77. Правовые режимы: понятие и виды.
Правовой режим – порядок урегулирования, который выражен в комплексе правовых средств,характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.
Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».
Выделим четыре основных признака правовых режимов: 1) устанавливаются и обеспечиваются государством; 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне; 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.
Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям: по предмету правового регулирования — конституционный, административный, трудовой и т. д.; по юридической природе — материальные и процессуальные; по субъектам — правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.; по форме выражения — нормативный и договорной. Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично: в одном — по методу воздействия на общественные отношения, в другом — по статусу субъекта, в третьем — по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.
Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.
В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).
Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.
Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.
Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.
Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции и т. д.
- 2. Содержание и структура тгп:
- Ее связь с философскими и политическими науками.
- 5. Возникновение и развитие тгп в России.
- 6. Причины и пути происхождения государства.
- 7. Происхождение права.
- 8. Теории происхождения государства и права.
- 9. Власть и ее виды. Государственная власть.
- 10. Государство: понятие, сущность, основные признаки.
- 11. Суверенитет государства: понятие и содержание.
- 12. Типология государства: понятие и основные подходы.
- 13. Понятие и классификация форм государства
- 14. Форма правления.
- 15. Форма государственного устройства.
- 16. Государственный режим.
- 17. Демократия и ее основные формы.
- 18. Снг: политические и правовые аспекты.
- 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
- 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
- 21. Понятие и структура механизма государства.
- 22. Понятие и виды органов государства
- 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
- 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
- 26. Место и роль государства в политической системе общества.
- 27. Государство и общественные объединения.
- 28. Государство и церковь.
- 29. Государство и экономика.
- 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
- 31. Сущность и основные черты правового государства
- 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
- 33. Социальное государство: понятие и функции.
- 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
- 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
- 36. Основные подходы к пониманию права.
- 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
- 38. Принципы права: понятие и классификация.
- 39. Функции права.
- 40. Понятие и виды социальных норм.
- 41. Понятие и виды источников права.
- 42. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
- 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
- 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
- 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
- 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
- 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
- 1. Общие подзаконные акты.
- 43. Судебный прецедент в системе источников права.
- 44. Договор как источник права.
- 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
- 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
- 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
- 49. Понятие и признаки нормы права.
- 50. Структура нормы права.
- 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
- 52. Классификация норм права.
- 53. Понятие и структура системы права.
- 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
- 55. Типология правовых систем.
- 56. Международное право и национальные правовые системы.
- 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
- 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
- 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
- 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
- 61. Систематизация законодательства.
- 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
- 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
- 64. Субъективные права и юридические обязанности.
- 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
- 66. Понятие, формы и методы реализации права.
- 67. Применение права как особая форма его реализации.
- 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
- 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
- 70. Толкование права: понятие и функции.
- 71. Виды и способы толкования.
- 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
- 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
- 74. Эффективность действия права.
- 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
- 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
- 77. Правовые режимы: понятие и виды.
- 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
- 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
- 81. Понятие и принципы законности.
- 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
- 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
- 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
- 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
- 86. Злоупотребление правом
- 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
- 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
- 89. Правосознание и правовая культура
- 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления