6.4. Система вто
178. В 1943 году в на американо-английских консультациях по вопросам МТ был поставлен вопрос о создании международной торговой организации (МТО). В 1945 году США предложили союзникам провести Международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО.
В феврале 1946 года на первой сессии ЭКОСОС была принята резолюция о созыве Конференции ООН по торговле и занятости, и на основе её создан Подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал Устав МТО и проект Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Уже в сентябре 1947 года проект Устава МТО был направлен правительствам на рассмотрение, а между государствами, участвовавшими в работе Подготовительного комитета, начались многосторонние переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин.
В Заключительный акт Второй сессии Подготовительного комитета были включены текст ГАТТ, списки тарифных уступок, Протокол о временном применении ГАТТ.
С 21.11.47 г. по 24.3.48 г. в Гаване проходила Конференция ООН по торговле и занятости, принявшая Устав МТО. С 1.01.48 г. вступил в силу текст ГАТТ; предполагалось, что он будет действовать до вступления в силу Устава МТО.
Однако Устав МТО, подписанный государствами-участниками Конференции ООН по торговле и занятости, не был ратифицирован новым (республиканским) составом конгресса США и другими государствами, и, соответственно, так и не вступил в силу. Единственным многосторонним документом, регулировавшим МТ, осталось ГАТТ, просуществовавшее, с последующими дополнениями, до конца 1993 года.
143. Текст ГАТТ содержал 38 статей, 9 приложений и приложенные списки тарифных уступок (ГАТТ-47). Наиболее важные статьи ГАТТ-47:
СТАТЬЯ I устанавливает ПНБ в отношении таможенных пошлин, сборов, методов их взимания, перевода платежей за импорт/экспорт, мер регулирования импорта/экспорта, взаимных таможенных уступок.
СТАТЬЯ III устанавливает принцип предоставления национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов, правил, относящихся к купле-продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке. Из этого режима исключаются нормы, регулирующие правительственные закупки.
СТАТЬЯ V провозглашает принцип свободы транзитных перевозок, которые подлежат освобождению от всех таможенных пошлин, транзитных сборов, кроме сборов, соразмерных административным расходам и стоимости предоставленных услуг; статья распространяет РНБ на транзитные перевозки.
СТАТЬЯ VI посвящена правилам применения антидемпинговых и компенсационных пошлин.
СТАТЬЯ VII определяет общие принципы оценки товара для таможенных целей.
СТАТЬЯ VIII формулирует обязанности по сокращению таких нетарифных ограничений, как сборы и формальности, связанные с импортом/экспортом.
СТАТЬЯ IX распространяет РНБ на требования, предъявляемые к маркировке товаров.
СТАТЬЯ XI запрещает введение или сохранение количественных ограничений на импорт/экспорт, будь то в форме квот, лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и сборов. Статья определяет также исключения из этого общего запрета.
СТАТЬЯ XII разрешает временное применение количественных ограничений в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса.
СТАТЬЯ XIII устанавливает недискриминационный режим в отношении запрещений, ограничений импорта/экспорта.
СТАТЬЯ XIV определяет временные исключения из недискриминационного режима в отношении запрещений, ограничений импорта /экспорта.
СТАТЬЯ XVI направлена на устранение практики субсидирования экспорта.
СТАТЬЯ XVII посвящена практике действий государственных предприятий в МТ; такие предприятия в экспортно-импортных операциях должны руководствоваться исключительно коммерческими соображениями и не допускать дискриминации в своей внешней торговле.
СТАТЬЯ XVIII-бис предусматривает регулярное проведение многосторонних торговых переговоров на основе потоварного подхода на предмет снижения таможенных пошлин, закрепления пошлин на существующем или согласованном уровне.
СТАТЬЯ XIX разрешает государствам временно на недискриминационной основе приостанавливать свои обязательства по таможенным уступкам, принимать защитные меры в случае угрозы причинения ущерба отечественным производителям.
СТАТЬЯ XX позволяет государствам прибегать на недискриминационной основе к мерам, являющимся исключениями из режима ГАТТ, в случаях защиты общественной морали; охраны жизни, здоровья человека, животных, растений; импорта/экспорта золота и серебра; охраны художественных, исторических, археологических ценностей; исполнения международных товарных соглашений и др.
СТАТЬЯ XXI позволяет государствам отступать от положений ГАТТ по соображениям безопасности, в том числе в отношении расщепляемых (радиоактивных) материалов; торговли оружием; мер, принимаемых в исполнение обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в прользу преимуществ в рамках приграничной торговли, таможенных союзов, зон свободной торговли.
СТАТЬЯ XXV (п. 5) предусматривает в исключительных обстоятельствах возможность временного освобождения соответствующего государства от обязательств по ГАТТ при условии одобрения такого освобождения квалифицированным большинством голосов.
СТАТЬЯ XXIX устанавливает обязательство государств соблюдать принципы глав I—VI и IX Устава МТО (Гаванской хартии).
СТАТЬЯ XXXVI посвящена принципам и целям содействия развитию PC и закрепляет (п. 8) отказ от взаимности при предоставлении развитыми государствами преференций в пользу PC.
144. Важная особенность ГАТТ, заложенная в его конструкции, состоит в чрезвычайной гибкости его положений, возможности саморазвития этой правовой системы, совершенствования правовой и организационной инфраструктуры ГАТТ в соответствии с меняющимися условиями МТ.
Сложившееся на основе ГАТТ учреждение без малого 50 лет выполняло функции международной торговой организации.
Процесс модификации, модернизации положений ГАТТ проходил в несколько этапов. В 1954-1955 гг. была осуществлена безуспешная попытка создать на базе ГАТТ Организацию Торгового Сотрудничества. В 1964 году в текст ГАТТ была добавлена Часть IV (ст. XXXVI—XXXVIII), касающаяся условий применения положений ГАТТ к PC. Она вошла в силу в 1966 году.
По итогам Токио-раунда были приняты соглашения и договоренности, которые уточняли, расширяли сферу действия ГАТТ: Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам), Соглашение по толкованию и применению статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке), Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Кодекс по антидемпингу) и др.
Становление ГАТТ как международной организации происходило постепенно. В отличие от других международных организаций в системе ГАТТ не было только такого признака, как единый учредительный акт, который определял бы компетенцию, сферу действия, организационную структуру, привилегии, иммунитета и т.п. По этой причине ГАТТ часто квалифицировали как «параорганизацию».
145. Высшим органом ГАТТ являлись Сессии Договаривающихся Сторон (один раз в год или по необходимости) с чрезвычайно широкой компетенцией. Каждое государство-участник обладало одним голосом. Решения принимались большинством голосов либо квалифицированным большинством, хотя на практике, согласно прецедентной норме, большинство решений принимались консенсусом. Под консенсусом подразумевалось отсутствие возражений.
На XVI Сессии Договаривающихся Сторон был создан постоянный оперативный руководящий орган — Совет представителей Договаривающихся Сторон (Совет ГАТТ) со следующей компетенцией:
— осуществлять рассмотрение срочных вопросов между Сессиями;
— осуществлять контроль за работой комитетов и других вспомогательных органов;
— осуществлять подготовку к Сессиям Договаривающихся Сторон.
Совет формировался из представителей Договаривающихся Сторон и получал право избирать своих должностных лиц. Голосование и принятие решений происходило так же, как и на Сессиях Договаривающихся Сторон. Заседания Совета проводились, как правило, 1 раз в месяц.
Техническое обеспечение работы ГАТТ осуществлялось Секретариатом. Первоначально его функции исполнялись Временной комиссией для Международной торговой организации. В составе Секретариата были созданы:
— департамент конференций, связи и управления;
— департамент торговой политики;
— департамент торговли и развития.
В 1964 году был создан Центр международной торговли с целью поиска рынков сбыта для товаров, производимых в PC. Секретариат возглавлялся Генеральным директором, который исполнял также функции Исполнительного секретаря, как они предусмотрены в тексте ГАТТ (ст. XVIII, XXIII, XXVI).
Кроме того, в качестве вспомогательных органов были созданы постоянные комитеты, подкомитеты, группы, в частности: Комитет по торговле и развитию, Комитет по торговым переговорам, Антидемпинговый комитет, Комитет по текстилю, Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса, Комитет по вопросам бюджета, финансирования и управления, Подкомитет по протекционистским мерам, затрагивающим PC, Подкомитет по торговым проблемам наименее развитых стран, координационная «Группа 18» и др.
