logo
Шумилов В

6.4. Система вто

178. В 1943 году в на американо-английских консультаци­ях по вопросам МТ был поставлен вопрос о создании между­народной торговой организации (МТО). В 1945 году США предложили союзникам провести Международную конфе­ренцию по торговле и развитию и создать МТО.

В феврале 1946 года на первой сессии ЭКОСОС была принята резолюция о созыве Конференции ООН по торговле и занятости, и на основе её создан Подготовительный коми­тет из представителей 19 государств. Подготовительный ко­митет выработал Устав МТО и проект Генерального согла­шения о тарифах и торговле.

Уже в сентябре 1947 года проект Устава МТО был на­правлен правительствам на рассмотрение, а между государст­вами, участвовавшими в работе Подготовительного комите­та, начались многосторонние переговоры о взаимном сниже­нии таможенных пошлин.

В Заключительный акт Второй сессии Подготовительного комитета были включены текст ГАТТ, списки тарифных ус­тупок, Протокол о временном применении ГАТТ.

С 21.11.47 г. по 24.3.48 г. в Гаване проходила Конференция ООН по торговле и занятости, принявшая Устав МТО. С 1.01.48 г. вступил в силу текст ГАТТ; предполагалось, что он будет действовать до вступления в силу Устава МТО.

Однако Устав МТО, подписанный государствами-участ­никами Конференции ООН по торговле и занятости, не был ратифицирован новым (республиканским) составом кон­гресса США и другими государствами, и, соответственно, так и не вступил в силу. Единственным многосторонним доку­ментом, регулировавшим МТ, осталось ГАТТ, просущество­вавшее, с последующими дополнениями, до конца 1993 года.

143. Текст ГАТТ содержал 38 статей, 9 приложений и при­ложенные списки тарифных уступок (ГАТТ-47). Наиболее важные статьи ГАТТ-47:

СТАТЬЯ I устанавливает ПНБ в отношении таможенных пошлин, сборов, методов их взимания, перевода платежей за импорт/экспорт, мер регулирования импорта/экспорта, вза­имных таможенных уступок.

СТАТЬЯ III устанавливает принцип предоставления на­ционального режима в отношении внутренних налогов, сбо­ров, законов, правил, относящихся к купле-продаже, перевоз­ке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке. Из этого режима исключаются нормы, регулирующие правительственные закупки.

СТАТЬЯ V провозглашает принцип свободы транзитных перевозок, которые подлежат освобождению от всех тамо­женных пошлин, транзитных сборов, кроме сборов, сораз­мерных административным расходам и стоимости предостав­ленных услуг; статья распространяет РНБ на транзитные перевозки.

СТАТЬЯ VI посвящена правилам применения антидем­пинговых и компенсационных пошлин.

СТАТЬЯ VII определяет общие принципы оценки товара для таможенных целей.

СТАТЬЯ VIII формулирует обязанности по сокращению таких нетарифных ограничений, как сборы и формальности, связанные с импортом/экспортом.

СТАТЬЯ IX распространяет РНБ на требования, предъяв­ляемые к маркировке товаров.

СТАТЬЯ XI запрещает введение или сохранение количе­ственных ограничений на импорт/экспорт, будь то в форме квот, лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и сборов. Статья определяет также исключения из этого общего запрета.

СТАТЬЯ XII разрешает временное применение количест­венных ограничений в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокраще­ния валютных резервов, равновесия платежного баланса.

СТАТЬЯ XIII устанавливает недискриминационный режим в отношении запрещений, ограничений импорта/экс­порта.

СТАТЬЯ XIV определяет временные исключения из не­дискриминационного режима в отношении запрещений, ог­раничений импорта /экспорта.

СТАТЬЯ XVI направлена на устранение практики субси­дирования экспорта.

СТАТЬЯ XVII посвящена практике действий государст­венных предприятий в МТ; такие предприятия в экспортно-импортных операциях должны руководствоваться исключи­тельно коммерческими соображениями и не допускать дис­криминации в своей внешней торговле.

