической сфере (в системе ООН) существует орган — СБ ООН, — который призван определять наличие применения силы и принимать решения о контрмерах, а применительно к экономической силе такого механизма не существует.
Конечно, СБ ООН неоднократно прибегал к экономическим санкциям (Южная Родезия, ЮАР, Ирак, Югославия, Ливия, Никарагуа, Доминиканская Республика и др.), но каждый раз речь шла о применении мер ответственности в форме экономических санкций за нарушения Устава ООН в политической сфере.
Зачастую экономические «контрмеры», которые государства предпринимают в качестве мер ответственности, представляют собой неправомерное или несоразмерное применение экономической силы. На практике такое применение экономических мер воздействия может рассматриваться как нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства.
В качестве мер воздействия используются: прекращение поставок продовольственной помощи, прекращение кредитования, свертывание программ экономического сотрудничества, денонсация соглашений экономического характера и т.п.
Иногда применение экономических мер воздействия и принуждения может перерастать в экономическую агрессию или быть сопоставимым по своему результату с вооруженными действиями.
Поэтому в системе международных экономических отношений по-прежнему актуален вопрос о создании системы международной экономической безопасности. Предлагается, например, наряду с уже существующим Советом Безопасности ООН, создать Совет Экономической Безопасности ООН.
11. Юридически запрет на применение экономической силы в МЭП проистекает из ряда международных актов: резолюции ГА ООН 2131/ХХ 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета; Декларации о принципах международного права 1970 года; резолюции ГА ООН 3171/XXVIII о постоянном суверенитете над естественными ресурсами 1973 г.; Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; резолюции ГА ООН 37/249 о защите экономических отношений от отрицательных последствий политической напряженности; резолюции ЮНКТАД-VI 152/VI 1983 года, осуждающей применение принудительных экономических мер в МЭО как противоречащее Уставу ООН и общепринятым нормам МП; резолюции ГА ООН от 20.12. 83 г. «Экономические меры как средство политического и экономического принуждения в отношении развивающихся стран» и др.
В 1931 и 1933 гг. СССР вносил в ООН предложения принять протокол об экономическом ненападении. Основные положения этого протокола вошли позднее в советский проект определения агрессии, хотя резолюция ГА ООН 3314/XXIX 1974 г. ограничилась определением лишь вооруженной агрессии.
При определении понятия «агрессии» в КМП ООН со стороны СССР предлагалось включить в определение меры экономического давления, нарушающие суверенитет другого государства, его экономическую независимость и угрожающие основам жизни этого государства, препятствующие эксплуатации естественных богатств, национализации этих богатств, а также экономическую блокаду.
На 40-й сессии ГА ООН в 1985 году по инициативе СССР была принята резолюция «Международная экономическая безопасность», а в январе 1986 года Правительство СССР приняло Меморандум «Международная экономическая безопасность — важное условие оздоровления международных экономических отношений». В эти же годы в ООН был представлен советский проект определения экономической агрессии.
12. Идея реформирования, перестройки международных экономических отношений получила выражение также в концепции «нового международного экономического порядка» (НМЭП), выдвинутой развивающимися странами.
На VI специальной сессии ГА ООН в 1974 году была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка.
В 1979 году принята резолюция ГА ООН «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка».
Во многом с учетом этих документов строятся межгосударственные экономические отношения (например, между ЕС и развивающимися странами в рамках Ломейских конвенций).
Таким образом, в современном международном правопорядке перед государствами стоит двуединая задача:
1. обеспечить правовыми средствами поддержание и развитие системы международных экономических отношений, стабильность правопорядка, равновесие экономического пространства;
2. обеспечить правомерное применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности.
13. Следует отдельно остановиться на методе наднационального регулирования в международных экономических отношениях. Явление наднациональности имеет место в некоторых международных организациях, когда они получают возможность обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае, т.е. приобретают в отношении них определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий.
Например, «наднациональный» характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры органов ЕС выступают в личном качестве, а не находятся на службе у соответствующего государства.
Признаком «наднациональности» может быть, в частности, то, что:
1. внутреннее право наднационального объединения становится внутригосударственным правом его членов;
2. внутреннее право наднационального объединения творится органом, действующим юридически неподконтрольно государствам-членам и принимающим обязательные для государств решения вне зависимости от отрицательного к ним отношения со стороны одного или нескольких государств; при этом соответствующие вопросы полностью или частично изымаются из их ведения;
3. международные чиновники, участвующие в органах наднациональных объединений, выступают в личном качестве, а не как представители государств;
4. решения принимаются органами наднациональных объединений большинством голосов, путем пропорционального (взвешенного) голосования и без непосредственного участия заинтересованных стран.