После Токио-раунда были образованы: Комитет по техническим барьерам в торговле, Комитет по правительственным закупкам, Комитет по субсидиям и компенсационным пошлинам, Комитет по оценке в таможенных целях, Комитет по лицензированию импорта, Комитет по торговле гражданской авиатехникой, Комитет по системе защитных мер, Совет по мясу, Международный совет по уступкам — всего более 20 комитетов. Антидемпинговый комитет был преобразован в Комитет по антидемпинговой практике.
146. Основным направлением деятельности ГАТТ являлось проведение многосторонних торговых переговоров («раундов») по снижению уровня таможенного обложения товаров и устранению нетарифных ограничений.
Первые раунды в Женеве (1947 г.), Аннеси (1949 г.), Торки (1950-1951 гг.), Женеве (1955-1956 гг.) были посвящены исключительно вопросам снижения ставок таможенных тарифов в отношении промышленных товаров на основе уступок, достигнутых в двусторонних контактах по «потоварному» принципу.
Во время «Дилон-раунда» (1961—1962 гг.), кроме вопросов снижения пошлин, обсуждались проблемы, связанные с созданием ЕЭС (применение к ЕЭС исключения из ПНБ). В ходе «Кеннеди — раунда» (1963—1967 гг.), помимо решения о «линейном» снижении уровня таможенного обложения промышленных товаров, были приняты также соглашения по некоторым нетарифным барьерам, в том числе по антидемпингу (первый антидемпинговый кодекс) и утверждено исключение из принципа взаимности в пользу PC.
Предмет переговоров во время «Токио-раунда» (1973— 1979 гг.) был значительно расширен: снижение тарифов, ограничение нетарифных барьеров, реформа системы ГАТТ. В результате был подписан целый комплекс соглашений, дополняющих и расширяющих сферу действия ГАТТ, уточняющих правила применения и толкования ряда положений Генерального соглашения.
Уругвайский раунд МТП (1986—1993 гг.) завершился коренным изменением всей системы ГАТТ, решением о трансформации ГАТТ в ВТО. Предмет переговоров Уругвайского раунда МТП состоял из следующих вопросов: сокращение и отмена тарифов и нетарифных методов регулирования торговли; торговля тропическими товарами; торговли товарами, производимыми из природного сырья; торговля текстильными товарами и одеждой; торговля продукцией сельского хозяйства; пересмотр положений ГАТТ; принятие дополнений и изменений к соглашениям и договоренностям, заключенным в ходе «Токио-раунда»; субсидии и компенсационные пошлины; урегулирование споров; аспекты интеллектуальной собственности, связанные с торговлей; инвестиционные меры, связанные с торговлей; торговля услугами.
В соответствии с Декларацией министров по Уругвайскому раунду МТП (сентябрь 1986 г.) государства-участники ГАТТ приняли на себя обязательства:
1. не предпринимать ограничительных мер, несовместимых с правилами ГАТТ (Standstill);
2. осуществлять постепенную отмену всех ограничительных мер, несовместимых с правилами ГАТТ, без требований взаимности (Rollback»).
В 1987 году был создан Орган контроля по обязательствам «Standstill» и «Rollback».
148. Заключительный акт Уругвайского раунда, принятый в г. Марракеше, Марокко, состоит из трех частей:
— Марракешского соглашения об учреждении ВТО и четырех приложений к нему (1А, 1В, 1С, 2, 3,4);
— Декларации и решения министров (о мерах в пользу наименее развитых стран; о взаимоотношениях ВТО с МВФ; по предупреждению попыток обхода антидемпинговых мер; по различным видам услуг; по отдельным соглашениям и др.);
— договоренности об обязательствах в области финансовых услуг.
Приложения к Соглашению об учреждении ВТО содержат текст ГАТТ в редакции 1994 года (ГАТТ-94), тексты Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС) и еще свыше 50 соглашений и договоренностей.
Весь этот комплекс документов рассматривается как единый пакет. Это означает, что страна вступающая в ВТО, должна принять обязательства по всему пакету (кроме четырех соглашений с ограниченным кругом участников: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках, по молочным продуктам, по говядине).
Все статьи ГАТТ-47 без каких-либо изъятий, с принятыми изменениями и дополнениями, перешли в текст ГАТТ-94 (за исключением Протокола о временном применении ГАТТ).
В ГАТТ-94 вошли также протоколы о тарифных уступках, протоколы о присоединении, договоренности о толковании ряда статей ГАТТ.