СТАТЬЯ XVIII-бис предусматривает регулярное прове­дение многосторонних торговых переговоров на основе потоварного подхода на предмет снижения таможенных пошлин, закрепления пошлин на существующем или согласованном уровне.

СТАТЬЯ XIX разрешает государствам временно на не­дискриминационной основе приостанавливать свои обяза­тельства по таможенным уступкам, принимать защитные меры в случае угрозы причинения ущерба отечественным производителям.

СТАТЬЯ XX позволяет государствам прибегать на недис­криминационной основе к мерам, являющимся исключения­ми из режима ГАТТ, в случаях защиты общественной мора­ли; охраны жизни, здоровья человека, животных, растений; импорта/экспорта золота и серебра; охраны художественных, исторических, археологических ценностей; исполнения меж­дународных товарных соглашений и др.

СТАТЬЯ XXI позволяет государствам отступать от поло­жений ГАТТ по соображениям безопасности, в том числе в отношении расщепляемых (радиоактивных) материалов; торговли оружием; мер, принимаемых в исполнение обяза­тельств на основании Устава ООН для сохранения междуна­родного мира и безопасности.

СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в прользу преимуществ в рамках приграничной торговли, тамо­женных союзов, зон свободной торговли.

СТАТЬЯ XXV (п. 5) предусматривает в исключительных обстоятельствах возможность временного освобождения со­ответствующего государства от обязательств по ГАТТ при условии одобрения такого освобождения квалифицирован­ным большинством голосов.

СТАТЬЯ XXIX устанавливает обязательство государств соблюдать принципы глав I—VI и IX Устава МТО (Гаван­ской хартии).

СТАТЬЯ XXXVI посвящена принципам и целям содейст­вия развитию PC и закрепляет (п. 8) отказ от взаимности при предоставлении развитыми государствами преференций в пользу PC.

144. Важная особенность ГАТТ, заложенная в его кон­струкции, состоит в чрезвычайной гибкости его положений, возможности саморазвития этой правовой системы, совер­шенствования правовой и организационной инфраструкту­ры ГАТТ в соответствии с меняющимися условиями МТ.

Сложившееся на основе ГАТТ учреждение без малого 50 лет выполняло функции международной торговой организа­ции.

Процесс модификации, модернизации положений ГАТТ проходил в несколько этапов. В 1954-1955 гг. была осущест­влена безуспешная попытка создать на базе ГАТТ Организа­цию Торгового Сотрудничества. В 1964 году в текст ГАТТ была добавлена Часть IV (ст. XXXVI—XXXVIII), касающая­ся условий применения положений ГАТТ к PC. Она вошла в силу в 1966 году.

По итогам Токио-раунда были приняты соглашения и до­говоренности, которые уточняли, расширяли сферу действия ГАТТ: Соглашение по техническим барьерам в торговле (Ко­декс по стандартам), Соглашение по толкованию и примене­нию статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке), Соглаше­ние по применению статьи VI ГАТТ (Кодекс по антидемпин­гу) и др.

Становление ГАТТ как международной организации про­исходило постепенно. В отличие от других международных организаций в системе ГАТТ не было только такого призна­ка, как единый учредительный акт, который определял бы компетенцию, сферу действия, организационную структуру, привилегии, иммунитета и т.п. По этой причине ГАТТ часто квалифицировали как «параорганизацию».

145. Высшим органом ГАТТ являлись Сессии Договари­вающихся Сторон (один раз в год или по необходимости) с чрезвычайно широкой компетенцией. Каждое государство-участник обладало одним голосом. Решения принимались большинством голосов либо квалифицированным большин­ством, хотя на практике, согласно прецедентной норме, боль­шинство решений принимались консенсусом. Под консенсу­сом подразумевалось отсутствие возражений.

На XVI Сессии Договаривающихся Сторон был создан постоянный оперативный руководящий орган — Совет пред­ставителей Договаривающихся Сторон (Совет ГАТТ) со сле­дующей компетенцией:

— осуществлять рассмотрение срочных вопросов между Сессиями;

— осуществлять контроль за работой комитетов и других вспомогательных органов;

— осуществлять подготовку к Сессиям Договаривающих­ся Сторон.