Элементы «наднациональности», как представляется, заложены в доктрине норм jus cogens, в концепции морского дна как «общего наследия человечества», в международном правосудии, в выдвигаемых в настоящее время концепциях «единой мировой валюты», «Мирового центрального банка» и др.
Очевидно, что метод наднационального регулирования уже сегодня активно используется для управления интеграционными процессами, например, в рамках Европейского Союза.
14. Если обобщить наиболее характерные черты и тенденции современного международного экономического правопорядка, то общая картина может выглядеть следующим образом.
Первое. В системе правового регулирования международных экономических отношений фактически завершено переключение акцентов с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. ВТО и другие многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международной торговой, финансовой, инвестиционной систем.
Второе. Большое число вопросов внутренней компетенции государств постепенно переходит в международно-правовую сферу регулирования, что означает расширение объектной сферы международного права. Особенно наглядно это проявляется в деятельности ВТО, в сферу регулирования которой переходят вопросы применения тарифных и нетарифных барьеров, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических нормативов и т.п.
Третье. В международных экономических отношениях де-факто сложилась дифференциация государств в зависимости от уровня экономического развития и от степени «рыночности» экономики того или иного государства. Вся правовая система ВТО, по сути, рассчитана на государства с рыночной экономикой, что должно означать легализацию определенной дискриминации стран с нерыночной экономикой. На основе дифференциации государств по этим основаниям еще возможны крупные столкновения государственных интересов.
Четвертое. И в рамках ВТО, и за пределами системы ВТО имеют место дифференцированные правовые режимы в разных секторах международных экономических отношений. Например, в системе ВТО фактически сложилась мировая зона свободной торговли авиатехникой на основании Соглашения о торговле авиатехникой, а за пределами системы ВТО существует группа так называемых международных товарных соглашений.
Пятое. Произошло и происходит укрепление международно-правового режима МЭО. На протяжении срока действия ГАТТ-47 от государств-участников требовалось, чтобы нормы ГАТТ были максимально совместимы с внутренним законодательством; тем самым исходным принципом был принцип приоритета норм внутреннего права. В системе ВТО (в ГАТТ-94) государства-участники обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с международно-правовым режимом, действующим в системе ВТО. Тем самым исходным принципом является принцип приоритета международно-правовых норм.
Шестое. Большое место в правовом регулировании МЭО занимают нормы так называемого «мягкого права», международных обычных норм, обыкновений, нормы «серой зоны» (полулегальные нормы, подлежащие устранению в сроки, предусмотренные, в частности, в соглашениях «пакета» ВТО). Всё это, с одной стороны, придаёт необходимую гибкость существующему правопорядку, с другой стороны, ослабляет эффективность права как системы.
Седьмое. В системе ВТО/ГАТТ и через международные договоры/обычаи произошла легализация преференций, предоставляемых друг другу государствами в рамках экономической интеграции. Интеграционные объединения становятся «локомотивами» экономической силы на макро-уровне, тогда как крупные транснациональные предприятия (ТНК) давно уже являются локомотивами экономической силы на микро-уровне. С их помощью происходит слом, перестройка существовавшего многостороннего баланса государственных и групповых интересов.
Восьмое. В международных экономических отношениях заметно проявляется явление «наднациональности». Наднациональная функция права в условиях формирования единого мирового хозяйства — это объективный этап в развитии систем правового регулирования. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования. Многие наднациональные элементы присущи деятельности, компетенции ВТО.
Девятое. Главная проблема в МЭО — это господство экономической силы развитых государств, это неразборчивое применение государствами экономических санкций на основании собственной квалификации юридических фактов. Зачатки решения этой проблемы имеются в ВТО в форме установленных процедур урегулирования споров. Однако этого пока явно недостаточно.
Десятое. Образование единого мирового экономического пространства проходит на фоне борьбы государственных стратегических интересов отдельных государств и групп государств. Это и есть главное современное противоречие — между международным разделением труда и государственной формой существования современных обществ, между базисом и надстройкой.
Естественно, что все отмеченные процессы и явления в МЭО в той или иной степени отражаются в международном праве, опираются на него или требуют своего оформления в нем.
15. Следует различать понятие международного экономического права как отрасли права и как учебной дисциплины.
Существует точка зрения, согласно которой и международные хозяйственные отношения, и внутренние хозяйственные отношения регулируются единой системой так называемого международного хозяйственного права, «всемирного экономического права» ( В.М. Корецкий, Г. Эрлер), построенного, таким образом, на переплетении публичного и частного элементов.
В российской правовой теории впервые концепция хозяйственного права была выдвинута в конце 20-х гг. XX века В.М. Корецким
В 1946 году И.С. Перетерский предложил идею «международного публичного гражданского права», или «международного имущественного права», предметом которого являются экономические отношения субъектов международного права. Эта идея и лежит в основе концепции МЭП как отрасли международного публичного права.
Международное экономическое право — это своего рода «ресурсное право», регулирующее трансграничное движение разного рода ресурсов. С этой точки зрения такая, например, сфера (часто выделяемая в отдельную отрасль международного права), как «право научно-технического сотрудничества», «международное технологическое право» — по своему предмету распадается на трансграничное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, экономической помощи, трудовых ресурсов. Это означает, что «международного технологического права» как отрасли международного права не существует, а все эти вопросы являются частью предмета МЭП.
В некоторых учебниках международного права в структуру международного экономического права включают: международное таможенное право, международное налоговое право, международное транспортное право и т.п.
Представляется, что и таможенное право, и налоговое право — это, скорее, подотрасли формирующейся в настоящее время новой отрасли МП — международного административного права.
В то же время следует иметь в виду, что наиболее активно развивающимся сектором МЭО является сектор торговли услугами, в том числе транспортными, страховыми, туристическими, банковскими. В этом смысле, принимая во внимание совокупность норм, регулирующих те или иные вопросы в данных секторах экономической деятельности, уже сегодня можно говорить о соответствующих отраслевых или межотраслевых международно-правовых институтах, в том числе институте «международного транспортного права».
Международное экономическое право как учебная дисциплина уже в настоящее время из практических соображений может строиться по принципу комплексного курса, охватывающего публично-правовую и частно-правовую стороны регулирования международных экономических отношений.
Вполне оправданно также ожидать появления на базе отдельных отраслей и/или институтов МЭП (либо на базе межотраслевых институтов) самостоятельных учебных курсов с различным соотношением публично-правового и частно-правового элементов — таких, например, как «международное торговое право», «международное банковское право», «международное страховое право», «международное авторское право» и т.п. Все эти курсы следует воспринимать как специализированные (авторские) учебные дисциплины.
МЭП как наука и как учебная дисциплина стала складываться в России на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 80-х гг. XX века. Большой вклад в это внесли известные правоведы: А.Б. Альтшулер, Б.М. Ашавский, М.М. Богуславский, В.Д. Бордунов, Г.Е. Бувайлик, Г.М. Вельяминов, С.А. Войтович, А.А. Ковалев, В.И. Кузнецов, В.И. Лисовский, М.В. Почкаева, Б.Н. Топорнин, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, Л.А. Фитуни, И.С. Шабан, И.В. Шаповалов, В.П. Шатров и многие другие.
Среди зарубежных юристов, в той или иной степени разрабатывавших вопросы правового регулирования МЭО, необходимо отметить следующих правоведов: Я. Броунли, П. Вейль, Д. Впньес, М. Виралли, Ф. Джессеп, Е. Ланген, В. Леви, А. Пелле, П. Пиконе, Питер Верлорен ван Темаат, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т.С. Соренсен, Э. Уштор, В. Фикент-шер, П. Фишер, М. Флори, В. Фридман, Г. Шварценбергер, Г. Эрлер и многие другие.
- Введение
- Об авторе этой книги
- Перечень применяемых сокращений
- Общая часть Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений
- 1.1. Международный экономический правопорядок
- 1.2. Мэп и внутреннее право
- Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
- 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (мэп)
- 2.2. Субъекты международного экономического права
- 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
- Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
- Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
- Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
- Особенная часть Глава 6 Международное торговое право
- 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (мт)
- 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования мт
- 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
- 6.4. Система вто
- Глава 7 Международное финансовое право
- 7.1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе
- 7.2. Система мвф и Всемирного банка
- Глава 8 Международное инвестиционное право
- 8.1. Международный правопорядок на рынке инвестиций
- 8.2. Внутреннее право и режим инвестиций
- Глава 9 Право международной экономической помощи
- Глава 10 Международное трудовое право
- Содержание