Вместе с тем, ГАТТ-94 отличается от ГАТТ-47 тем, что его составными частями стали соглашения и договоренности, ранее носившие самостоятельный характер и обязательные только для тех государств, которые их подписали.
Кроме того, если положения ГАТТ-47 (часть II) должны были применяться в степени, максимально совместимой с национальным законодательством, то теперь государства-участники должны привести национальное законодательство в полное соответствие с пакетом документов ВТО, в том числе и с ГАТТ-94.
В ГАТТ-94 вошел также Марракешский протокол к ГАТТ 1994 года, состоящий из согласованных тарифов на сельскохозяйственные и иные товары, преференциальных тарифов, уступок нетарифного характера, обязательств относительно внутренних и экспортных субсидий для сельскохозяйственных товаров.
149. Собственно Соглашение об учреждении ВТО состоит из 16 статей, определяющих компетенцию, функции, структуру и статус ВТО, её привилегии, иммунитеты, процесс принятия решений.
В функции ВТО входит (ст. III):
— содействие выполнению Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений системы ВТО;
— обеспечение многосторонних торговых отношений;
— обеспечение исполнения Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
— обеспечение функционирования Механизма наблюдения за торговой политикой;
— сотрудничество с МВФ и МБРР.
Высшим органом ВТО является Конференция министров (раз в 2 года), состоящая из представителей государств-членов. Конференция вправе принимать решения по любому вопросу деятельности ВТО и многосторонних торговых соглашений системы ВТО.
К исключительной компетенции Конференции министров относится решение следующих вопросов:
— освобождение от обязательств по Соглашению об учреждении ВТО или любому соглашению системы ВТО;
— утверждение поправок к Соглашению об учреждении ВТО или любому соглашению системы ВТО;
— утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО.
Соглашением подтверждается практика принятия решений консенсусом. В обязательном порядке консенсусом утверждаются поправки к статье IX Соглашения об учреждении ВТО, ст. I и ст. II ГАТТ-94, ст. II (п. 1) ГАТС, ст. IV ТРИПС. Если решения не могут быть приняты консенсусом, то они принимаются большинством голосов. Квалифицированное большинство в три четверти голосов требуется в следующих случаях:
— толкование положений Соглашения об учреждении ВТО;
— освобождение от обязательств по Соглашению об учреждении ВТО или соглашению системы ВТО;
— утверждение поправок.
Квалифицированное большинство в две трети требуется в следующих случаях:
— утверждение поправок, не требующих трех четвертей голосов;
— утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО.
Каждое государство обладает одним голосом. ЕС обладает числом голосов, равным числу его членов.
В перерывах между Конференциями министров главным органом является Генеральный совет, собирающийся на заседания по мере необходимости и осуществляющий полномочия Конференции министров.
К исключительной компетенции Генерального совета относится:
— выполнение функций Органа по рассмотрению споров и Механизма по наблюдению за торговой политикой;
— утверждение бюджета ВТО.
Совет, наравне с Конференцией министров, вправе давать обязательное толкование положений Соглашения об учреждении ВТО. Совет предпринимает действия по сотрудничеству с международными организациями, принимает свои правила процедуры.
Генеральный совет осуществляет руководство Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами, Советом по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В рамках ВТО действуют: Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса, Комитет по бюджету, финансированию и управлению, а также комитеты, созданные в соответствии с многосторонними соглашениями системы ВТО.
Механизм по наблюдению за торговой политикой представляет собой систему контроля за исполнением государствами-участниками ВТО обязательств по принятому пакету документов. Каждый год торговая политика нескольких стран-участниц подвергается глубокому и всестороннему рассмотрению на предмет проверки её соответствия принятым обязательствам.
Государства-участники обязаны уведомлять Секретариат ВТО о всех национальных мерах, затрагивающих экспорт или импорт товаров по согласованному перечню. Рассмотрение торговой политики ЕС, США, Японии, Канады проводится раз в два года, остальных государств — в 4 — 6 лет. Рассмотрение осуществляется Генеральным советом (в качестве Органа по наблюдению за торговой политикой) на основе двух докладов — правительства соответствующей страны и Секретариата ВТО.
Секретариат ГАТТ был преобразован в Секретариат ВТО (около 500 сотрудников). Секретариат возглавляется Генеральным директором, назначаемым Конференцией министров.
150. К органам ВТО относятся: Конференция министров, Секретариат, Генеральный совет. Структурно Секретариат состоит из следующих подразделений: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Комитет по финансовым услугам, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и управлению, Орган по наблюдению за торговой политикой, Орган по рассмотрению споров, Комитет по сельскому хозяйству, Орган по наблюдению за торговлей текстильными товарами.
Генеральный совет структурно состоит из следующих подразделений: Комитет по доступу на рынки, Комитет по техническим барьерам в торговле, Комитет по сельскому хозяйству, Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по импортному лицензированию, Комитет по защитным мерам, Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, Комитет по таможенной стоимости, Комитет по правилам происхождения, Комитет по инвестициям, связанным с торговлей, Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам.
151. Соглашение об учреждении ВТО различает два вида членства: первоначальное и путем присоединения. Первоначальными членами ВТО становятся государства-участники ГАТТ-47 и ЕС; для этого они должны принять соглашения, содержащиеся в приложении IA, а также ГАТС и ТРИПС.
Любое другое государство вправе присоединиться к Соглашению об учреждении ВТО на условиях, согласованных с ВТО. Процедура присоединения является довольно сложной, трудоемкой и длительной.
Присоединяющаяся страна должна известить Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передать Меморандум о внешнеторговом режиме в отношении товаров и услуг. Генеральный совет создает Рабочую группу, в которой могут участвовать все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, её законодательство и практику его применения в консультациях, неформальных встречах, двусторонних переговорах вырабатывает условия присоединения: протокол по тарифным; обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок и протокол о присоединении. Затем Рабочая группа представляет доклад с выводами Генеральному совету ВТО, который принимает решение двумя третями голосов. Это решение вступает в силу через 30 дней после принятия (ратификации) его присоединившейся страной.
Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России в феврале 1994 года, после чего началась работа в рамках Рабочей группы по присоединению России к ВТО.
152. Отдельно следует остановиться на вопросе о международно-правовом регулировании сферы услуг в МЭО и на торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.
Под услугой в международном обороте принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги.
Термин «услуги» охватывает разнородные виды деятельности в самых различных отраслях экономики. В число услуг входят: транспортировка, банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникационная связь, строительство, образование, реклама, медицинское обслуживание, обработка информационных данных и др. — всего 140—160 видов услуг.
До 90-х гг. XX в. использование отдельных видов услуг в международном обороте регулировалось в двусторонних соглашениях и на многостороннем уровне — отдельными отраслевыми соглашениями.
По инициативе США вопрос международно-правового регулирования (МПР) всей сферы услуг был включен в предмет переговоров Уругвайского раунда ГАТТ. Предполагалось, что торговля услугами будет частью режима ГАТТ. Однако в связи с противодействием такому подходу со стороны PC вся область услуг стала предметом нового, отдельного многостороннего соглашения — Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), вступившего в действие с 1.1.95 г.
ГАТС содержит 29 статей, а также приложения, касающиеся отдельных видов услуг. Фактически ГАТС формализует существование в международной торговой системе дифференцированного правового режима в сфере услуг: с одной стороны, в рамках режима ГАТС существуют общеобязательные нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а, с другой стороны, в специальных Перечнях зафиксированы согласованные на двусторонней либо групповой основе конкретные обязательства отдельных государств по некоторым видам услуг. В этом смысле механизм, заложенный в ГАТС, напоминает механизм ГАТТ: через фиксацию барьеров и либерализацию режима между отдельными государствами/ группами государств — ко всеобщей либерализации режима в отдельном секторе услуг, а затем и во всей сфере услуг.
Основными принципами, «запускающими» заложенный механизм (также как и в ГАТТ, только с перемещенными акцентами) являются:
— принцип предоставления национального режима, в соответствии с которым иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные услуги, поставщики услуг;
— ПНБ, в соответствии с которым государства-участники ГАТС предоставляют друг другу в сфере услуг режим наибольшего благоприятствования.
При этом в ГАТС определены виды услуг, которые исключаются из сферы действия ПНБ (морской транспорт, телекоммуникации и др.).