Совет формировался из представителей Договариваю­щихся Сторон и получал право избирать своих должностных лиц. Голосование и принятие решений происходило так же, как и на Сессиях Договаривающихся Сторон. Заседания Со­вета проводились, как правило, 1 раз в месяц.

Техническое обеспечение работы ГАТТ осуществлялось Секретариатом. Первоначально его функции исполнялись Временной комиссией для Международной торговой органи­зации. В составе Секретариата были созданы:

— департамент конференций, связи и управления;

— департамент торговой политики;

— департамент торговли и развития.

В 1964 году был создан Центр международной торговли с целью поиска рынков сбыта для товаров, производимых в PC. Секретариат возглавлялся Генеральным директором, ко­торый исполнял также функции Исполнительного секрета­ря, как они предусмотрены в тексте ГАТТ (ст. XVIII, XXIII, XXVI).

Кроме того, в качестве вспомогательных органов были со­зданы постоянные комитеты, подкомитеты, группы, в част­ности: Комитет по торговле и развитию, Комитет по торго­вым переговорам, Антидемпинговый комитет, Комитет по текстилю, Комитет по ограничениям, вытекающим из состоя­ния платежного баланса, Комитет по вопросам бюджета, фи­нансирования и управления, Подкомитет по протекционист­ским мерам, затрагивающим PC, Подкомитет по торговым проблемам наименее развитых стран, координационная «Группа 18» и др.

После Токио-раунда были образованы: Комитет по техни­ческим барьерам в торговле, Комитет по правительственным закупкам, Комитет по субсидиям и компенсационным пош­линам, Комитет по оценке в таможенных целях, Комитет по лицензированию импорта, Комитет по торговле гражданской авиатехникой, Комитет по системе защитных мер, Совет по мясу, Международный совет по уступкам — всего более 20 комитетов. Антидемпинговый комитет был преобразован в Комитет по антидемпинговой практике.

146. Основным направлением деятельности ГАТТ явля­лось проведение многосторонних торговых переговоров («раундов») по снижению уровня таможенного обложения товаров и устранению нетарифных ограничений.

Первые раунды в Женеве (1947 г.), Аннеси (1949 г.), Торки (1950-1951 гг.), Женеве (1955-1956 гг.) были посвя­щены исключительно вопросам снижения ставок таможенных тарифов в отношении промышленных товаров на основе уступок, достигнутых в двусторонних контактах по «потоварному» принципу.

Во время «Дилон-раунда» (1961—1962 гг.), кроме вопро­сов снижения пошлин, обсуждались проблемы, связанные с созданием ЕЭС (применение к ЕЭС исключения из ПНБ). В ходе «Кеннеди — раунда» (1963—1967 гг.), помимо решения о «линейном» снижении уровня таможенного обложения промышленных товаров, были приняты также соглашения по некоторым нетарифным барьерам, в том числе по антидем­пингу (первый антидемпинговый кодекс) и утверждено ис­ключение из принципа взаимности в пользу PC.

Предмет переговоров во время «Токио-раунда» (1973— 1979 гг.) был значительно расширен: снижение тарифов, ог­раничение нетарифных барьеров, реформа системы ГАТТ. В результате был подписан целый комплекс соглашений, до­полняющих и расширяющих сферу действия ГАТТ, уточня­ющих правила применения и толкования ряда положений Генерального соглашения.

Уругвайский раунд МТП (1986—1993 гг.) завершился ко­ренным изменением всей системы ГАТТ, решением о транс­формации ГАТТ в ВТО. Предмет переговоров Уругвайского раунда МТП состоял из следующих вопросов: сокращение и отмена тарифов и нетарифных методов регулирования тор­говли; торговля тропическими товарами; торговли товарами, производимыми из природного сырья; торговля текстильны­ми товарами и одеждой; торговля продукцией сельского хо­зяйства; пересмотр положений ГАТТ; принятие дополнений и изменений к соглашениям и договоренностям, заключен­ным в ходе «Токио-раунда»; субсидии и компенсационные пошлины; урегулирование споров; аспекты интеллектуаль­ной собственности, связанные с торговлей; инвестиционные меры, связанные с торговлей; торговля услугами.

В соответствии с Декларацией министров по Уругвайско­му раунду МТП (сентябрь 1986 г.) государства-участники ГАТТ приняли на себя обязательства:

1. не предпринимать ограничительных мер, несовмести­мых с правилами ГАТТ (Standstill);

2. осуществлять постепенную отмену всех ограничитель­ных мер, несовместимых с правилами ГАТТ, без требований взаимности (Rollback»).

В 1987 году был создан Орган контроля по обязательст­вам «Standstill» и «Rollback».

148. Заключительный акт Уругвайского раунда, приня­тый в г. Марракеше, Марокко, состоит из трех частей:

— Марракешского соглашения об учреждении ВТО и че­тырех приложений к нему (1А, 1В, 1С, 2, 3,4);

— Декларации и решения министров (о мерах в пользу наименее развитых стран; о взаимоотношениях ВТО с МВФ; по предупреждению попыток обхода антидемпинго­вых мер; по различным видам услуг; по отдельным согла­шениям и др.);

— договоренности об обязательствах в области финансо­вых услуг.

Приложения к Соглашению об учреждении ВТО содер­жат текст ГАТТ в редакции 1994 года (ГАТТ-94), тексты Ге­нерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), Со­глашения по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности (ТРИП, или ТРИПС) и еще свыше 50 соглаше­ний и договоренностей.

Весь этот комплекс документов рассматривается как еди­ный пакет. Это означает, что страна вступающая в ВТО, должна принять обязательства по всему пакету (кроме четы­рех соглашений с ограниченным кругом участников: о тор­говле гражданской авиатехникой, о правительственных за­купках, по молочным продуктам, по говядине).

Все статьи ГАТТ-47 без каких-либо изъятий, с принятыми изменениями и дополнениями, перешли в текст ГАТТ-94 (за исключением Протокола о временном применении ГАТТ).

В ГАТТ-94 вошли также протоколы о тарифных уступках, протоколы о присоединении, договоренности о толковании ряда статей ГАТТ.

Вместе с тем, ГАТТ-94 отличается от ГАТТ-47 тем, что его составными частями стали соглашения и договоренности, ранее носившие самостоятельный характер и обязательные только для тех государств, которые их подписали.

Кроме того, если положения ГАТТ-47 (часть II) должны были применяться в степени, максимально совместимой с национальным законодательством, то теперь государства-участники должны привести национальное законодательство в полное соответствие с пакетом документов ВТО, в том числе и с ГАТТ-94.

В ГАТТ-94 вошел также Марракешский протокол к ГАТТ 1994 года, состоящий из согласованных тарифов на сельско­хозяйственные и иные товары, преференциальных тарифов, уступок нетарифного характера, обязательств относительно внутренних и экспортных субсидий для сельскохозяйствен­ных товаров.

149. Собственно Соглашение об учреждении ВТО состоит из 16 статей, определяющих компетенцию, функции, струк­туру и статус ВТО, её привилегии, иммунитеты, процесс при­нятия решений.

В функции ВТО входит (ст. III):

— содействие выполнению Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений системы ВТО;

— обеспечение многосторонних торговых отношений;

— обеспечение исполнения Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

— обеспечение функционирования Механизма наблюде­ния за торговой политикой;

— сотрудничество с МВФ и МБРР.

Высшим органом ВТО является Конференция министров (раз в 2 года), состоящая из представителей государств-чле­нов. Конференция вправе принимать решения по любому во­просу деятельности ВТО и многосторонних торговых согла­шений системы ВТО.

К исключительной компетенции Конференции мини­стров относится решение следующих вопросов:

— освобождение от обязательств по Соглашению об уч­реждении ВТО или любому соглашению системы ВТО;

— утверждение поправок к Соглашению об учреждении ВТО или любому соглашению системы ВТО;

— утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО.

Соглашением подтверждается практика принятия реше­ний консенсусом. В обязательном порядке консенсусом ут­верждаются поправки к статье IX Соглашения об учрежде­нии ВТО, ст. I и ст. II ГАТТ-94, ст. II (п. 1) ГАТС, ст. IV ТРИПС. Если решения не могут быть приняты консенсусом, то они принимаются большинством голосов. Квалифициро­ванное большинство в три четверти голосов требуется в сле­дующих случаях:

— толкование положений Соглашения об учреждении ВТО;

— освобождение от обязательств по Соглашению об уч­реждении ВТО или соглашению системы ВТО;

— утверждение поправок.

Квалифицированное большинство в две трети требуется в следующих случаях:

— утверждение поправок, не требующих трех четвертей голосов;

— утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО.

Каждое государство обладает одним голосом. ЕС обладает числом голосов, равным числу его членов.

В перерывах между Конференциями министров главным органом является Генеральный совет, собирающийся на засе­дания по мере необходимости и осуществляющий полномо­чия Конференции министров.

К исключительной компетенции Генерального совета от­носится:

— выполнение функций Органа по рассмотрению споров и Механизма по наблюдению за торговой политикой;

— утверждение бюджета ВТО.

Совет, наравне с Конференцией министров, вправе давать обязательное толкование положений Соглашения об учреж­дении ВТО. Совет предпринимает действия по сотрудничеству с международными организациями, принимает свои правила процедуры.

Генеральный совет осуществляет руководство Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами, Советом по торговым аспектам прав интеллектуальной собственнос­ти. В рамках ВТО действуют: Комитет по торговле и разви­тию, Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса, Комитет по бюджету, финансированию и управлению, а также комитеты, созданные в соответствии с многосторонними соглашениями системы ВТО.

Механизм по наблюдению за торговой политикой пред­ставляет собой систему контроля за исполнением государст­вами-участниками ВТО обязательств по принятому пакету документов. Каждый год торговая политика нескольких стран-участниц подвергается глубокому и всестороннему рассмотрению на предмет проверки её соответствия приня­тым обязательствам.

Государства-участники обязаны уведомлять Секретариат ВТО о всех национальных мерах, затрагивающих экспорт или импорт товаров по согласованному перечню. Рассмотре­ние торговой политики ЕС, США, Японии, Канады прово­дится раз в два года, остальных государств — в 4 — 6 лет. Рас­смотрение осуществляется Генеральным советом (в качестве Органа по наблюдению за торговой политикой) на основе двух докладов — правительства соответствующей страны и Секретариата ВТО.

Секретариат ГАТТ был преобразован в Секретариат ВТО (около 500 сотрудников). Секретариат возглавляется Гене­ральным директором, назначаемым Конференцией мини­стров.

150. К органам ВТО относятся: Конференция министров, Секретариат, Генеральный совет. Структурно Секретариат состоит из следующих подразделений: Совет по торговле то­варами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым ас­пектам прав на интеллектуальную собственность, Комитет по финансовым услугам, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния пла­тежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и управле­нию, Орган по наблюдению за торговой политикой, Орган по рассмотрению споров, Комитет по сельскому хозяйству, Орган по наблюдению за торговлей текстильными товарами.

Генеральный совет структурно состоит из следующих подразделений: Комитет по доступу на рынки, Комитет по техническим барьерам в торговле, Комитет по сельскому хо­зяйству, Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по импортному лицензированию, Комитет по защитным мерам, Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, Комитет по таможенной стоимости, Комитет по правилам происхож­дения, Комитет по инвестициям, связанным с торговлей, Ко­митет по санитарным и фитосанитарным мерам.

151. Соглашение об учреждении ВТО различает два вида членства: первоначальное и путем присоединения. Первона­чальными членами ВТО становятся государства-участники ГАТТ-47 и ЕС; для этого они должны принять соглашения, содержащиеся в приложении IA, а также ГАТС и ТРИПС.

Любое другое государство вправе присоединиться к Со­глашению об учреждении ВТО на условиях, согласованных с ВТО. Процедура присоединения является довольно слож­ной, трудоемкой и длительной.

Присоединяющаяся страна должна известить Генерально­го директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передать Меморандум о внешнеторговом режиме в от­ношении товаров и услуг. Генеральный совет создает Рабо­чую группу, в которой могут участвовать все члены ВТО. Ра­бочая группа изучает внешнеторговый режим страны, её за­конодательство и практику его применения в консультациях, неформальных встречах, двусторонних переговорах выраба­тывает условия присоединения: протокол по тарифным; обя­зательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок и протокол о присоединении. Затем Рабо­чая группа представляет доклад с выводами Генеральному совету ВТО, который принимает решение двумя третями го­лосов. Это решение вступает в силу через 30 дней после при­нятия (ратификации) его присоединившейся страной.

Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России в фев­рале 1994 года, после чего началась работа в рамках Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

152. Отдельно следует остановиться на вопросе о между­народно-правовом регулировании сферы услуг в МЭО и на торговых аспектах прав на интеллектуальную собствен­ность.

Под услугой в международном обороте принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потреби­теля эффекте, удовлетворении конкретной потребности по­лучателя услуги.

Термин «услуги» охватывает разнородные виды деятель­ности в самых различных отраслях экономики. В число услуг входят: транспортировка, банковское дело, страхование, ту­ризм, телекоммуникационная связь, строительство, образо­вание, реклама, медицинское обслуживание, обработка ин­формационных данных и др. — всего 140—160 видов услуг.

До 90-х гг. XX в. использование отдельных видов услуг в международном обороте регулировалось в двусторонних со­глашениях и на многостороннем уровне — отдельными от­раслевыми соглашениями.

По инициативе США вопрос международно-правового регулирования (МПР) всей сферы услуг был включен в предмет переговоров Уругвайского раунда ГАТТ. Предпола­галось, что торговля услугами будет частью режима ГАТТ. Однако в связи с противодействием такому подходу со сто­роны PC вся область услуг стала предметом нового, отдель­ного многостороннего соглашения — Генерального соглаше­ния по торговле услугами (ГАТС), вступившего в действие с 1.1.95 г.

ГАТС содержит 29 статей, а также приложения, касаю­щиеся отдельных видов услуг. Фактически ГАТС формали­зует существование в международной торговой системе диф­ференцированного правового режима в сфере услуг: с одной стороны, в рамках режима ГАТС существуют общеобязатель­ные нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а, с другой сто­роны, в специальных Перечнях зафиксированы согласован­ные на двусторонней либо групповой основе конкретные обязательства отдельных государств по некоторым видам услуг. В этом смысле механизм, заложенный в ГАТС, напо­минает механизм ГАТТ: через фиксацию барьеров и либера­лизацию режима между отдельными государствами/ группа­ми государств — ко всеобщей либерализации режима в от­дельном секторе услуг, а затем и во всей сфере услуг.

Основными принципами, «запускающими» заложенный механизм (также как и в ГАТТ, только с перемещенными ак­центами) являются:

— принцип предоставления национального режима, в со­ответствии с которым иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и нацио­нальные услуги, поставщики услуг;

— ПНБ, в соответствии с которым государства-участники ГАТС предоставляют друг другу в сфере услуг режим наи­большего благоприятствования.

При этом в ГАТС определены виды услуг, которые исклю­чаются из сферы действия ПНБ (морской транспорт, теле­коммуникации и др.).

188. ГАТС становится наиболее ярким примером «про­никновения» международного права в сферы, регулировав­шиеся внутригосударственными (национальными) система­ми права. Нет сомнений, что со временем на базе ГАТС (по аналогии с ГАТТ) возникнут новые соглашения, интерпрети­рующие и развивающие положения ГАТС, а также регули­рующие по секторальному принципу рынки специфических видов услуг. Первый раунд переговоров планируется на 2000-й год.

Проблемы либерализации сферы услуг во многом связа­ны со сложностью количественной оценки барьеров в торгов­ле услугами, их перевода в унифицированные показатели, от­сутствием гармонизированной системы классификации услуг, статистики по структуре и объемам потоков услуг.

Обычно защитные меры в этой сфере принимают форму национальных законов, актов исполнительной власти, ведом­ственных инструкций, непризнания иностранных квалифи­кационных сертификатов, дипломов.

