logo
билеты по КП

61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деят.

ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997(без изменений): Должность Уполн. по правам человека учреждается в соответствии с К РФ в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполн. назначается на должность и освобождается от должности Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы тайным голосованием, сроком на 5 лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено на должность Уполн. более чем на 2 срока подряд. Уполн. способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами м/н права, развитию м/н сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Уполн. при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо гос. органам и должностным лицам; руководствуется К РФ, настоящим ФКЗ, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами м/н права, м/н договорами РФ. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деят. Уполн. и не влечет ограничения его компетенции. На должность Уполн. назначается лицо, явл. гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполн. не может явл. депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой или неоплачиваемой деят., за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деят. Уполн. не вправе заниматься полит. деят. Предложения о кандидатах вносятся в Госдуму Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполн.. При вступлении в должность Уполн. приносит присягу и считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Уполн. обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Уполн. досрочно освобождается от должности (постановлением Госдумы) в случаях: занятия деят., несовместимой с должностью Уполн.; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполн.; ввиду его неспособности по сост. здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий. Уполн. рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностр. граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) гос. органов, органов МСУ, должностных лиц, гос. служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполн. не рассматривает жалобы на решения палат Фед. Собрания РФ и законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении; не облагается гос. пошлиной. Жалобы, адресованные Уполн. лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполн. Получив жалобу, Уполн. имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, кот. тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу гос. органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции кот. относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению (должен быть мотивирован; обжалованию не подлежит). По вопросам своей деят. Уполн. пользуется правом безотлагательного приема руководителями и др. должностными лицами расположенных на территории РФ органов гос. власти, органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-прав. форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания. По результатам рассмотрения жалобы Уполн. вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) гос. органа, органа МСУ или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) кот. усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполн. вправе: направлять гос. органам, должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан; обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении фед. законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов законодательстве. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполн. вправе выступить с докладом на очередном заседании Госдумы. По окончании календарного года Уполн. направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ и Ген. прокурору РФ. Эти доклады подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете". Для обеспечения деятельности Уполн. создается рабочий аппарат, вместе они явл. гос. органом с правом юр. лица. При Уполн. в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.