61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деят.
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997(без изменений): Должность Уполн. по правам человека учреждается в соответствии с К РФ в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполн. назначается на должность и освобождается от должности Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы тайным голосованием, сроком на 5 лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено на должность Уполн. более чем на 2 срока подряд. Уполн. способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами м/н права, развитию м/н сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Уполн. при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо гос. органам и должностным лицам; руководствуется К РФ, настоящим ФКЗ, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами м/н права, м/н договорами РФ. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деят. Уполн. и не влечет ограничения его компетенции. На должность Уполн. назначается лицо, явл. гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполн. не может явл. депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой или неоплачиваемой деят., за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деят. Уполн. не вправе заниматься полит. деят. Предложения о кандидатах вносятся в Госдуму Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполн.. При вступлении в должность Уполн. приносит присягу и считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Уполн. обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Уполн. досрочно освобождается от должности (постановлением Госдумы) в случаях: занятия деят., несовместимой с должностью Уполн.; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполн.; ввиду его неспособности по сост. здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий. Уполн. рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностр. граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) гос. органов, органов МСУ, должностных лиц, гос. служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполн. не рассматривает жалобы на решения палат Фед. Собрания РФ и законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении; не облагается гос. пошлиной. Жалобы, адресованные Уполн. лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполн. Получив жалобу, Уполн. имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, кот. тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу гос. органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции кот. относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению (должен быть мотивирован; обжалованию не подлежит). По вопросам своей деят. Уполн. пользуется правом безотлагательного приема руководителями и др. должностными лицами расположенных на территории РФ органов гос. власти, органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-прав. форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания. По результатам рассмотрения жалобы Уполн. вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) гос. органа, органа МСУ или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) кот. усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполн. вправе: направлять гос. органам, должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан; обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении фед. законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов законодательстве. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполн. вправе выступить с докладом на очередном заседании Госдумы. По окончании календарного года Уполн. направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ и Ген. прокурору РФ. Эти доклады подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете". Для обеспечения деятельности Уполн. создается рабочий аппарат, вместе они явл. гос. органом с правом юр. лица. При Уполн. в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
- 1. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции рф.
- 2. Гарантии равенства парламентских партий при освещении их деят. В сми.
- 3. Гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина.
- 4. Государственная поддержка политических партий.
- 5. Гос. Регулирование миграционных процессов. Миграционный учёт иностр. Граждан и лиц без гражданства в рф.
- 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
- 7. Источники конституционного права рф как отрасли права и как науки.
- 8. Конст. Закрепление принципа многопартийности и практика его реализации в рф.
- 9. Конст. Закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф.
- 10. Конституционно-правовая ответственность.
- 11. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
- 12. Конст.-прав.Отношения: понятия, виды, основания возникновения и прекращения.
- 13. Международные договоры рф, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф как источники конституционного права.
- 14. Место конституционного права в системе права рф.
- 15. Обеспечение верховенства к рф и федерального законодательства.
- 16. Обеспечение доступа к информации о деят. Гос. Органов и органов местного самоуправления.
- 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
- 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чп.
- 19. Определение результатов референдума рф. Вступление в силу и юр. Сила решения, принятого на референдуме рф.
- 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
- 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства рф.
- 22. Основные обязанности граждан рф.
- 23. Основы конституционного строя рф как государственно-правовой институт.
- 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
- 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
- 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
- 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
- 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
- 30. Понятие и принципы гражданства рф.
- 31. Понятие и сущность конституции.
- 32. Понятие основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
- 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
- 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
- 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений.
- 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
- 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
- 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации.
- 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
- 45. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.
- 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
- 49. Прекращение гражданства Российской Федерации.
- 50. Принципы правового статуса человека и гражданина в рф.
- 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
- 52. Российская Федерация – светское государство.
- 53. Российская Федерация – социальное государство.
- 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
- 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
- 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
- 58. Структура Конституции Российской Федерации.
- 59. Суверенитет Российской Федерации. Охрана государственного суверенитета.
- 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
- 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деят.
- 62. Фкз и фз как источники конституционного права.
- 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
- 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
- 65. Этапы развития Конституции Российской Федерации.
- 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.