Продажа услуг является составным элементом внутри­производственной международной деятельности ТНК. За­частую внутрифирменная передача информации, техноло­гии, финансов осуществляется как трансграничная поставка услуг. ТНК, особенно в наукоёмких отраслях, продажу това­ров сопровождают продажей услуг: компьютеры продаются вместе с программным обеспечением; продажа бытовой элек­троники сопровождается фирменным обслуживанием, до­ступным во многих странах. Кроме того, происходит размы­вание границ между отдельными видами услуг. Так, банки выпускают кредитные карточки, выполняют функции транс­портных агентств и т.п.

153. В МЭО существует большое число правительствен­ных и неправительственных организаций, выполняющих те или иные функции в сфере услуг.

Организация международной гражданской авиации (ИКАО) занимается унификацией правил полетов и эксплу­атации воздушных транспортных средств. Международная морская организация (ИМО) занимается унификацией пра­вил по морской транспортировке. Всемирная туристская ор­ганизация (по другому переводу: Всемирная организация по туризму) определяет нормы и стандарты содержания гости­ниц.

В 1965 году был образован Комитет ЮНКТАД по невиди­мым товарам и финансированию, связанному с торговлей. В круг ведения Комитета входит, в частности, содействие в проведении политики в области торговли услугами, рассмот­рение мер по улучшению торгового баланса PC в торговле услугами, включая туризм, перевозки, страхование.

В том же году был создан Комитет ЮНКТАД по морским перевозкам. Членами Комитета являются более 100 стран. Комитет дважды в год проводит очередные сессии. В круг ве­дения Комитета входит, в частности, содействие сотрудниче­ству в области морских перевозок; принятие рекомендаций, в том числе о деятельности линейных конференций PC, разви­тии торгового флота; разработка мер по совершенствованию портовых операций; сбор и публикация статистических дан­ных; проведение исследований в области морских перевозок.

Важнейшим результатом деятельности Комитета была разработка и принятие Кодекса поведения линейных конфе­ренций (картельных объединений судовладельцев). Решение о разработке такого Кодекса было принято в конце 1972 года на XXVII сессии ГА ООН. В 1974 году была принята Кон­венция о Кодексе поведения линейных конференций (всту­пила в силу в 1983 году). При активном участии Комитета подготовлена и принята также Конвенция ООН о междуна­родных смешанных перевозках грузов 1980 года.

154. В системе ВТО действует Соглашение о торговых ас­пектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП).

Интеллектуальная собственность — это продукты твор­ческой деятельности в производственной, научной, литера­турной, художественной областях, носящие нематериальный характер. Вместе с тем, интеллектуальная собственность во­площается в определенные материальные объекты или со­провождает их, присутствует как компонент качества, цены товара. С этой точки зрения она сама становится разновид­ностью товара.

Однако в отличие от товара как материальной вещи, ин­теллектуальная собственность сама по себе в состоянии при­носить прибыль её владельцам, только если обеспечена спе­циальной правовой охраной со стороны государства.

К объектам права интеллектуальной собственности отно­сятся: патенты на изобретения, полезные модели, промыш­ленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фир­менные наименования, программы для ЭВМ, «ноу-хау», тор­говые секреты, авторские и смежные права и др.

Во внутригосударственных правовых системах отноше­ния по созданию и использованию интеллектуальной собст­венности регулируются нормами авторского права, патентного права и другими институтами гражданского и торгового права.

Защита интеллектуальной собственности непосредствен­но связана с деятельностью по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Под недобросовестной конкуренцией, в част­ности, понимают: распространение искаженных сведений о товаре, характере, способе, месте его изготовления, потреби­тельских свойствах и других качествах товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара; копирование формы, упаковки, внешне­го оформления товара и др.

Вопросы интеллектуальной собственности уже давно яв­ляются предметом разнообразных международных соглаше­ний. На многостороннем уровне они регулируются следую­щими соглашениями: Парижская конвенция по охране про­мышленной собственности 1883 года (с последующими изме­нениями и дополнениями), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года (с последующими редакциями 1928, 1948, 1971 гг.), Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, Мадридская кон­венция о международной регистрации фабричных и товар­ных знаков 1891 года и связанный с ней Венский договор о регистрации товарных знаков 1973 года, Вашингтонский до­говор о патентной кооперации 1970 года, Ниццское соглаше­ние о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков 1957 года, Римская конвенция о между­народной защите артистов-исполнителей, изготовителей зву­козаписи и предприятий радиовещания 1961 года, Договор об интеллектуальной собственности в отношении интеграль­ных микросхем 1989 года, Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.

