16. Государственный режим.
Под государственным режимомпонимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос.власти.
Гос.режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении классовых сил. Гос. режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.
О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них являются следующие: - способы и порядок формирования органов гос.власти, управления и правосудия;
- порядок распределения между различными гос.органами компетенции и характер их взаимоотношений;
- степень реальности прав и свобод граждан;
- роль права в жизни общества и в решении гос.дел;
- место и роль в гос.механизме армии, полиции, разведки, контрразведки и других аналогичных им структур;
- степень реального участия граждан и их объединений в гос. и общественно-политической жизни, в управлении государством;
- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.
Политическая практика подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс «во всех странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ…Второй метод – метод «либерализма», шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д.». В зависимости от того, какой из этих методов осуществления гос.власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида гос.режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).
Авторитарныйрежим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Власть не формируется и не контролируется народом; он не имеет гарантий перед лицом абсолютно бесконтрольной, авторитарной власти. Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитарного режима являетсяфашистский.
Характерными признаками буржуазно-демократического режимаявляются следующие:
- конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций;
- существование ряда политических (в том числе оппозиционных)партий;
- выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти;
- официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности;
- принцип разделения властей и др.
Демократия(от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).
В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.
Демократия как политический режим общества характеризуется таким взаимоотношением государства с населением, при котором населению предоставляется право:
- избирать представительные органы власти: парламент, органы местного самоуправления, а также президента страны;
- участвовать в референдумах. Население непосредственно участвует в законотворческом процессе и само в ходе тайного голосования решает вопрос о принятии закона, вынесенного на референдум. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство взрослого населения страны, принявшего участие в референдуме;
- выражать свою политическую волю, свободу слова путем беспрепятственного участия в митингах, шествиях и демонстрациях;
- вступать в различного рода общественные объединения и политические партии, принимать активное участие в их деятельности;
- защищать предоставленные конституцией и законами права от любых посягательств, в том числе и незаконных решений органов государства и должностных лиц, путем обращения в судебные и иные компетентные органы.
Тоталитаризм это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии вXXв., в эпоху индустриального развития. Деспотия – власть, ничем не ограниченная, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы – политической, экономической, духовной и т.д. Тоталитаризм создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом принуждении.
Интересно, что тоталитарные режимы стремятся имитировать демократию, прикрывают псевдодемократическим фасадом свою деспотическую сущность. Но при этом псевдодемократические институты (например, «советской демократии»), во-первых, реально не избираются, а формируются из самих функционеров власти и лиц, доказавших свою лояльность режиму. Во-вторых, даже сформированные таким способом органы не принимают никаких самостоятельных решений, а лишь формально утверждают решения, принятые институтами реальной власти.
Тоталитарные системы характеризуются следующими признаками:
внеэкономическое принуждение к труду;
политическое, экономическое, военное и иделогическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии);
монолитная партия нового типа. Построенная по строго иерархическому принципу (это не полит.партия в обычном смысле, а основная организационная структура в механизме тотальной власти. Аппарат этой партии составляет тоталитарная бюрократия, а ее рядовые члены – это те, кто демонстрирует особую лояльность по отношению к власти и готовы стать функционерами режима);
политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти);
венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточившего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть;
псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся);
мощная следящая и карательная системы, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодателя;
милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика;
принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия;
нагнетение путем репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).
- 2. Содержание и структура тгп:
- Ее связь с философскими и политическими науками.
- 5. Возникновение и развитие тгп в России.
- 6. Причины и пути происхождения государства.
- 7. Происхождение права.
- 8. Теории происхождения государства и права.
- 9. Власть и ее виды. Государственная власть.
- 10. Государство: понятие, сущность, основные признаки.
- 11. Суверенитет государства: понятие и содержание.
- 12. Типология государства: понятие и основные подходы.
- 13. Понятие и классификация форм государства
- 14. Форма правления.
- 15. Форма государственного устройства.
- 16. Государственный режим.
- 17. Демократия и ее основные формы.
- 18. Снг: политические и правовые аспекты.
- 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
- 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
- 21. Понятие и структура механизма государства.
- 22. Понятие и виды органов государства
- 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
- 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
- 26. Место и роль государства в политической системе общества.
- 27. Государство и общественные объединения.
- 28. Государство и церковь.
- 29. Государство и экономика.
- 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
- 31. Сущность и основные черты правового государства
- 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
- 33. Социальное государство: понятие и функции.
- 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
- 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
- 36. Основные подходы к пониманию права.
- 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
- 38. Принципы права: понятие и классификация.
- 39. Функции права.
- 40. Понятие и виды социальных норм.
- 41. Понятие и виды источников права.
- 42. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
- 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
- 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
- 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
- 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
- 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
- 1. Общие подзаконные акты.
- 43. Судебный прецедент в системе источников права.
- 44. Договор как источник права.
- 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
- 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
- 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
- 49. Понятие и признаки нормы права.
- 50. Структура нормы права.
- 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
- 52. Классификация норм права.
- 53. Понятие и структура системы права.
- 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
- 55. Типология правовых систем.
- 56. Международное право и национальные правовые системы.
- 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
- 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
- 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
- 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
- 61. Систематизация законодательства.
- 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
- 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
- 64. Субъективные права и юридические обязанности.
- 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
- 66. Понятие, формы и методы реализации права.
- 67. Применение права как особая форма его реализации.
- 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
- 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
- 70. Толкование права: понятие и функции.
- 71. Виды и способы толкования.
- 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
- 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
- 74. Эффективность действия права.
- 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
- 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
- 77. Правовые режимы: понятие и виды.
- 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
- 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
- 81. Понятие и принципы законности.
- 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
- 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
- 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
- 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
- 86. Злоупотребление правом
- 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
- 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
- 89. Правосознание и правовая культура
- 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления