13. Понятие и классификация форм государства
Форма государства– организация гос.власти, выраженная в форме правления, гос.устройства и гос.режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает:
организацию верховной гос.власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением;
территориальную организацию гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
методы и способы осуществления гос.власти.
Форма правления раскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.Республика – президентская, смешанная, парламентская. Монархия– абсолютная, парламентская и дуалистическая.
Форма гос.устройства– территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями.Унитарное –единое гос.образование; делится лишь на административно-территориальные части. Характерно существование общих высших органов гос.власти и управления, единой судебной системы и конституции.Федерациясостоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации. Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с общими существуют свои собственные высшие и местные органы гос.власти и управления. Аналогично – с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий – объединенные органы.
Под гос.режимомпонимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос. власти. Гос. режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении классовых сил. Гос.режим в значительной степени индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.
В зависимости от того, какой метод осуществления гос.власти (насилия или либерализма) выступает на первый план различают два основных вида гос.режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический(либеральный).
Авторитарный характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитаризма является фашизм.
Характерными признаками буржуазно-демократического режимаявляются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и организаций, существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности, принципа разделения властей и др.
Существует общая классификация форм государства, соединяющая воедино три указанные элемента. Выделяют три разновидности формы:
- монистическая(монократическая) характеризуется отсутствием разделения ролей в организации гос.управления обществом. Гос.власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр. Для этой формы характерна централизация гос.устройства, хотя она может официально называться федерацией. Гос. режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления.
- сегментарная- промежуточное явление между монистической и плюралистической. Она предполагает известное разделение ролей между разными институтами государства по управле-нию обществом, но у нее нет равновесия элементов управления, системы взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (дуалистическая) либо президенту. Федерация, если она существует, характеризуется ограниченностью полномочий ее субъектов. В гос.режиме доминируют авторитарные методы управления, хотя провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы.
- плюралистическаягос.форма характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства и на местном уровне. В гос. режиме, кроме случаев чрезвычайного положения, преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, с гарантиями демократических прав граждан. Может существовать и при унитарной монархии (Япония) и в условиях федеративной президентской республики (США).
- 2. Содержание и структура тгп:
- Ее связь с философскими и политическими науками.
- 5. Возникновение и развитие тгп в России.
- 6. Причины и пути происхождения государства.
- 7. Происхождение права.
- 8. Теории происхождения государства и права.
- 9. Власть и ее виды. Государственная власть.
- 10. Государство: понятие, сущность, основные признаки.
- 11. Суверенитет государства: понятие и содержание.
- 12. Типология государства: понятие и основные подходы.
- 13. Понятие и классификация форм государства
- 14. Форма правления.
- 15. Форма государственного устройства.
- 16. Государственный режим.
- 17. Демократия и ее основные формы.
- 18. Снг: политические и правовые аспекты.
- 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
- 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
- 21. Понятие и структура механизма государства.
- 22. Понятие и виды органов государства
- 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
- 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
- 26. Место и роль государства в политической системе общества.
- 27. Государство и общественные объединения.
- 28. Государство и церковь.
- 29. Государство и экономика.
- 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
- 31. Сущность и основные черты правового государства
- 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
- 33. Социальное государство: понятие и функции.
- 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
- 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
- 36. Основные подходы к пониманию права.
- 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
- 38. Принципы права: понятие и классификация.
- 39. Функции права.
- 40. Понятие и виды социальных норм.
- 41. Понятие и виды источников права.
- 42. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
- 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
- 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
- 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
- 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
- 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
- 1. Общие подзаконные акты.
- 43. Судебный прецедент в системе источников права.
- 44. Договор как источник права.
- 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
- 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
- 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
- 49. Понятие и признаки нормы права.
- 50. Структура нормы права.
- 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
- 52. Классификация норм права.
- 53. Понятие и структура системы права.
- 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
- 55. Типология правовых систем.
- 56. Международное право и национальные правовые системы.
- 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
- 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
- 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
- 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
- 61. Систематизация законодательства.
- 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
- 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
- 64. Субъективные права и юридические обязанности.
- 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
- 66. Понятие, формы и методы реализации права.
- 67. Применение права как особая форма его реализации.
- 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
- 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
- 70. Толкование права: понятие и функции.
- 71. Виды и способы толкования.
- 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
- 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
- 74. Эффективность действия права.
- 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
- 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
- 77. Правовые режимы: понятие и виды.
- 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
- 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
- 81. Понятие и принципы законности.
- 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
- 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
- 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
- 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
- 86. Злоупотребление правом
- 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
- 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
- 89. Правосознание и правовая культура
- 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления