logo search
билеты по КП

11. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.

Конст.-прав. нормы – установленные или санкционированные гос-вом общеобяз. правила поведения, регулирующие конст. отношения. Наряду с общими признаками прав. норм, конст.-прав. нормы отличаются от норм др. отраслей права: своим содержанием – зависит от той сферы обществ. отношений, на регулирование кот. эти нормы направлены; источниками, в кот. они выражены – основополагающие нормы конст. права закреплены в К РФ; своеобразием видов – много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи); учредительным характером содержащихся в них предписаний – конст.-прав. нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех др. прав. норм порядок; специфич. характером субъектов, на регулирование отношений между кот. они направлены – народ, гос-во, глава гос-ва, представительные (законодат.) органы гос. власти. Классификация конст.-прав. норм: по содержанию (по кругу регулируемых обществ. отношений, а, след., по принадлежности нормы к тому или иному конст.-прав. институту): нормы, регулирующие основы конст. строя; нормы, регулирующие основы прав. статуса чел. и гражданина; нормы, регулирующие федерат. устройство; нормы, регулирующие органы гос-ва, органы местного самоуправления. по юр. силе: нормы, закрепленные в К РФ; нормы, закрепленные в ФКЗ; нормы, закрепленные в ФЗ; нормы, закрепленные в остальных нпа, не противоречащих К РФ. по террит. действия: нормы, действующие на всей террит. РФ; нормы, действующие на террит. республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах террит., на кот. осуществляется МСУ (муниципальные образования). по характеру предписания: Управомочивающие нормы – закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, напр., нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех гос. органов (статьи 71, 72, 73, 83 – 90, 102, 103 К РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в К нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи. Обязывающие нормы – закрепляют в конкр. форме обязанности субъектов совершать опред. действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конст. обязанности граждан, а также все нормы, в кот. исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Запрещающие нормы – содержат в своих предписаниях запреты на совершение опред. действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»). по степени определенности предписаний: Императивные нормы – в кот. однозначно опред. вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Напр., часть 4, статьи 111 К РФ: После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы. Диспозитивные нормы – предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Напр., ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. по назначению в механизме прав. регулирования: Материальные нормыпредусматривают содержание действий по прав. регулированию обществ. отношений; Процессуальные (процедурные) нормы определяют формы, в кот. материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными явл. нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных прав. актов и т.д. В качестве спец. свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов гос. власти, о проведении референдумов. Конст.-прав. институты – совокупность родственных прав. норм, регулирующих однородную группу обществ. отношений. Главный критерий объединения норм в прав. институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой прав. единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них прав. специфику. В конст.-прав. институте объединяются нормы самых различных видов: нормы К РФ, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юр. силой). В составе конст.-прав. института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности прав. предписания и по др. признакам. Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют 5 ведущих отраслевых институтов конст. права: основы конст. строя; основы прав. статуса человека и гражданина; федеративное устройство гос-ва; система гос. власти; система местного самоуправления. По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в н.в. обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).