В 1967 году была учреждена Всемирная организация ин­теллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире. В ВОИС участвуют более 130 государств.

155. Некоторые вопросы интеллектуальной собственнос­ти нашли отражение в тексте ГАТТ. Так, в статье IX приво­дятся некоторые требования к маркировке товаров. Согласно статье XX (d) из общего режима ГАТТ исключаются меры по обеспечению исполнения законов об охране патентов, товар­ных знаков, авторских прав. Статьи XII (п. 3с) и XVIII (п. 10) предписывают, чтобы принимаемые государствами при определенных обстоятельствах ограничительные, защит­ные меры не препятствовали исполнению законов об охране патентов, товарных знаков, авторских прав.

В преддверии Уругвайского раунда был поставлен вопрос о гармонизации в рамках ГАТТ национальных законода­тельств в области охраны прав на интеллектуальную собст­венность, что вызвало противодействие со стороны ряда PC. По результатам компромиссных переговоров в ходе Уругвай­ского раунда было принято Соглашение О торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП, или ТРИПС), которое вошло в «пакет» соглашений системы ВТО.

ТРИП предусматривает предоставление национального режима и РНБ в области прав интеллектуальной собствен­ности гражданам других государств-участников.

Государства-участники должны принять на себя обяза­тельства по обеспечению соответствующего правового режи­ма на своем рынке в отношении: авторских и смежных прав, товарных знаков, использования географических наименова­ний, патентов, топологии интегральных микросхем, защиты конфиденциальной информации.

Всеми вопросами реализации ТРИП будет заниматься со­зданный в ВТО Совет по торговым аспектам прав на интел­лектуальную собственность.

Государства-участники, согласно ТРИП, обязуются:

— создать национальные механизмы по охране прав на ин­теллектуальную собственность;

— принять соответствующие законы по защите прав наци­ональных и иностранных собственников;

— принимать меры по борьбе с фальсификацией товаров и товарных знаков, в том числе путем приостановки выпуска товара таможней в свободное обращение на территории им­портирующей страны;

— информировать Совет о всех законах и подзаконных актах, касающихся режима интеллектуальной собственности.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Каков характер взаимодействия между международным торго­вым правом и гражданским правом (предпринимательским правом)?

2. Какие международно-правовые акты определяют правовой режим в международной торговой системе?

3. Как происходило становление систем многостороннего регули­рования МТ?

4. Что такое Гаванская Хартия?

5. Действует ли в настоящее время текст ГАТТ?

6. В чем проявляется потоварная дифференциация правовых ре­жимов в международной торговой системе?

7. Какова роль международных товарных соглашений?

8. В чем состоит значение ЮНКТАД с точки зрения правового регулирования международной торговой системы?

9. Какова роль ПНБ в международной торговой системе?

10. Для чего была необходима Общая система преференций?

11. Применяется ли ПНБ в системе ВТО? С какими особенностя­ми?

12. Что такое «мягкое право»?

13. В чем состоят регулирующие функции тарифных и нетарифных мер, применяемых государствами при импорте товаров? Какова стра­тегия ВТО в отношении таких мер?

14. Что понимается под нетарифными мерами регулирования?

15. В чем особенности торгово-экономических взаимосвязей между ЕС и PC в рамках Ломейских конвенций?

16. В чем состоят особенности правового режима по Соглашению о торговле авиатехникой, входящему в «пакет» соглашений ВТО?

17. В каком соотношении находятся ВТО и ГАТТ?

18. Какие комплексы правоотношений находятся в сфере регулиро­вания ВТО?

19. На каких принципах основана международная торговая систе­ма?

20. Каким образом вопросы интеллектуальной собственности свя­заны с международной торговлей?