188. ГАТС становится наиболее ярким примером «проникновения» международного права в сферы, регулировавшиеся внутригосударственными (национальными) системами права. Нет сомнений, что со временем на базе ГАТС (по аналогии с ГАТТ) возникнут новые соглашения, интерпретирующие и развивающие положения ГАТС, а также регулирующие по секторальному принципу рынки специфических видов услуг. Первый раунд переговоров планируется на 2000-й год.
Проблемы либерализации сферы услуг во многом связаны со сложностью количественной оценки барьеров в торговле услугами, их перевода в унифицированные показатели, отсутствием гармонизированной системы классификации услуг, статистики по структуре и объемам потоков услуг.
Обычно защитные меры в этой сфере принимают форму национальных законов, актов исполнительной власти, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов.
Продажа услуг является составным элементом внутрипроизводственной международной деятельности ТНК. Зачастую внутрифирменная передача информации, технологии, финансов осуществляется как трансграничная поставка услуг. ТНК, особенно в наукоёмких отраслях, продажу товаров сопровождают продажей услуг: компьютеры продаются вместе с программным обеспечением; продажа бытовой электроники сопровождается фирменным обслуживанием, доступным во многих странах. Кроме того, происходит размывание границ между отдельными видами услуг. Так, банки выпускают кредитные карточки, выполняют функции транспортных агентств и т.п.
153. В МЭО существует большое число правительственных и неправительственных организаций, выполняющих те или иные функции в сфере услуг.
Организация международной гражданской авиации (ИКАО) занимается унификацией правил полетов и эксплуатации воздушных транспортных средств. Международная морская организация (ИМО) занимается унификацией правил по морской транспортировке. Всемирная туристская организация (по другому переводу: Всемирная организация по туризму) определяет нормы и стандарты содержания гостиниц.
В 1965 году был образован Комитет ЮНКТАД по невидимым товарам и финансированию, связанному с торговлей. В круг ведения Комитета входит, в частности, содействие в проведении политики в области торговли услугами, рассмотрение мер по улучшению торгового баланса PC в торговле услугами, включая туризм, перевозки, страхование.
В том же году был создан Комитет ЮНКТАД по морским перевозкам. Членами Комитета являются более 100 стран. Комитет дважды в год проводит очередные сессии. В круг ведения Комитета входит, в частности, содействие сотрудничеству в области морских перевозок; принятие рекомендаций, в том числе о деятельности линейных конференций PC, развитии торгового флота; разработка мер по совершенствованию портовых операций; сбор и публикация статистических данных; проведение исследований в области морских перевозок.
Важнейшим результатом деятельности Комитета была разработка и принятие Кодекса поведения линейных конференций (картельных объединений судовладельцев). Решение о разработке такого Кодекса было принято в конце 1972 года на XXVII сессии ГА ООН. В 1974 году была принята Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций (вступила в силу в 1983 году). При активном участии Комитета подготовлена и принята также Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 года.
154. В системе ВТО действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП).
Интеллектуальная собственность — это продукты творческой деятельности в производственной, научной, литературной, художественной областях, носящие нематериальный характер. Вместе с тем, интеллектуальная собственность воплощается в определенные материальные объекты или сопровождает их, присутствует как компонент качества, цены товара. С этой точки зрения она сама становится разновидностью товара.
Однако в отличие от товара как материальной вещи, интеллектуальная собственность сама по себе в состоянии приносить прибыль её владельцам, только если обеспечена специальной правовой охраной со стороны государства.
К объектам права интеллектуальной собственности относятся: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, программы для ЭВМ, «ноу-хау», торговые секреты, авторские и смежные права и др.
Во внутригосударственных правовых системах отношения по созданию и использованию интеллектуальной собственности регулируются нормами авторского права, патентного права и другими институтами гражданского и торгового права.
Защита интеллектуальной собственности непосредственно связана с деятельностью по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Под недобросовестной конкуренцией, в частности, понимают: распространение искаженных сведений о товаре, характере, способе, месте его изготовления, потребительских свойствах и других качествах товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара; копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара и др.
Вопросы интеллектуальной собственности уже давно являются предметом разнообразных международных соглашений. На многостороннем уровне они регулируются следующими соглашениями: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (с последующими изменениями и дополнениями), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года (с последующими редакциями 1928, 1948, 1971 гг.), Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 года и связанный с ней Венский договор о регистрации товарных знаков 1973 года, Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 года, Ниццское соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков 1957 года, Римская конвенция о международной защите артистов-исполнителей, изготовителей звукозаписи и предприятий радиовещания 1961 года, Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 года, Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.
В 1967 году была учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире. В ВОИС участвуют более 130 государств.
155. Некоторые вопросы интеллектуальной собственности нашли отражение в тексте ГАТТ. Так, в статье IX приводятся некоторые требования к маркировке товаров. Согласно статье XX (d) из общего режима ГАТТ исключаются меры по обеспечению исполнения законов об охране патентов, товарных знаков, авторских прав. Статьи XII (п. 3с) и XVIII (п. 10) предписывают, чтобы принимаемые государствами при определенных обстоятельствах ограничительные, защитные меры не препятствовали исполнению законов об охране патентов, товарных знаков, авторских прав.
В преддверии Уругвайского раунда был поставлен вопрос о гармонизации в рамках ГАТТ национальных законодательств в области охраны прав на интеллектуальную собственность, что вызвало противодействие со стороны ряда PC. По результатам компромиссных переговоров в ходе Уругвайского раунда было принято Соглашение О торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП, или ТРИПС), которое вошло в «пакет» соглашений системы ВТО.
ТРИП предусматривает предоставление национального режима и РНБ в области прав интеллектуальной собственности гражданам других государств-участников.
Государства-участники должны принять на себя обязательства по обеспечению соответствующего правового режима на своем рынке в отношении: авторских и смежных прав, товарных знаков, использования географических наименований, патентов, топологии интегральных микросхем, защиты конфиденциальной информации.
Всеми вопросами реализации ТРИП будет заниматься созданный в ВТО Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Государства-участники, согласно ТРИП, обязуются:
— создать национальные механизмы по охране прав на интеллектуальную собственность;
— принять соответствующие законы по защите прав национальных и иностранных собственников;
— принимать меры по борьбе с фальсификацией товаров и товарных знаков, в том числе путем приостановки выпуска товара таможней в свободное обращение на территории импортирующей страны;
— информировать Совет о всех законах и подзаконных актах, касающихся режима интеллектуальной собственности.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Каков характер взаимодействия между международным торговым правом и гражданским правом (предпринимательским правом)?
2. Какие международно-правовые акты определяют правовой режим в международной торговой системе?
3. Как происходило становление систем многостороннего регулирования МТ?
4. Что такое Гаванская Хартия?
5. Действует ли в настоящее время текст ГАТТ?
6. В чем проявляется потоварная дифференциация правовых режимов в международной торговой системе?
7. Какова роль международных товарных соглашений?
8. В чем состоит значение ЮНКТАД с точки зрения правового регулирования международной торговой системы?
9. Какова роль ПНБ в международной торговой системе?
10. Для чего была необходима Общая система преференций?
11. Применяется ли ПНБ в системе ВТО? С какими особенностями?
12. Что такое «мягкое право»?
13. В чем состоят регулирующие функции тарифных и нетарифных мер, применяемых государствами при импорте товаров? Какова стратегия ВТО в отношении таких мер?
14. Что понимается под нетарифными мерами регулирования?
15. В чем особенности торгово-экономических взаимосвязей между ЕС и PC в рамках Ломейских конвенций?
16. В чем состоят особенности правового режима по Соглашению о торговле авиатехникой, входящему в «пакет» соглашений ВТО?
17. В каком соотношении находятся ВТО и ГАТТ?
18. Какие комплексы правоотношений находятся в сфере регулирования ВТО?
19. На каких принципах основана международная торговая система?
20. Каким образом вопросы интеллектуальной собственности связаны с международной торговлей?
- Введение
- Об авторе этой книги
- Перечень применяемых сокращений
- Общая часть Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений
- 1.1. Международный экономический правопорядок
- 1.2. Мэп и внутреннее право
- Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
- 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (мэп)
- 2.2. Субъекты международного экономического права
- 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
- Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
- Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
- Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
- Особенная часть Глава 6 Международное торговое право
- 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (мт)
- 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования мт
- 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
- 6.4. Система вто
- Глава 7 Международное финансовое право
- 7.1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе
- 7.2. Система мвф и Всемирного банка
- Глава 8 Международное инвестиционное право
- 8.1. Международный правопорядок на рынке инвестиций
- 8.2. Внутреннее право и режим инвестиций
- Глава 9 Право международной экономической помощи
- Глава 10 Международное трудовое право
- Содержание